Подготовительные и подводящие упражнения для овладения элементами волейбола
Подготовительные и подводящие упражнения для овладения основными элементами волейбола
Спортивная игра «Волейбол» входит в десятку самых популярных спортивных игр в мире и считается одним из самых популярных видов спорта в нашей стране. Тенденция популярности волейбола обусловлена несколькими факторами, среди которых: поддержка со стороны государства, большое количество турниров и соревнований, высокий уровень подготовки игроков бывшего СССР и настоящей России. В настоящее время для еще большей популяризации волейбола придумывают самые разнообразные разновидности этой игры – помимо олимпийских - классического и пляжного, есть - мини-волейбол, фаустбол, воллибол. Для любителей - волейбол распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте способов передачи мяча и доступности инвентаря, обычно проводимое на пляжах, ровных площадках, спортзалах.
Многие продвинутые руководители предприятий, организаций практикуют для своих сотрудников устраивать выездные пикники на природу с проведением различной физической деятельности. Наблюдая за отношением между людьми, можно отметить, что симпатия и уважение к человеку возникает сразу, когда окружающие видят - умеет ли он поддержать игру в группе, команде. Иногда спокойный, медленный, атипичный человек, в игре становится активным, подвижным, энергичным, жизнерадостным – преобразуясь из предыдущего своего образа. Только благодаря этому можно сделать вывод, что этот человек надежный, внимательный, работоспособный, способный найти взаимодействие в коллективе.
На протяжении всего школьного образования с 1968 года и по сей день программный материал и в дальнейшем модуль «Волейбол» входил в учебный предмет «Физическая культура». Количество часов по предмету «Физическая культура» на овладение элементами данной игры варьируется от 10 до 24 в учебный год, многое зависит от материальной базы, климатических условий, подготовленных кадров.
Никто не говорит, что каждый должен отлично научиться играть в волейбол – уметь выполнять (нападающий) атакующий удар для эффективного завершения игровой комбинации и действий команды, иногда достаточно овладеть основными элементами и способами техники для дальнейшего совершенствования или просто поддержания своей двигательной деятельности средствами этой игры.
Как же за быстро освоить основные технические приемы, элементы и способы владения мячом в волейболе на уроках физической культуры?
Особая роль в овладении определенными техническими приемами и принадлежит как раз подготовительным и подводящим упражнениям к определенному техническому действию. От успешного обучения приема и передачи мяча сверху двумя руками во многом зависит обучение волейболу вообще.
Подготовительное упражнение — это упражнение, которое направлено на общую подготовку и развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости). Такие упражнения помогают освоить простые движения, которые схожи по характеру с более сложными и развить качества, нужные для выполнения основного упражнения.
Подводящими упражнениями считаются упражнения, подготавливающие опорно-двигательный аппарат к сложным или сложно-координационным движениям. Такие упражнения необходимы не только новичкам, но и всем тренирующимся.
Основными техническими приемами игры в волейбол являются:
1. Стойки и перемещения.
2. Верхняя передача.
3. Нижняя передача (приём).
4. Подача.
5. Нападающий удар.
6. Блокирование.
Чтобы игрокам уметь взаимодействовать на площадке нужно как минимум уметь подавать, принимать и передавать мяч. Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический прием волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Не овладев приемом и передачей мяча сверху, невозможно добиться значительных успехов в волейболе.
Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога слегка впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вверх и согнуты в локтях. Кисти соприкасаются с мячом над головой, пальцы плотно обхватывают мяч, образующие своеобразную воронку (момент приема). Для правильного расположения пальцев на мяче при верхней передаче в волейболе пальцы должны быть расставлены. Указательные и большие пальцы формируют треугольник, при этом большие направлены в нос игрока, а не навстречу мячу. Ноги и руки выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичном движении пальцев мячу придается нужное направление.
Изучение верхней передачи начинается с первых занятий, которая требует определенного развития силы мышц верхнего плечевого пояса.
Рис. Техника передачи мяча сверху.
Для развития верхнего плечевого пояса можно использовать следующие упражнения.
Подготовительные упражнения для развития верхнего плечевого пояса:
1.Отталкивание руками наклоненного тела от стены.
