12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боборикина Любовь Михайловна19
2

Статья на тему «Семейный клуб как активная форма работы с родителями по формированию ответственного родительства»

Семейный клуб как активная форма работы с родителями по формированию ответственного родительства

Л.М. Боборикина

МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида»
г.Петропавловск-Камчатский

Педагог-психолог высшей категории

Семья является первой школой воспитания для ребёнка. И то, что он приобретает в семье, сохраняется на всю его последующую жизнь. Не случайно говорится, что «все мы родом из детства». Все наши взрослые проблемы имеют корни именно в детстве, в период закладки нашей личности, во взаимоотношении со значимыми для нас людьми. Взаимодействие ребенка с родителями, как с первыми, значимыми для него взрослыми, является первым опытом взаимодействия с окружающим его миром. Этот опыт закрепляется в сознании ребёнка и формирует в дальнейшем определенные модели его поведения с другими людьми. В своих работах ещё Л.С. Выготский, а позднее А.В. Запорожец, писали о значении авторитета родителей для развития нравственной и психоэмоциональной сфер ребёнка. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темп развития ребёнка. В процессе воспитания родители также передают своим детям собственные страхи, тревоги, установки. Между поведением родителей и поведением детей всегда прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» формируют у ребенка чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию его личности, а «отвержение» напротив, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию [3]. Поэтому очень важно помочь понять родителям, что личностное развитие ребёнка не должно идти стихийно.

Вопросы семейного воспитания рассматривались и рассматриваются многими специалистами: социологами, педагогами, психологами, психотерапевтами (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемилер, А.Я. Варга, А.И. Спиваковская, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, и др.). Данные авторы, в своих трудах, затрагивают все сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребёнка и отношения к нему родителей, характерные особенности личности ребёнка являющиеся результатом воздействия семьи, особенности личности самих родителей, характер их супружеских отношений и т.д. Именно отношения с близким взрослым, играет решающую роль для развития ребёнка.

Происходящие в системе образования процессы демократизации, вариативность, разные инновационные программы обусловили поиск решения проблемы взаимодействия дошкольной организации с семьёй и создания условий для повышения психолого-педагогических компетенций родителей.

Ещё В.А. Сухомлинский писал в своё время о необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни общественного учреждения, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первая ячейка нашего общества, невозможно образование и невозможен моральный прогресс общества».

Идея взаимодействия семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей, общественности нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, таких как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, «Положение о дошкольном образовательном учреждении» и др.

В п.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» чётко прописано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

В п.2 статьи 44 этого же закона говорится, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений [2].

В основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации на современном этапе заложены следующие принципы:

Педагоги и родители являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.

Помощь, уважение, доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так со стороны и родителей.

Знание и педагогами, и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

Меняется сейчас и позиция самой дошкольной организации в работе с семьёй. Учитывая, что родители являются участниками воспитательного процесса, каждое ДОО теперь не только воспитывает детей, но и консультирует родителей по вопросам развития и воспитания.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, и др. Решение проблем в семье требует от супругов компетенции и зрелости. Большинство родителей традиционно доверяют только своему жизненному опыту, который опирается на опыт их собственных родителей, потому что это знакомо, а значит понятно. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии, потому что нет образцов того, как справляться с данной проблемой. А ощущение несостоятельности (в любой из сфер бытия) для большинства людей очень болезненно. В этом случае непрерывное образование самих взрослых выступает фактором поддержки их социальной грамотности и компетентности. Работа с семьей должна учитывать все современные подходы к этой проблеме.

Главной задачей на сегодняшний момент является обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач, взятию на себя ответственности в деле воспитания собственных детей.

Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий так же и от педагогического коллектива ДОО.

В семье, где подрастают дети, у родителей из года в год появляются все новые и новые проблемы, связанные с детским воспитанием и развитием. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как и в какие игры с ним играть, как справляться с его непослушанием и капризами и т.д. Где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы? Не каждый родитель решается прийти на консультацию к специалисту. Многие считают, что только у них есть такая проблема с ребёнком и стесняются её озвучить. Особенно трудности возникают у родителей, которые имеют первого ребёнка. Хотя с этим сталкиваются и более опытные родители. Ведь дети все разные.

Поэтому, именно таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В нём ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания и всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, а в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Родители сегодня хотят научиться эффективно воспитывать своих детей, но им не хватает психолого-педагогической грамотности. Отсюда и вытекает необходимость психопрофилактической работы по гармонизации детско-родительских отношений.

