Командообразование в детском хореографическом коллективе, как инструмент эффективного взаимодействия обучающихся, родителей и педагога
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГА.
Жукова Н.Н. преподаватель хореографии высшей категории
«Школы искусств» в составе МБОУ «Гимназия № 94» г. Казань.
В современном обществе стали популярны понятия командообразование, тимбилдинг.
В молодёжных объединениях разного уровня – среди школьников и студентов – в последнее время стал «модным» тимбилдинг для выявления лидерских качеств, выработки командных механизмов, развития творческой фантазии и создания нестандартных форм проведения креативных праздников и программ – флешмобов, агитбригад, фестивалей, игр -квестов…
Тимбилдинг (англ. Team building) – построение команды, термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Об этом методе существует множество положительных отзывов. И метод действительно работает, особенно когда нужно познакомить группу людей, раскрыть их способности, научить эффективно взаимодействовать, создать здоровую дружелюбную атмосферу поддержки, ответственности, уважения.
В ходе многолетней работы я поняла, что хореографический коллектив - это и есть команда. Это не просто группа людей, собранных волею случая в одном месте и в одно время. Эта группа людей, имеющая общую цель, преследуя которую коллектив развивается и достигает своих вершин.
В какой-то момент у меня возникли некоторые непонимания с родителями и детьми. Некоторых детей приходилось не брать на конкурсы, потому что они или долго пропускали занятия по болезни или по какой-либо другой причине не выучивали должным образом танец, они сильно расстраивались, родители обвиняли меня в жесткости и требовали выпустить своего неподготовленного ребенка на сцену. Родители не понимали важности участия коллектива в конкурсах и концертах, не желали поддерживать детей.
Решая это противоречие и непонимание, которое сложилось у меня в коллективе, я перечитала массу литературы по командообразованию, посмотрела вебинары, послушала опытных людей и решила делать из коллектива единую команду.
Команда — круг своих людей, имеющих общую цель.
Стиль команды — это доверие, поддержка, ответственность, сотрудничество и благодарность.
Когда люди работают, как слаженная команда, у них есть одно общее дело, все вместе думают, все вместе делают, каждый знает, за что он отвечает, и помогает другим. В команде все — свои, чужих нет. Нет отдельных интересов, есть общая задача, которая должна быть решена.
В организации, выстроенной как команда, интересы руководителя, родителей и учащихся – общие.
Руководитель в команде — координатор, настройщик, первый помощник.
Задача руководителя – найти в людях данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность. Сплочение коллектива, группы происходит именно в совместной социально значимой деятельности. При этом важно помнить, чтобы каждый ощущал себя нужным в общем деле. Руководитель уважает свою команду и советуется с членами команды. Хорошая команда думает вместе с руководителем, но после того, как решение принято, решение руководителя не обсуждает, а выполняет.
В команде отношения живые, личные, близкие, а не формальные, как с чужими. Здесь каждый готов помочь каждому.
Каким бы коллективом мы ни руководили – большим, средним или маленьким, детским, или взрослым, – для достижения успеха всегда нужны участники, которые будут эффективными командными игроками. От того, насколько дружен коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности, зависит и эффективность работы В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит руководителю.
Цель тимбилдинга:
Сплочение коллектива, построение эффективного командного взаимодействия.
Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи тимбилдинга:
формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы.
развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.
воспитание у участников чувства сотрудничества взамен чувства конкуренции;
обучение эффективному взаимодействию между членами коллектива
(детей, родителей и педагогов);
выработка доверия и понимания в команде;
укрепление горизонтальных связей в коллективе;
повышение мотивации деятельности;
укрепление авторитета руководителя команды на неофициальном уровне;
осознание себя «командой».
Для того, чтобы объяснить детям суть команды, принципы существования команды я обычно привожу пример спортивной команды.
Что нужно, чтобы игра состоялась?
Игровое поле – это наш зал хореографии или сценическая площадка.
Так же в команде существуют основные игроки, запасные игроки, тренер.
Чтобы команда была эффективной нужно принять правила и играть по правилам. Если правила нарушаются, то мы платим за это цены.
Например, кто –то не пришел на выступление или носки забыл, или балетки, и жюри снизило за это баллы, и коллектив не получил то место, на которое рассчитывал или коллектив совсем не смог выйти на конкурс, т.к. в команде не хватало игроков.
Правила команды мы принимаем и обсуждаем отдельно с каждой группой детей и с родителями на родительском собрании.
Правила:
Быть вовремя
Приходить на занятие в форме, с забранными в пучок волосами.
Иметь при себе заполненный дневник.
Предупреждать заранее о пропуске занятия с указанием причины.
Оставлять помещение после себя чище, чем было.
Помогать тем, кто не усвоил материал до начала урока.
Каждый участник коллектива несет ответственность за знание танца.
Если по какой-либо причине участник отсутствовал на репетиции перед конкурсом, то до выступления он не допускается.
Иметь полный концертный набор (шпильки, нивидимки, резинки)
По отношению к родителям, я выбрала позицию «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем детям» прийти к цели. Общение с родителями происходит с позиции «взрослый – взрослый». У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением. При этом у нас общие цели по воспитанию в детях ответственности, обязательности, честности, трудолюбия, уважения друг к другу и к старшим, развитию у детей определенных навыков, заботы о своем внешнем виде, аккуратности, эстетичности.
Участвуя в концертной деятельности и мероприятиях, родители получают возможность приобщиться к деятельности танцевального коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на «территории интересов» ребёнка, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть, увидеть его с другой стороны.
Я взяла за правило на каждом уроке делать одно простое упражнение на сплочение коллектива или обсуждать вместе с учениками притчу, или цитату знаменитого человека по теме лидерства, дружбы, поддержки. Это помогает детям научиться смело высказываться, слушать других, уважать мнение каждого, сформировать понимание, что каждый человек индивидуален и надо учитывать интересы друг друга.
В результате применения принципов командообразования обстановка в коллективе наладилась, отношения между мной и детьми стали более теплые, доверительные. Многие учащиеся раскрылись с новой стороны, о которой никто раньше не знал. Дети стали лучше стараться на занятиях, родители стали активнее участвовать в жизни коллектива, предлагать свою поддержку.
Примеры упражнений на командообразование:
Упражнение «Привет!»
Инструкция: Начтите ходить по комнате. Вам необходимо поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. То есть нужно непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно поменять фразу: «Как хорошо, что Ты здесь!»
Другой вариант: можно использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»
Упражнение: «Салфетка»
Каждому участнику дается салфетка, которая сложена несколько раз. Руководитель дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут.
Ход упражнения: Ведущий дает инструкцию: «Наша команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Упражнение: «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться руками.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Время: 10–15 минут
Инструкция: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный коллектив». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив— это постройка, то она…
Если коллектив — это цвет, то он…
Если коллектив — это музыка, то она…
Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив — это название фильма, то это…
Если коллектив — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
Ритуал прощания «Наш дружный коллектив»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Список использованной литературы:
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
Данилков А.А, Данилкова М.С. Командообразование в детском коллективе, Педагогическое образование и наука, № 8, 2009, C. 90-96
Королева А.П. Групповой тренинг «Наш дружный коллектив» -Вестних психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №4, 2005. С.35-41
http://s49.radikal.ru/i123/0911/1d/5493c51781bd.jpg
http://fb.ru/article/155477/timbilding---chto-eto-timbilding-stsenarii-uprajneniya- organizatsiya-timbildinga