Подготовка к написанию экзаменационного сочинения в 9 классе
Методический материал по подготовке
к написанию сочинения вариантов 15.1, 15.2, 15.3
Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из 3-х частей. Третья часть работы - написание небольшого по объему (не менее 70 слов) сочинения-рассуждения. Оно выполняется на основе печатного текста, с которым учащиеся работали, выполняя тест. Учащимся предлагается 3 альтернативных задания (15.1, 15.2 или 15.3), на одно из которых нужно дать развернутый аргументированный ответ.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (15.1)
Внимательно прочитайте цитату. О чем в ней говорится? Подчеркните ключевые слова.
Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами.
Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.
Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте свое понимание высказывания цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.
Сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.
Поверить грамотность.
Таблица речевых клише
Часть сочинения |
Клише |
Вступление |
Автор пишет о… В высказывании… говорится о… Как отмечает… Я полностью согласен с … Не могу не согласиться с… Я поддерживаю мнение… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста. |
Основная часть |
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №… Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения… Пример можно найти в предложении№… Рассмотрим предложение… В нем использовано такое лексическое (грамматическое)явление, как… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №…Это подтверждает наш вывод о том, что… |
Заключение |
Таким образом,…итак,…в заключение,…как видим,… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что… В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… |
Как приводить примеры из текста?
Можно использовать разные способы отсылки к тексту:
Указывать номера предложений (Спомощью риторических вопросов (предложени5,7, 9) автор воздействует на чувства.
Приводить ключевые слова (Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют неповторимый голос героя).
Использовать цитирования (С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и взрослые, и дети».
Лексические и грамматические явления для аргументации
Лексические явления (смысловая сторона предложения), их роль.
№ |
Лексические явления |
Роль лексического явления |
1. |
Антонимы |
- позволяют уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; - позволяет дать более полную характеристику какого-либо явления; - помогает выразить предельное различие между явлениями, вещами; - помогают выразить авторскую оценку обозначаемого |
2. |
Синонимы |
- помогают избежать однообразия; - разнообразят речь, делая ее живой и выразительной; - позволяют всесторонне охарактеризовать образ, явление, выразить самые тонкие смысловые оттенки, тонко и красочно описать предмет; - помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание; - дают возможность уточнить, подчеркнуть какое-то положение |
3. |
Архаизмы и историзмы (устаревшие слова) |
- служат для воссоздания исторической обстановки, для передачи торжественности момента, является средством речевой характеристики персонажа; - используются для создания комического эффекта, иронии; - помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий |
4. |
Профессионализмы |
- помогают определить принадлежность героя к определенной профессии; - служат для создания эффекта достоверности информации |
5. |
Диалектизмы |
- помогают передать местный языковой колорит, особенности речи говорящего |
6. |
Разговорная и просторечная лексика |
- создают стилистическую окраску слова; - используются для словесной характеристики героя |
7. |
Книжные слова |
- позволяют автору обратить внимание читателя на важные события, нравственные ценности; - помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему; - служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности; -служат для речевой характеристики персонажей. |
8. |
Многозначные слова |
- делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла |
9 |
Фразеологизмы |
- ярко и эмоционально описывают поведение человека, его поступки, отношение к окружающему миру, -помогают сделать язык насыщенным, колоритным (выразительным) |
10. |
Эпитеты, метафоры |
- позволяют образно, эмоционально и ярко изобразить предметы и явления действительности |
Грамматические явления (те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением), их роль
№ |
Грамматические явление |
Роль грамматического явления |
1. |
Грамматическая основа простого односоставного предложения |
-неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой действительности, полностью отвлекаясь от вопросов о действующих лицах; |
2. |
Однородные члены |
- позволяют подробно описать характеры, поступки героев, их действия, душевное состояние, динамику действий, последовательность или одновременность действий |
3. |
Обращения |
- звательная функция: называет того, к кому обращаются с речью; -оценочная функция: выражает отношение говорящего к собеседнику |
4. |
Вводные слова и словосочетания |
-выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, неуверенность) - выражает эмоциональную оценку, выражают чувства говорящего |
5. |
Восклицательные предложения |
- побуждают к действию; - передают приказ, просьбу, требование (если выражены глаголами повелительного наклонения) -придают эмоциональную окраску высказыванию (радость, гнев) |
6. |
Обособленные члены предложения |
- уточняют высказываемую мысль; - дают более углубленную характеристику лицу или предмету; - вносят в предложение экспрессивную окраску; -конкретизируют описание действия |
7. |
Уточняющие члены предложения |
-уточняют время, место, переданные в общем виде; - помогают передать мысль конкретно, с уточняющими смысловыми деталями обстановки |
8. |
Сочинительные союзы в ССП |
- союз И соединяют части ССП, выражают значение одновременности событий; -союз НО обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений; - союз А обозначает противопоставление двух одновременных событий |
9. |
Окончания |
-связывают слова в предложениях и помогают понять высказанную мысль |
10 |
Роль придаточных частей в СПП |
Определительные: определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное Изъяснительные: дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемого) Цели: указывает на цель, назначение действия Условия: указывают на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления Причины: указывает на причину или обоснования действия Уступки: указывает на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие) Сравнения: поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие с другим |
11 |
Бессоюзные сложные предложения |
БСП могут выражать одновременность перечисляемых событий, их последовательность, причинные отношения (2-е предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом), пояснительные отношения (2-е предложение поясняет первое), сопоставительно-противительные отношения, следствия (2-е предложение называет следствие того, о чем говорится в первом) |
Написание сочинения 15.2
Сочинение-рассуждение задания 15.2 представляет собой толкование какой-либо ключевой фразы текста с привлечением из него двух аргументов, подтверждающих размышления автора сочинения.Главная ошибка выполнения этого задания – пересказ исходного текста. Нужно не просто прокомментировать авторскую позицию, но и привести доводы в подтверждение собственной точки зрения по проблеме.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (15.2)
Внимательно прочитайте текст.
