12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Новокрещенова Алла Владимировна41
Учитель русского языка и литературы
Россия, Самарская обл., Самара

ГКОУ «ВСШ при ИТУ Самарской области»














Методическое объединение учителей русского языка и литературы


ДОКЛАД


«Подготовка обучающихся 12-х классов к написанию итогового изложения в 2022-2023 учебном году»


Подготовила учитель русского языка

и литературы филиала № 1

Алла Владимировна Новокрещенова





















Самара 2022 г.



СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление.

Особенность изложения как вида работы с текстом.

Критерии оценивания итогового изложения в вечерней сменной школе.

Практические навыки подготовки к итоговому изложению.

Заключение.






































ВСТУПЛЕНИЕ

Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе – в последние годы переживает настоящий «бум». Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. И, как ни парадоксально это звучит, изложение до сих пор является самым нелюбимым видом работы у обучающихся. Причины этого явления банальны – для того чтобы написать изложение, необходимо применить определенные навыки, говоря точнее, компетенции. Это языковая, коммуникативная и лингвистическая компетенции, каждая из которых реализуется в процессе решения определенных познавательных и практических задач. А вот компетенции эти современные обучающиеся усваивают с трудом, особенно это касается уже взрослых обучающихся. В процессе подготовки к экзаменам сначала мы с обучающимися всегда вспоминаем особенности изложения как вида работы.


ОСОБЕННОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ КАК ВИДА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Изложение - вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Говоря об изложении, мы вспоминаем, что оно имеет свои особенности по форме речи: устное, по объему, по отношению к содержанию и по восприятию исходного текста, а также по цели проведения. На первом этапе подготовки я всегда делаю акцент на вторичности текста, на особенностях восприятия обучающихся и на индивидуальном подходе к созданию вторичного текста-изложения. Это, на мой взгляд, особенно важно при переходе к следующему этапу подготовки – рассмотрению критериев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ СМЕННОЙ ШКОЛЕ

К основным критериям, которые существуют для итогового изложения как формы допуска к государственной итоговой аттестации по русскому языку, относятся:

- рекомендуемый объем – примерно 200 слов (150 слов – это минимум);

- самостоятельность написания;

- а также содержание, логичность, качество письменной речи, использование элементов исходного текста и грамотность.

Не стоит сбрасывать со счетов и сами тексты, научно-популярные, публицистические, художественные, имеющие не только обучающую, но и воспитательную направленность.

Говоря простым языком, для получения оценки «зачет» по этому виду итоговой работы каждому выпускнику нужно серьезно отнестись к подготовке к изложению.


ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Сначала вспоминаем навыки сжатия текста: упрощение, обобщение, исключение. На примере текста итогового изложения прошлых лет практикуемся в отработке этих навыков, то есть, сначала применяем метод сжатия на отрывке, потом в самом тексте применяем все три навыка.

Важной частью подготовки к изложению становятся задания, связанные с восприятием, переработкой текста и собственно с созданием текста изложения. Задания эти нельзя назвать новыми, это сокращение текста на одну треть или вдвое; передача содержания текста в 2-3 предложениях, отсечение лишнего в тексте с точки зрения обучающегося, составление плана, тезисов, конспекта на основе текста, написание «телеграммы» на основе текста. На данном этапе можно позволить себе поэкспериментировать с текстами. К ставшим уже традиционными текстам итогового изложения прошлых лет («Яма», «Затонувший самолет») добавляются статьи из учебников, причем не только по литературе и русскому языку, но и по другим предметам: истории, биологии, физике и т. д. В обязательной программе – задания по текстам литературных произведений в диапазоне от «Капитанской дочки» до произведений 21века, таких как «Буря мечей» Джорджа Мартина, «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана и многих других. Причем работаем мы не только с прозой, но и с поэзией и драмой. Необычные тексты вызывают интерес и выполняют одну очень полезную функцию – тренируют на основе этого интереса и необычности навыки по работе с изложением. Обучающиеся пробуют написать изложение по отрывку поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, по пьесе «На дне» М. А. Горького, по роману в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.

Кроме того, с помощью прослушивания и устного пересказа текстов в разных стилях и жанрах обучающиеся тренируют аудивосприятие, а работа с текстом помогает им оформлять изложение.

Ну и, конечно, нельзя забывать и о работе по повышению грамотности обучающихся. Мы повторяем основные орфографические, пунктуационные правила, лексику русского языка, грамматические нормы построения предложения и текста, вспоминаем средства связи предложений в тексте и средства языковой выразительности. Лучшие практические занятия, на мой взгляд, в этом направлении – это подбор синонимов, антонимов, в парах слов, подбор контекстных антонимов и синонимов в отрывках текстов, упражнения по замене сложного предложения простыми, поиску средств связи между предложениями.

Кроме того, немало помогает в подготовке к итоговому изложению и занятия по функциональной грамотности, к примеру, по видам смыслового чтения, анализу текста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, целенаправленная работа с текстом помогает обучающимся успешно справиться с итоговым изложением и получить допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку – то есть, зачет.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.