12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Подготовка к творческим конкурсам и фестивалям как творческий импульс развития хореографического коллектива.

Подготовка к творческим конкурсам и фестивалям как творческий импульс развития хореографического коллектива.

Введение.

Детское хореографическое искусство давно и прочно вошло в жизнь современного общества. Выступление на сцене является видимым результатом работы любого ансамбля и всегда пользуется популярностью у зрителей любого возраста и статуса. А подготовка к выступлениям включает в себя множество целей и задач для педагогов и воспитанников. Самыми ответственными и волнительными считаются конкурсные выступления, где кроме обычных зрителей присутствует профессиональное жюри. Конкурс (от латинского concursus – стечение – столкновение) – соревнование для выявления наилучших из числа участников.

Народный хореографический ансамбль «Колибри» имеет многолетний опыт участия в конкурсах различного уровня. Участие в любом конкурсе всегда приносит положительные результаты. Удачное и хорошо подготовленное выступление - ощутимый результат долгой и кропотливой работы в классе, получает заслуженное поощрение от членов жюри и педагога, приносит яркое эмоциональное удовлетворение результатами общего труда. Если что-то не получилось на конкурсе, последующий «разбор полётов» запускает процесс анализа причин неудачи и многослойную совместную работу исправления ошибок, сплачивая коллектив для достижения новых высот.

Этапы подготовки.

Работа педагога.

Подготовка к конкурсной деятельности начинается с работы руководителя. Это творческая работа по созданию репертуара. Танцевальный номер должен соответствовать определённым критериям: драматургия, лексический материал, стилевое направление, подбор музыкального материала, хореография, соответствие сценического костюма, причёски и грима, актёрское мастерство. Педагогу необходимо определится с тематикой постановки, грамотно продумать наполнение номера, учитывая возрастные, физические, психологические и эмоциональные возможности и особенности детей в каждой определённой группе.

В моей работе после определения тематики номера, большая и скрупулёзная работа ведётся по подбору музыкального материала. Я ищу фонограмму такого качества, которое соответствует требованиям конкурсов международного уровня. Следующее требование – воспитанники должны справляться с ритмом и эмоциональной составляющей музыкального произведения.

Этап хореографической подготовки ансамбля может строиться по двум принципам:

- для детей младшего возраста или имеющих низкий уровень подготовки наполнение номера формируется на выученном на данный период материале;

-для более старших и опытных воспитанников новую лексику можно встраивать в учебный процесс для получения более быстрых результатов.

Если педагогу удаётся глубоко погружаться в каждый процесс постановки, неизбежно происходит развитие его творческих и педагогических навыков, расширяется кругозор, приобретается опыт, растет уверенность в своих силах. А это всегда импульс в дальнейшем развитии коллектива.

Работа воспитанников.

Подготовка детей к любым выступлениям начинается с момента их появления в балетном зале. В повседневной работе на уроках я всегда стараюсь особое внимание направить на грамотное и методически правильное исполнение любых элементов, так как это кирпичики будущего мастерства.

Сейчас рассмотрим подготовительный постановочно-репетиционный этап. Процесс этот достаточно сложный. В детском коллективе он осложняется тем, что дети (особенно младшего возраста) имеют ограниченный ресурс внимания. В своей работе я использую два приёма работы с постановками. Первый - номер быстро разводится от начала до конца по рисункам, а комбинации движений примерно обозначаются или паузами, или облегчённым вариантом, затем с течением в времени всё постепенно выучивается и вводится в номер. Как правило, этот приём я использую для переноса готового репертуара со старших групп на младшие. Этот способ достаточно быстрый и позволяет детям видеть картину номера в целом, как законченную работу. Недостатком этого способа является не точное изначальное исполнение движений и более длительная работа по исправлению ошибок. Второй приём чаще используется при постановке новых номеров. Постановка осуществляется пошагово от начала до конца и все рисунки и комбинации проучиваются максимально точно. Это утомительный и монотонный труд для детей, ведь приходить в зал каждый день и отрабатывать одни и те же комбинации не так-то просто. И, как правило, окончание работы далеко и не очень понятно. Преимущество этого приёма в том, что с самого начала от детей требуется максимально правильное исполнение элементов и, работая дальше над номером, они постепенно нарабатывают мастерство. Легче с этой работой справляются дети старшего возраста.