Взаимодействие педагога с родителями должны строиться на принципах сотрудничества, доброжелательности и индивидуальности.

Современные условия требуют новых подходов, методов и способов работы с родителями.

Родительский клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить целенаправленное и эффективное взаимодействие детского сада с родителями. Эту форму можно рассматривать и как модель групповой консультативной работы с родителями воспитанников, чаще более эффективную, чем даже индивидуальное консультирование. В целом, работа клуба является большим шагом в направлении формирования психологического мышления и психологической культуры родителей. Многие современные родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им просто не хватает элементарной психологической и педагогической грамотности, чтобы как-то решать свои проблемы.

На занятиях клуба анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на себя как бы со стороны. Такой взгляд помогает лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые выбираются родителями, как правило, неосознанно и обычно перенимаются либо от своих родителей «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социума и средств массовой информации в виде установок. Групповые эффекты также дают возможность снять ощущение уникальности и единственности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, поддержку и понимание со стороны специалиста.

Из всего сказанного выше можно сделать обоснованный вывод о том, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Именно поэтому наша образовательная организация отдала предпочтение этой форме работы с родителями, которая способствует не только передаче необходимых педагогических и психологических знаний, в соответствии с запросами родителей и с учетом возраста детей, но и обучению в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка, эффективному взаимодействию родителей и детей.

В октябре 2015 года был организован для родителей клуб «Заботливый родитель» (далее – Клуб), который функционирует на базе нашего сада по нынешнее время.

Целью работы Клуба является повышение психолого-педагогических компетенций родителей, гармонизация детско-родительских отношений в семье. Данная цель реализуется через следующие задачи:

обеспечение эффективного взаимодействия между ДОО и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей;

просвещение родителей воспитанников в области психологии и педагогики с учётом потребностей и особенностей семей;

повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка;

содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребёнка;

помощь родителям в осознании своих психологических установок в отношении воспитания детей, обогащения детско-родительских отношений.

Функционирование Клуба основывается на следующих основных принципах:

первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

компетентности и достоверности (вся сообщаемая информация должна опираться на научные медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

практикоориентированности информации (практические рекомендации родителям должна быть доступными для использования в их жизни);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

формирования у родителей установки на самостоятельное решение проблемы.

Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с Положением о родительском клубе «Заботливый родитель» и не противоречит действующим нормативно-правовым актам. Работа Клуба строится на основе календарно-тематического планирования на учебный год, с учётом интересов родителей, по результатам анкетирования, опросов на родительских собраниях и запросов родителей в ходе консультаций. Занятия в Клубе проводятся 1 раз в месяц в вечернее время. Продолжительность занятий определяется их тематикой и в среднем составляет 1-1,5 часа. Программа Клуба предусматривает 8 - 9 занятий в год. Группа родителей формируется на свободной основе и является открытой для новых участников. Участниками Клуба являются как родители детей раннего дошкольного возраста (3-5 лет), так и родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Первая встреча в Клубе каждый год начинается со знакомства педагогов и родителей с использованием интерактивных методов, что способствует объединению участников, созданию благоприятного климата для дальнейших встреч.

Родителям детей 3-5 лет предлагаются темы, в которых раскрываются:

особенности поведенческих проявлений ребёнка в период кризиса 3 лет. В ходе практических упражнений родители учатся взаимодействовать с ребёнком этого возраста, понимать его потребности;

стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребёнка. В ходе упражнений родители учатся определять стили воспитания и описывать их особенности;

возможности игрушки для развития и воспитания ребёнка. В ходе упражнений родители самостоятельно учатся выбирать полезные, бесполезные и вредные для развития ребёнка игрушки;

цели игр и упражнений на развитие познавательных процессов и мелкой моторики ребёнка.

Также в работе Клуба предусматривается проведение занятий совместно с родителями и детьми старшего дошкольного возраста, которые помогают в формировании позитивных форм общения в семье через развитие взаимопонимания взрослых и детей, способствуют гармонизации детско-родительских отношений. Упражнения и игры, которые используются на этих занятиях, помогают родителям лучше понимать себя и своего ребёнка.

Занятия имеют определённую структуру, которая помогает добиваться поставленных задач максимально эффективно и выглядит следующим образом:

1.Ритуал приветствия. Служит созданию непринуждённой, доверительной атмосферы общения, формированию позитивной мотивации к взаимодействию, установлению эмоционального контакта между всеми участниками.

