Рабочая программа «Подготовка к олимпиадам» 4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор школы ______________/Л.Н.Промкина/
«____»_______________2016
приказ №____
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам»
для учащихся 4 «а» класса
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Кликушина Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, составлена на основе авторской программы Н. Б.Истоминой, в . соответствии с учетом образовательных потребностей, запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. (образовательная система «Гармония»);
Программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы.
Актуальность выбора курса “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ” определена следующими факторами:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Система занятий по курсу “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ” позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений.
Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи
Организация специального психолого-педагогического пространства для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
Формирование практических умений поиска, восприятия, воспроизводства информации и помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.
Развитие творческого мышления, воображения учащихся.
Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков (умения ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), активности и самостоятельности школьников.
Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях и умения провести небольшое исследование по определённой проблеме.
Место индивидуально-групповых занятий в учебном плане.
Данный курс направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в рамках реализации ФГОС НОО и адресован обучающимся 4 классов. Он не имеет чётко заданной предметной направленности, а является межпредметным (интегрированным). Система заданий курса “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ” позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, умений исследовательской работы, коммуникативных качеств, самостоятельности. Курс направлен и на формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. Индивидуально-групповые занятия введены в расписание учебной недели и проводятся 1 раз в неделю – 34 занятия в год, каникулярное время 3ч ( всего 37 ч)
Срок реализации 2016-2017 учебный год.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ” создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса “ Индивидуально-групповое занятие по подготовке к олимпиадам ”
В результате изучения данного курса в начальной школе обучающиеся получат возможность формированияличностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения является формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение в тему (2 часов)
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные), и искусственные изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров изменений по их происхождению.
Раздел 2. Всё течёт, всё изменяется (5 часа)
Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами её нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приёма ключевых слов. Анализ приёмов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их причин.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (5 часов)
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
Раздел 4. Одно изменение влечёт за собой другое (6 часа)
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установление причин изменений). Изучение различных источников информации о природе и обществе.
Раздел 5. Глобальные и частные изменения (4 часов)
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба (значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных, так и частных с помощью критериев. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в истории цивилизации.
Раздел 6. Изменение видения мира (3 часа)
Понятие внешней и внутренней позиции – роли, которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Изучение проблемы (вопроса) с разных точек зрения (социальных ролей). Связь между внешней и внутренней позицией, с одной стороны, и представлениями и суждениями человека о тех или иных явлениях, событиях, процессах окружающего мира – с другой. Изобретения и открытия в истории человечества, их значение. Связь между развитием науки и техники и изменениями в представлении людей о мире.
Раздел 7. Эволюционные и революционные изменения (5 часов)
Понятия «эволюция» и «революция». Эволюционные и революционные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между эволюционными и революционными изменениями. Проведение опытов, демонстрирующих связь эволюционных и революционных изменений. Процесс и результат изменения. Изучение процессов изменения. Изучение процессов изменений (в природе, обществе, человеке) и их результатов.
Методы диагностики результативности занятий
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего “знания-незнания”.
.
Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Создание системы работы с одаренными детьми
Разработка и апробация новых видов занятий для работы с одаренными детьми.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Основные направления деятельности:
подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру».
Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:
занятия продолжительностью 40-45 минут;
олимпиады;
конкурсы;
соревнования.
Календарно- тематический план
№ |
Тема занятия |
Дата |
|
план |
факт |
||
1. |
Числа и операции над ними |
||
2 |
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. |
||
3 |
Из истории чисел. Арифметика каменного века. |
||
4 |
Нахождение суммы ряда чисел |
||
5 |
Интересные приемы устного счета |
||
6 |
Геометрические фигуры и величины |
||
7 |
Старинные меры измерений. |
||
8 |
Решение старинных задач |
||
9 |
Задачи повышенной трудности |
||
10 |
Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. |
||
11 |
Составление программ для преобразования фигур на плоскости. |
||
12 |
Китайская головоломка “Танграм” |
||
13 |
Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. |
||
14 |
Развитие познавательных способностей. |
||
15 |
Тренировка внимания |
||
16 |
Игры на внимание. |
||
17 |
Развитие концентрации внимания. |
||
18 |
Тренажёры на развитие внимания. |
||
19 |
Тренировка памяти |
||
20 |
Тренировка слуховой памяти. |
||
21 |
Тренировка зрительной памяти. |
||
22 |
Тренажёры на развитие памяти. |
||
23 |
Поиск закономерностей |
||
24 |
Числовая и буквенная закономерность. |
||
25 |
Поиск закономерностей. Логические задачи. |
||
26-27 |
Логически - поисковые задания. |
||
28 |
Совершенствование воображения |
||
29-30 |
Работа с изографами и числографами. |
||
31 |
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. |
||
32-33 |
Развитие быстроты реакции |
||
34 |
Игры на развитие реакции. |
||
35 |
Текстовые задачи. Решение задач разными способами |
||
36 |
Схемы, уравнения |
||
37 |
Графическое моделирование |
Материально-технического обеспечение образовательного процесса.
Международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех"-http://www.rm.kirov.ru/
Международный математический конкурс Кенгуру -http://mathkang.ru/
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию “Человек и Природа” -http://www.konkurs-chip.ru/
Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество" http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=644&Itemid=160
Международная игра-конкурс по информатике ИНФОЗНАЙКА-http://www.infoznaika.ru/Materials/diplom.aspx
Мир конкурсов “Уникум” -http://www.unikru.ru/rasp/view/?kid=89
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО |
Заместитель директора по УВР |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» __________ (Иноземцева А.В.) |
МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» ___________ (Иноземцева Е.Г.) ) |
Протокол заседания ШМО № 1 |
|
от «______» августа 2016 г. |
«______» августа 2016г. |