Когда номер поставлен и отрабатывается, я особое внимание уделяю развитию чувства сценической площадки. В балетном зале дети в основном работают над номером, ориентируясь на одну самую удобную точку. При переносе готового номера в сценическое пространство происходит смена привычных ориентиров: вместо зеркала – зрительный зал, вместо привычных стен – кулисы и т.д. Для того, чтобы воспитанники легче ориентировались в различных условиях, я пользуюсь следующими приёмами:

- изменяю точку ориентирования на зрителя в балетном зале (если группа постоянно работает на точку 1 в зале, переношу условного зрителя в точку 3 или 5);

- ограничиваю площадку для исполнения номера меньшим размером зеркала, или наоборот, увеличиваю размер сценической площадки;

- репетицию полностью переношу на сценическую площадку;

- разводку и прогон номера провожу в непривычных местах (вестибюле, на улице и др.).

Эти приёмы формируют умение распределять движения на сценах разного размера, владеть понятиями кулисы, задник, авансцена, рампа, наращивать свой танцевальный опыт. Развивается внимание к деталям, быстрота реакции, умение действовать в стрессовых ситуациях с максимальной эффективностью. В работе ансамбля на сцене улучшается синхронность исполнения и распределение рисунков по сценической площадке.

Развивать актёрское мастерство в начинающих танцорах бывает достаточно сложно. Координационная работа по освоению движений, как правило, происходит с умственным и психологическим напряжением. Ребёнок физически не может выполнять её в состоянии эмоционального подъёма. Включать в работу эмоциональную составляющую возможно только при определённом уровне освоения материала, когда движения становятся привычными и можно обратить внимание на лицо (там тоже работают мышцы). Проблема заключается в том, что у детей в группе эти процессы не одновременны и очень легко пропустит время включения эмоций для каждого отдельного ребёнка. В определённый момент одни ещё не готовы работать с эмоциями и требовать – значит увеличивать напряженность и тревожность в работе, а другие готовы и не получают постоянных заданий по включению эмоций и привыкают работать без них. В нашем коллективе эта работа индивидуальна. Каждый ребёнок включается в эмоциональное исполнение в меру своих возможностей. Тут я стараюсь включить в группе режим взаимопомощи и эмоциональной поддержки между самими воспитанниками, побуждая их делиться эмоциями и создавать дружескую атмосферу в работе.

Заключение.

Конкурсы как никакой другой вид концертно-исполнительской деятельности, при грамотном руководстве, сплачивают детский коллектив. Ребята сами используют разные придумки и определённые ритуалы для создания нужной атмосферы, самостоятельно репетируют какие-то вещи за кулисами. Дети понимают, что ошибка даже одного исполнителя будет иметь негативные последствия в восприятии номера, поэтому они стараются помочь друг другу исправить ошибки и настроиться эмоционально на танцевальный номер. Конкурс это проверка коллектива на прочность: проверка педагогических навыков, знаний и опыта, творческого потенциала и дальнейшего развития. Также конкурс помогает выявить насколько педагог, и дети понимают друг друга, могут работать вместе и слаженно в достаточно непривычной обстановке. Превращение выступления на сцене в средство воспитания, придание ему педагогического смысла одна из главных задач педагога. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей - это то для чего коллектив выходит на сцену, то для чего проводятся все изнуряющие уроки и репетиции. Благодаря успешным выступлениям коллектива, участию в фестивалях и конкурсах укрепляется творческая и профессиональная репутация детского хореографического коллектива.











​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.