Вдумайтесь в смысл вопроса-задания, найдите в нем ключевые слова.
Найдите в тексте те смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Сформулируйте тезис – собственное мнение по поводу содержания вопроса.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.
Переходите к выводу.
Проверьте композицию: сочинение-рассуждение должно содержать тезис, аргументы и вывод; есть ли абзацное членение, «мостики»-связки между частями.
Перечитайте несколько раз получившееся сочинение и обратите внимание на грамотность вашей речи.
Так как объем сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (вступление должно быть значительно меньше основной части). В заключении сочинения должен содержаться вывод, задача которого, обобщив сказанное, подвести итог. Смысл вывода должен перекликаться со смыслом тезиса, быть логически связан с предыдущими частями.
Таблица речевых клише
Часть сочинения |
Клише |
Вступление |
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Я считаю, что смысл данного выделенного фрагмента заключается в том, что… На мой взгляд, речь идет о том, что… Автор данного текста приглашает поразмышлять над вопросом…. По моему мнению, эта фраза является смысловым ключом ко всему тексту. В представленном отрывке автор говорит о том, что… |
Основная часть |
Предложение №…подтверждает мысль о том, что… Подтвердить данный аргумент можно примером из… предложения текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №… Пример можно найти в предложении№… Рассмотрим в качестве примера предложение №…Это подтверждает наш вывод о том, что… |
Заключение |
Таким образом,…Итак,…Значит,…Следовательно,… Исходя из сказанного…. Мы пришли к выводу о том, что |
Таким образом, в 3 части экзамена требуется написание своего, оригинального текста, строго соответствующего заявленной теме. Важно перед началом работы внимательно изучить критерии оценивания. Они помогут понять, что проверяют эксперты, на что следует обратить внимание при написании сочинения.
Алгоритм написания сочинения 15.3
Внимательно прочитать текст. Понять, о чем в нем говорится.
Внимательно прочитать задание 15.3.
Определить лексическое значение ключевого слова.
Сформулировать тезис, выбрав удобный для себя способ толкования.
Способы толкования слов.
Описательный способ: Черствость – это отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
Синонимический способ: Черствый – нечуткий, бездушный.
Способ отрицательного определения: Черствый человек - тот, кто лишен человечности, душевной теплоты.
Отсылочный способ: Милосердие – то же, что и сострадание.
Написать на черновике вступление. Можно воспользоваться речевыми клише. (1 абзац. 2-3 предложения – тезис)
Своими словами передать мысль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис. Указать номера предложений.(2 абзац, 1-й аргумент из текста).
Продумать смысловой переход к примеру из жизни.(3 абзац, 2-й пример-аргумент из жизни).
Какой материал может служить аргументом из жизненного опыта, откуда он может быть взят? Это могут быть:
- результаты личных наблюдений;
-примеры из читательского опыта;
-высказывания известных философов, ученых, писателей;
- исторические факты;
-общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ.
Сформулировать вывод (4 абзац, возврат к понятию).
Проверить орфографию. Пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (Объем сочинения: не менее 70 слов).
Разборчивым почерком аккуратно переписать на чистовик.
Таким образом, в сочинении должно получиться 3-4 абзаца. Примерная структура сочинения:
Вступление - Пример из текста – Пример из жизни- Заключение.
При создании сочинения на морально-этическую тему помогут речевые клише, приведенные в таблице.
Таблица речевых клише
Часть сочинения |
Клише |
Вступление |
Попробуем разобраться в смысле этого понятия На мой взгляд, дружба – это… По моему мнению, дружба – это… Мне кажется, что дружба – это… Я думаю, что дружба – это… Что такое дружба? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что… |
Основная часть |
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса). Предложение…подтверждает мысль о том, что.. Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни. Так, герой В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т.п) Примеры проявления… можно увидеть не только в литературе, но и в жизни. |
Заключение |
Таким образом,…итак,…в заключение,…как видим,… Итак, можно увидеть, что… Мне удалось проиллюстрировать примерами (назвать источник, откуда приводятся примеры-аргументы) верность данного мной определения. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения. |
Не следует увлекаться речевыми клише. Их использование требует от автора определенных умений. Необходимо научиться правильно включать речевые клише в текст, при необходимости менять формулировку. Стоит не забывать и о логических переходах от одной мысли к другой. Каждый абзац должен представлять собой относительно законченное целое. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные шаблонные фразы.
По текстам из банка заданий ФИПИ можно определить группу слов, которые
включаются в экзаменационные задания.
Готовые определения этих слов и небольшой комментарий к ним (тезис):
1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
13. ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
14. СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
Таким образом, чтобы написать хорошее сочинение на экзамене, необходимо изучить критерии оценивания сочинения, понять требования к сочинению, выучить определения, заранее продумать примеры из жизненного опыта.
Кияйкина Наталья Федоровна