12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бутусова Ольга Владимировна69
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
4

Подготовка к написанию сжатого изложения. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля.

Урок русского языка в 6 классе


Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля.

Тип урока: развитие речи.

Цели урока:

- предметные: формирование умения сжимать текст; формирование умения работать с текстом и словарной статьей.

- метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения слушать и слышать, аргументировано и связно формулировать ответы.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

- учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

- «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

- «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова.

- раздаточный материал (статьи из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля и «Большого толкового словаря русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова) (см. Приложение)

- презентация /data/files/e1576947972.pptx (Знакомство с «Толковым словарем...» В.И. Даля) (изображения, используемые для презентации, находятся в свободном доступе в поисковой системе Гугл).


Планируемые результаты:

- личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

- метапредметные:

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться формулировать собственное мнение и позицию; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

регулятивные: уметь ставить цель работы, определять задачи для её достижения; планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно работать с материалом.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе прочтения текста, анализа словарной статьи.

- предметные: уметь сжато пересказывать повествовательный текст, следуя плану и сохраняя основную мысль; учиться работать со словарной статьей; знать значения словарных помет.



Путь в тысячу ли начинается с одного шага.

Лао-Цзы


Ход урока


Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих.


Работа по теме урока:

1. Создание проблемной ситуации. Беседа.

- Сколько слов в русском языке? (дети предлагают свои версии)

На доске два столбика: количество слов (70 тысяч слов, 88 239 слов, 130 тысяч слов, 200 тысяч слов) и даты (середина XIX века, сороковые годы XX века, 1990 год, 1998 год). (слайд 2)


середина XIX века

70 тысяч слов

сороковые годы XX века      

88 239 слов

1990 год

130 тысяч слов

1998 год

200 тысяч слов


- Соотнесите даты и количество слов в толковых словарях, опубликованных в указанные годы. (Дети предлагают свои версии).


2. Индивидуальная работа с текстом.

- Для проверки правильности ваших предположений предлагаю прочитать внимательно текст и сравнить со своими выводами. Подчеркните новую информацию, а сведения, что вас удивили, возьмите в кружочек.

Чтение текста (Приложение А) (слайды 3-4)

- В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, изданном в сороковые годы XX века, 88 239 статей. В одном из последних изданий Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1990 год) насчитывается 70 тысяч слов, а Большой толковый словарь русского языка, вышедший в свет в 1998 году, содержит около 130 тысяч слов. Над каждым из этих словарей не один год трудились группы ученых – виднейших лингвистов, лучших специалистов в области языка.

Но в истории России есть удивительный «Толковый словарь живого великорусского языка», состоящий из 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок. Этот словарь был опубликован в середине XIX века. На его составление ушло 53 года, а всю работу по сбору материала, его систематизации сделал один человек – русский датчанин, врач Владимир Иванович Даль.


3. Беседа по вопросам к тексту.

- Что при чтении вы отнесли к новой информации? Какая информация вызвала удивление? Почему?

- Как же мы соотнесем между собой колонки с количеством слов и датами? (слайд 5)

середина XIX века

200 тысяч слов

сороковые годы XX века     

88 239 слов

1990 год

70 тысяч слов

1998 год

130 тысяч слов


- Ребята, предположите, с чем связана такая разница в цифрах? Казалось бы, за последнее столетие русский язык стал намного богаче, в том числе и за счет заимствований. Почему же словари двадцатого века уступают в объеме словарю В.И. Даля в два раза? Как вы объясните слова «живой» и «великорусский» в заглавии словаря? (версии ребят)

- В.И. Даль кроме общеупотребительных слов записывал в свой словарь и многочисленные диалектизмы.

- Что такое диалектизм?

- Благодаря труду В.И. Даля сохранились многие, сейчас уже утраченные диалектные слова. Поэтому этот словарь стал национальным сокровищем, источником истинно народного слова для многих поколений русских людей. (слайд 6)


4. Мотивация. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Любое дело, будь оно повседневное, или дело всей жизни, имеет свое начало, исток. Обратите внимание на слова древнекитайского философа Лао-Цзы: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага» (слайд 7). Как вы понимаете их значение?

