Подготовка к олимпиаде учащихся 2 класса
Пояснительная записка
Автор: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ ст. Евсино" Искитимского района Новосибирской области
Тема: Подготовка к олимпиаде учащихся 2 класса
Класс: 2 класс
Цель: формирование таких качеств личности, как ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление.
Задачи:
формировать умения быстро ориентироваться в задании;
стимулировать способности к достижению успеха в равной борьбе;
развить интерес к наукам через изучение нестандартных подходов.
Успешность ученика начальной школы выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах, в желании проявить себя, в стремлении к новым победам.
Нельзя ограничивать детей только рамками школьной программы. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.
Поэтому олимпиада занимает важное место в развитии младших школьников. Она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку, вызывает и усиливает интерес к изучаемому предмету.
Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Начинать работу по подготовке к участию в олимпиадах возможно уже в первый год обучения в начальной школе. Поэтому начиная с первого класса мои учащиеся посещают внеурочную деятельность "Интеллектуальные витаминки", которые проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.
В своей работе на занятиях я придерживаюсь следующих этапов:
1 этап - самостоятельная работа (дети пытаются самостоятельно решить задание);
2 этап - частичная помощь учителя (дополнительный вопрос, намёк, напоминание прошедшей темы...)
3 этап - "Помощь друга" (объяснение одноклассниками или учителем и совместное решение задания)
Чтобы поддерживать интерес к занятиям, стараюсь их чередовать по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир или интегрированное занятие.
Олимпиадные задания для учащихся 3 класса
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – иголка
Ракета - ………………………..
Каприз - ………………………
Мольба - ………………………
Каратист - …………………….
Придумайте сами 2 подобных примера, используя для этого слова, состоящие из двух и более слогов. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ……………………………………..
Воз + бедро + пике = …………………………………….
Хор + ум + ом = …………………………………………
Лен + ас + ком = …………………………………………
3. Не меняя порядка расположения чисел, поставьте между ними математические знаки (+, - , · , :) так, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получился ответ 1. если понадобится, две рядом строящие цифры превращайте в двузначные числа. Можно применять скобки.
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
4. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
И А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж воздух - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
О каком времени года идет речь в текстах?
……………………………………………………………………………………………………
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Объясните значение слов:
Амбар -…………………………………………..
Обоз -……………………….……………………
Подвода -………………………………………..
Вешние (звоны) -……………………………….
5. Разрежьте данную фигуру на две одинаковые части:
Ключ к олимпиадным заданиям
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – иголка
Ракета - карета
Каприз - приказ
Мольба - альбом
Каратист - артистка
2. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = подосиновик
Воз + бедро + пике = подберёзовик
Хор + ум + ом = мухомор
Лен + ас + ком = маслёнок
3. Не меняя порядка расположения чисел, поставьте между ними математические знаки (+, - , · , :) так, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получился ответ 1. если понадобится, две рядом строящие цифры превращайте в двузначные числа. Можно применять скобки.
(1 + 2) : 3 = 1
1 2 : 3 : 4 = 1
(1 2 - 3 – 4) : 5 = 1
4. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
И А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж воздух - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
О каком времени года идет речь в текстах?
В первом стихотворении речь идёт об осени, когда: амбары давно на запоре, обозы прошли и подводы, наступила пора непогоды.
Во втором стихотворении речь идёт о весне. Нам помогают об этом узнать слова: с зимы, осталась, вешние звоны.
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?
Лохматой (нахохлившейся, с приподнятыми, торчащими перьями) ворона в конце зимы – начале весны будет от пережитых трудных зимних вьюг, холода и голода.
Объясните значение слов:
Амбар - строение, где хранят зерно
Обоз - следующее друг за другом повозки с грузом
Подвода - повозка с грузом
Вешние (звоны) - весенние
5. Разрежьте данную фигуру на две одинаковые части:
Информационные источники:
Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. – М.: Аркти, 2007.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
Л. В. Машевская, Л. В. Данбицкая «Творческие задачи по русскому языку», «Каро», 2003г.
Г. Т. Дьячкова « Внеклассные занятия по математике. 3-4 класс», «Учитель АСТ», 2005г.
О. В. Узорова, «Контрольные и олимпиадные работы по математике», «Астрель» г. Москва, 2000г.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фокина Лидия Петровна
Лупей Виктория Владиславовна
Фокина Лидия Петровна