2.Отталкивание пальцами наклоненного тела от стены, с правильным расположением пальцев (волейбольным приемом).
3.Отжимания.
4.Отжимания на пальцах.
5.Удержание упора лежа на пальцах (время).
6. Броски набивного мяча над собой и ловля в средней и низкой стойках.
7. Бег с набивным мячом в руках, остановка двойным шагом и бросок мяча снизу назад прямыми руками.
Все упражнения должны быть индивидуальны и дифференцированы с учетом возраста, пола, подготовленности школьника.
Подводящие упражнения для освоения верхней передачи мяча:
1. Упражнение мяч на полу, взять мяч пальцами - следить за правильным расположением пальцев рук на мяче, поднять мяч над головой, опустить мяч на пол.
2. Прием и передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подвешенного на шнуре.
3. Многократные передачи мяча над собой сверху с ловлей волейбольным приемом, в дальнейшем добавить хлопок в ладоши.
4. Многократные передачи мяча над собой на высоту до 50 см и выше.
5. Передача мяча в стену на близком расстоянии с различным темпом с ловлей мяча волейбольным приемом.
6. Передача мяча в стену на близком расстоянии с перемещением приставными шагами вправо, влево.
7. Передачи мяча в стену на вытянутых вверх руках.
8. Передача мяча в стену на близком расстоянии с наклонами тела вправо, влево.
9. Передача мяча в стену с приседанием.
10. Передача мяча в стену одной рукой.
11. Передачи в парах – партнер набрасывает мяч руками для передачи сверху – тренирующийся принимает мяч и выполняет передачу мяча сверху.
12. В тройках (и.п. в одну линию) партнер набрасывает мяч руками для передачи сверху – тренирующийся выполняет передачу сверху себе за спину – другой партнер ловит мяч, тренирующийся разворачивается и передачи продолжаются, после нескольких выполнений партнеры меняются местами.
13. Передачи с перемещением (и.п. два игрока стоят на одной стороне площадки – один на другой, лицом друг к другу), партнер в паре выполняет передачу партнеру напротив и бежит на его место, партнер выполняет передачу сверху партнеру на другой стороне площадки и бежит на его место, и т.д.
По количеству учебных часов, предусмотренных программой, обучение приема и передачи мяча снизу уступает обучению приема и передачи мяча сверху, однако это не менее важное звено в подготовке обучающихся.
Подводящие упражнения для освоения нижней передачи мяча:
1. Игра «Снизу-сверху». Учитель подает команду «Снизу-сверху», обучающиеся делают руки либо для передачи сверху или приема снизу.
2. Удерживая мяч на предплечьях, руки вперед, кисти удерживаются между собой волейбольным приемом – движения руками вправо- влево (мяч не должен падать).
3. Подбросить мяч руками снизу – сомкнуть руки, отбить мяч снизу над собой волейбольным приемом – поймать мяч руками.
4. Прием снизу подвешенного волейбольного мяча (стоя на месте и после перемещения.
5. Многократные передачи мяча снизу (впереди себя, высота 30-40см)
6. Многократные передачи мяча над собой с чередованием верхней передачи и приема снизу (снизу-сверху).
7. Тренирующийся выполняет нижнюю передачу в стену продолжая выполнять прием после отскока.
8. Тренирующийся сам себе подбрасывает мяч из-за головы в стену, становится на стойку приема и после отскока от отбивает мяч снизу над собой – ловит мяч (повторяет).
9. В парах (и.п. лицом друг к другу) – партнер набрасывает мяч для отбивания снизу, тренирующийся выполняет передачу снизу партнеру, после нескольких выполнений партнеры меняются ролями.
10. В парах. Один учащийся верхней передачей посылает мяч партнеру так, чтобы тот принимал мяч снизу двумя руками.
Для наиболее эффективного овладения данными приемами игры, (передачи сверху и передачи (приема) снизу) - необходимо, практически везде, чтобы на каждого был мяч. Только таким образом можно добиться, чтобы обучающиеся в школе к 7-8 классу уже устойчиво владели передачами сверху и снизу.