- Эта фраза может стать эпиграфом к нашей сегодняшней большой работе. Ведь не случайно мы заговорили о словарях. Предположите, как связаны слова Лао-Цзы со словарем В.И. Даля.

- Сегодня мы начнем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту, посвященному созданию словаря В.И. Даля. (слайд 8)

- Что значит сжатое изложение?

- Что следует сделать для написания сжатого изложения?

- Какая цель и какие задачи стоят сегодня перед вами?


5. Работа с текстом изложения

1) Прочтение текста учителем (дети следят по учебнику)

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

Замолаживает...

То есть как «замолаживает»? Мичман смотрит недоумённо.

Пасмурнеет, коротко объясняет ямщик. К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно: «Замолаживать иначе пасмурнеть в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

(По М. Булатову и В. Порудоминскому)1


2) Первичное восприятие текста. Работа в группах со словарными статьями:

- О чем данный текст?

- Давайте проверим, действительно ли есть слово «замолаживает» словаре В.И. Даля?

- Какой будет начальная форма этого глагола? Почему нужна именно эта форма слова?

Дети работают со словарями.

- Какими значениями обладает глагол «замолаживать»? (дети ищут слово самостоятельно в словаре, затем выводится 9 слайд)

ЗАМОЛАЖИВАТЬ, замолодить пиво, мед, приводить в винное броженье хмелем, навеселить; о квасе, приводить в кислое броженье. Замолаживать, безличн. орл. тул. и вост. пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью, замывать {Не вообще ли, о перемене погоды, от молодик, молодой месяц.} -ся, начинать бродить, переходить в броженье; быть замолаживаему. Замоложаветь? тамб. пенз. захмелеть; опьянеть. Замолодеть? олон. о солнце, покрываться белыми тучками (не замолаживать ли?).2

- Как мы называем слова, имеющие несколько лексических значений? Можно ли слово «замолаживать» отнести к многозначным словам? Какое значение является прямым? Как мы назовём остальные значения этого слова?

- Все ли слова в тексте вам понятны? Назовите незнакомые слова: ямщик, тулуп, понукать, кнутовище, мичман. (Учитель их выписывает на доску)

- Выпишите в тетрадь незнакомые слова, прочитайте их определения: каждая из групп получит два определения: одно из словаря В.И. Даля, другое – из Большого толкового словаря русского языка. Сравните толкования этих слов. Есть ли изменения в значении? Подумайте, с чем это связано.

Дети анализируют словарные статьи (Приложение Б), говорят об изменениях в лексическом значении слов. Одновременно выводятся слайды соответствующие сообщениям детей о словах (слайды 10, 11, 12).

- Что могут означать сокращения после начальной формы слов: м., муж., ср., ж., нсв.? Для чего они указаны?

- Чем отличаются статьи в словаре Даля? Почему они такие объемные?

В.И. Даль при составлении своего словаря применил алфавитно-гнездовой принцип: слова расположены в алфавитном порядке, близкородственные слова объединены в одну статью. (слайд 13)

- Все ли данные слова нами сейчас используются? Какие уже не употребляются в речи?

Учитель вводит первичные сведения об устаревшей лексике. Совместный вывод об изменении лексического значения слов и его причинах.


6. Работа над сжатием и планом текста.

1) Сжатие текста.

- Все непонятные слова стали ясны. Теперь скажите, какова основная мысль текста?

- Как можно озаглавить текст?

- Каким образом мы будем сжимать текст? Что следует оставить, а что можно убрать? Почему?

- Изменится ли количество абзацев?


2) Составление плана изложения

- Из скольких пунктов плана будет состоять наш текст?

Чтение текста по абзацам и составление плана (слайд 14)

1) Морозный мартовский день.

2) «Замолаживает» иначе пасмурнеет.