На этом этапе используют игры и упражнения, помогающие снять эмоциональное напряжение родителей, создать атмосферу доверия и психологического комфорта. А также упражнения, позволяющие родителям озвучить свои ожидания от занятия. Для каждого занятия подбираются разные игры и упражнения.

2. Основная часть. В неё входят тематическая минилекция и практическая часть с использованием интерактивных методов, направленных на реализацию целей и задач занятия, включение участников в продуктивную деятельность и взаимодействие.

Каждая минилекция посвящена теме занятия. Например, основные симптомы, характерные для поведения ребёнка в период кризиса 3-х лет с примерами. Затем следует практическая часть, в которую входят:

разбор разных ситуаций, возникающих у родителей при общении с детьми этого возраста. Родители взаимодействуют в парах или в тройках. Проработка каждой ситуации в подгруппе аргументируется самими родителями и затем обсуждается всеми участниками;

упражнения на распознавание своих и чужих эмоций и их принятие, например «Угадай эмоцию», «Калоши счастья» и др.;

арт-терапевтические упражнения, например: «Рисунок семьи в образе цветов», «Дети цветы жизни», портрет ребёнка на стекле и др. Иногда даётся задание что-то мастерить своими руками, используя ножницы и цветную бумагу.

После проведённой плодотворной работы психолог знакомит родителей с памятками или буклетами по данной теме. Это помогает родителям, уже дома, ещё раз вспомнить и закрепить пройденное.

3. Заключительная часть. Закрепление положительных эмоций от работы на занятии, получение обратной связи от участников. Родители также имеют возможность задать волнующие их вопросы, уточнить непонятные моменты.

На данном этапе проводится рефлексия занятия, в ходе которой родителям предлагается оценить занятие с позиции интереса, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Например: «Продолжи предложение: «Работая в группе, я поняла….». Родители делятся своими эмоциями, как они себя чувствуют «здесь и сейчас».

Ритуал прощания. Он необходим для формирования ощущения целостности и завершённости занятия, эмоционального сплочения группы. Обычно это упражнения на выражение благодарности друг другу, например: «… (имя участника), я благодарю Вас, что помогли мне увидеть или понять… (что именно)» и т.п.

В ходе работы Клуба реализуется его основная идея — способствовать установлению и развитию гармоничных отношений между родителем и ребенком, что в свою очередь будет способствовать и более успешной социализации ребенка в обществе.

За весь период работы Клуба родители, посещающие занятия, оставили на сайте учреждения много положительных отзывов, где выразили удовлетворенность занятиями, их полезность для себя в решении возникающих вопросов. Они отмечали, что «занятия были интересными и полезными, помогли лучше узнать и понять своего ребёнка, помогли увидеть свои ошибки воспитания, неправильного отношения к ребёнку, улучшить общение с ребенком и его поведение». Также об интересе к занятиям Клуба говорит динамика посещаемости: если сначала занятия посещали в среднем 8-10 родителей, то сейчас уже 15 -20 человек.

Положительные изменения в отношениях родителей и детей, отмечают и воспитатели групп, в которых данные занятия проводились. Родители воспитанников этих групп стали более сплочёнными между собой и менее конфликтными. Сами воспитатели с интересом и увлечённо принимают участие в занятиях Клуба. Дети тоже с желанием и большим интересом участвуют в совместных с родителями занятиях.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что родительский Клуб является необходимой социальной площадкой на пути решения ряда проблем семейного воспитания, укрепления детско-родительских отношений. Участие родителей в работе Клуба способствует возникновению у них желания и умения общаться за рамками собственных стереотипов и установок, искать выход из возникающих трудных ситуаций [4]. Родительский Клуб, как активная форма работы с родителями воспитанников с целью повышения их психолого-педагогических компетенций и гармонизации детско-родительских отношений, помогает формировать у родителей ответственность в деле воспитания собственных детей.

Библиографический список:

Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: советы психолога /Л.Н. Галигузова Е.О. Смирнова Е.О. - М.: Аркти, 2004. – 158 с.

Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

Каракозова Н.Ю. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие /Н.Ю. Каракозова, А.И. Мязина А.А. Кудрина, - СПб.: «Речь», 2012. – 116 с.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. – 384 с.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт. – сост. С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2011.- 240 с.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.