3) Рождение первой странички «Толкового словаря живого великорусского языка».

- Будут ли слова, которые обязательно надо включить в текст изложения? Перечислите опорные слова.

Запись слов: серый наст, мичманская форма, замолаживает, пасмурнеет, заволакиваться тучками, клониться к ненастью.


3) Пересказ текста одним-двумя учениками.


7. Рефлексия (слайд 15)

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что вас удивило?

- Чем интересен «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля?

- Каковы особенности работы с ним?

- Как вы думаете, для чего нам нужны словари и умение с ними работать?


8. Домашнее задание: написание сжатого изложения. (слайд 16)




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

Большой толковый словарь русского языка: гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2004.

Большой толковый словарь русского языка URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov

Булатов М. Порудоминский В. Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале. – М.: Детская литература, 1966. – 224 с.

Григорьева Татьяна Михайловна Наследие В. И. Даля в русской культуре ХХ-XXI столетий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasledie-v-i-dalya-v-russkoy-kulture-hh-xxi-stoletiy.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Дрофа, 2011.

Порудоминский В.И. Даль. М.: Молодая гвардия, 1971. 381 с.

Толковый словарь Даля онлайн URL: http://slovardalja.net

Шарандин А.Л. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля и современная лексикография // Филологическая регионалистика. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolkovyy-slovar-zhivogo-velikorusskogo-yazyka-v-i-dalya-i-sovremennaya-leksikografiya.


Приложение А

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, изданном в сороковые годы XX века, 88 239 статей. В одном из последних изданий Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (1990 год) насчитывается 70 тысяч слов, а Большой толковый словарь русского языка, вышедший в свет в 1998 году, содержит около 130 тысяч слов. Над каждым из этих словарей не один год трудились группы ученых – виднейших лингвистов, лучших специалистов в области языка.

Но в истории России есть удивительный «Толковый словарь живого великорусского языка», состоящий из 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц и поговорок. Этот словарь был опубликован в середине XIX века. На его составление ушло 53 года, а всю работу по сбору материала, его систематизации сделал один человек – русский датчанин, врач Владимир Иванович Даль.


Приложение Б

Группа 1

ЯМ м. татарск. селенье, коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, сиб. станок. Ямов осталось у нас весьма мало; гоньбу отправляют с подряду или вольные почты. Ямный, к яму относящийся. Ямник стар. сборщик подати на ямщину, гоньбу. См. яма. Ямщик, крестьянин на яму, для почтовой гоньбы на своих лошадях, за что он освобождался от подушного. | Вообще, вожатай, возница, погонщик на почтовых<…> (Толковый словарь В.И. Даля)

ЯМЩИК -а; м. Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях. Молодой я. Служить ямщиком. (Большой толковый словарь русского языка)

Группа 2

ТУЛУП м. полная шуба, без перехвата, а халатом, обнимающая все тело, весь стан; простой тулуп бывает овчинный, бараний; тулуп домашний, смущатый, беличий и пр. Тулупец, тулупчик мерлуш(шч)атый. Мой саксачий тулупища, что медвежья шуба! Поточенный молью тулупишико. Тулупчик, запашная бекешка, шубка, без перехвата, короткая и с малым воротом. Держись вошь своего тулупа! И деревянный тулуп (гроб) по мерке шьют. Молился б Богу, да просил себе деревянного тулупа! Тулупный мастер, тулупник, скорняк, или | швец. Тулупник, торгующий тулупами, либо | кто ходить в тулупе, в овчинной, нагольной шубе. (Толковый словарь В.И. Даля)

ТУЛ’УП, тулупа, ·муж. (·тюрк. tulup шкура). 1. Долгополая меховая шуба (преим. овчинная, заячья), обычно не крытая сукном. Он одет слишком легко. «Дай ему мой заячий тулуп.» Пушкин. 2. Шерсть на животном (обл.). «На баране том тулуп такой был прекосматый, густой, всклокоченный, хохлатый.» Крылов. (Большой толковый словарь русского языка)

Группа 3

НУ, междометие понудительное, понукательное: пошел, ступай; не дури, смирно. Да ну, иди, что ли! Ну, соколы, в горку! Все ну, да ну, а птрукнуть-то и некому. Ну, что же молчишь? | Полно, отстань, отойди, отвяжись, не замай. А ну, тебя, говорят! Ну не едет, птру не везет. Ты ну, я ну, а выехать не на чем. Ну, да ну, а сам ни с места! На птру, ни ну. <…>Нукать, нукнуть, нукивать, понукать, понуждать, нудить, гнать, торопить, погонять, ободрять покрикивая ну! Нукни на него, что он ровно сонный! Мы с ним нукались, понукали друг друга. Нечего нукать, и сам свезешь (не торопи). Что нукнешь, то и уедешь. Нукать нукай, да не пришлось бы и птрукать. Не нукнешь, и не уедешь. Нукали, нукали, да стали птрукать, поспешая, дело испортили. Из этого коня не вынукаешь рыси. Донукались до того, что стали. Занукал опять. Совсем занукались едучи, замучились понукая. Изнукали коней, и сами изнукались. Нанукаемся еще вдоволь. Понукай его чаще, вместо понукивай. Понукали, да и стали. Пронукали весь перегон. (Толковый словарь В.И. Даля)

ПОНУКАТЬ -аю, -аешь; нсв. кого. Заставлять идти, заставлять быстрее идти тягловый скот, погонять криками "ну", "но". П. коня. // Разг. Заставлять делать что-л., торопить. Что толку п. лентяя? Постоянно п. детей нельзя. Понукание, -я; ср. Лошадь не идёт без понукания. Работать, не дожидаясь понуканий. (Большой толковый словарь русского языка)

Группа 4

КНУТ м. самый большой вид рыбы бычок, черноморск. Gоbius batrachocephalus. | Свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка, для стеганья, битья. Кнут кучерской, ременный, на длинноватом кнутовище, с дремою, для надеванья на руку. Кнут палачевий, аамененный кошкою, трехвостою плетью, также отмененною, был с сыромятным, переменным концом. Бич, длинный кнут, для немецкой упряжи: кучер правит четвернею с выносом; бич пастуший, хлопуша, витень. Охотничий кнут, для порсканья, арапник. Поволочня, кнут при паханье, который тащится за сохою. Погонялка, простой, крестьянский кнутишка; пуга, батог, для понуканья волов; нагайка, камча, канчук, короткая, толстая и ровная казачья плеть, иногда со шлепком, лопастью. Волкобой, толстая нагайка, иногда со вплетенною в кончике пулею. Навить кнут, приделать новый кончик. Кнутяга м. кнутища. Кнутовище пенз. кнутовье ср. тамб. кнутник м. рукоять кнута. (Толковый словарь В.И. Даля)

КНУТОВИЩЕ -а; ср. Рукоятка кнута. Длинное к. Постучать кнутовищем в ворота. (Большой толковый словарь русского языка)

Группа 5

МИЧМАН м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан). Мичманов, ему принадлежащий; -нский, к нему относящийся. -ство ср. звание, чин мичмана. -нша ж. жена мичмана. (Толковый словарь В.И. Даля)

МИЧМАН -а; м. [от англ. midshipman] 1. В Военно-морском флоте России: воинское звание лиц, добровольно проходящих службу сверх установленного срока; лицо, носящее это звание. Служить мичманом на флоте. Дежурный м. // В Военно-морском флоте СССР в 1940-1971 гг.: высшее звание лиц старшинского состава; лицо, носившее это звание. 2. В российском флоте до 1917 г.: первый офицерский чин; лицо, носившее этот чин. (Большой толковый словарь русского языка)


1 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с. – С. 65-66.

2 Толковый словарь Даля онлайн // http://slovardalja.net/word.php?wordid=9205

13

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 22.12.19 в 05:50 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.