Статья «Результаты работы по разработке проектов детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в 2017 году»
В последние несколько лет национальная система образования переживает период обновления содержания образования, включая образовательные стандарты. Пересмотр образовательных стандартов обусловлен различными социально-политическими факторами, одним из которых является проведение международных сопоставительных исследований качества образования, подвигающих страны к институциональному оформлению собственных конкурентных представлений о качестве образования.
Результаты работы общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и соответствующими им примерными основными образовательными программами на уровнях начального общего и основного общего образования продемонстрировал необходимость корректировки структуры и содержания указанных документов. Такая необходимость, обусловлена:
- приоритетными задачами в развитии системы образования Российской Федерации;
- необходимостью обеспечить преемственность между ФГОС разного уровня общего образования (ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- потребностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций в получении поддержки в процессе разработки основной образовательной и рабочих программ и оценочного инструментария;
- потребностью экспертов в дополнительной информации для проведения экспертизы учебников;
- запросом представителей общественности и родителей на конкретизацию требований, предъявляемых к результатам подготовки учащегося по окончании определенного уровня обучения;
- обеспечением единого понимания требований к предметным результатам участниками образовательных отношений, экспертами и надзорными органами в сфере образования, представителями общественности и другими заинтересованными лицами;
- соответствием образовательных результатов требованиям времени, ситуации на рынке труда и уровню развития науки и техники.
Существующая модель ФГОС содержит требования к предметным результатам, выраженным в обобщённом виде и представляющим собой, по сути, целевые установки изучения конкретного учебного предмета, в ряде предметов есть лишь самые общие указания на отдельные содержательные линии. Это является одним из факторов проектирования предметных курсов на основе фрагментарных блоков учебного материала, не позволяющих сформировать систему знаний, основанную на фундаментальных составляющих данного предмета. Существенные трудности это создаёт и в проектировании содержания заданий государственной итоговой аттестации (далее - ГИА). Если виды деятельности, которые должны проверяться контрольными измерительными материалами, хотя бы и в обобщённом виде, но регламентируются требованиями ФГОС, то наполнение контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) учебным материалом остаётся полностью в ведении разработчиков. Следовательно, разработчикам КИМ ГИА нужны более четкие и детальные результаты освоения основной образовательной программы (далее – ООП) по учебным предметам – чтобы обеспечить преемственность между процессом преподавания по предмету и процедурой оценки качества образования по данному направлению. Тем самым на экзаменационные материалы ГИА, на практике, возлагается функция отбора базового (обязательного для всех) ядра учебного материала и КИМ, становятся регуляторами содержания образования в предметной области.
Примерная основная образовательная программа включает детализацию требований к предметным результатам, заявленным во ФГОС в виде планируемых результатов освоения основных образовательных программ и примерных программ по учебным предметам. Однако планируемые результаты сформулированы лишь как итоговые на конец обучения на данном уровне общего образования и не позволяют судить о том, какова должна быть динамика овладения теми или иными предметными действиями.
Таким образом, все обозначенное привело к необходимости доработки действующих ФГОС общего образования в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
В рамках проекта «Детализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к результатам обучения по учебным предметам (учебным областям)», реализуемого в настоящее время по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, были разработаны проекты детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения.
Особая актуальность данного проекта определена исполнением Поручений Президента Российской Федерации:
- об определении в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации во ФГОС общего образования базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам (Пр-2876, п.5 от 15.10.14);
- о рассмотрении совместно с Общероссийским общественным движением «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» вопроса об определении во ФГОС общего образования базового содержания воспитательного компонента обязательной части основных общеобразовательных программ и обеспечении внесения соответствующих изменений в указанные образовательные стандарты;
- о разработке комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Цель статьи – описание основных результатов процесса детализации требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения в 2017 году.
Детализация перечней требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения осуществлялась по следующим 16 направлениям: «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География», «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».
Основными целями проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы являются: а) обеспечение возможности однозначного понимания ФГОС начального и основного общего образования и их эффективного использования; б) унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных образовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Механизм организации и проведения работ по детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) предусматривал следующие мероприятия:
- подготовку инструктивных материалов, содержащих описание модельной методики детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям);
- формирование 16 рабочих групп по тем предметным областям, непосредственно для которых осуществлялась детализация требований к предметным результатам. В состав каждой группы вошли 10 экспертов, компетентных в предметных и методических аспектах детализации содержательной части предметных областей. Выполнение детализации предполагало деятельность рабочих групп по проведению исследовательских и аналитических процедур по структуризации, актуализации и стандартизации содержательной части предметных областей;
- обеспечение информирования и дистанционного взаимодействия всех участников процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) на специализированном Интернет-ресурсе (посредством форумов, онлайн-обсуждений, возможности использования краудсорсинговой площадки);
- информирование широкой общественности о предполагаемых изменениях в требованиях ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) посредством публикации полученных результатов в федеральных сетевых СМИ образовательной направленности;
- организацию консультационной и методической поддержки участников процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения посредством электронной почты, телефона «горячей линии» и онлайн чата;
- организацию экспертного и профессионального обсуждения разработанных проектов детализированных требований с участием представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации, членов региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчиков основных образовательных программ;
- доработку проектов детализированных требований по результатам обсуждения.
- Разработанные проекты детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения имеют единую структуру.
Каждый проект включает следующие разделы:
- обоснование актуальности проведения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения;
- детализированный перечень предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования по учебному предмету (предметной области) и тематические блоки по учебному предмету. Тематические блоки состоят из дидактических единиц по обязательному учебному предмету, включенному в учебный план, представленным по годам обучения.
Детализация перечня требований к предметным результатам осуществлялась с учетом смысловой нагрузки, целевой направленности. Это позволило определить содержательные линии по каждому учебному предмету. Содержательная линия определялась на основе:
- ведущих научных идей, характерных для данной предметной области (был проведен анализ наиболее значимых идей, приводящих к смене научных представлений и возникновению новых научных областей исследований);
- ключевых сфер использования знаний –наиболее гибкая составляющая содержательных линий, где сферы использования меняются в зависимости от развития технологий, междисциплинарных исследований;
- группы понятий, характерных для данной предметной области.
- Например, основными группами понятий в требованиях по учебному предмету «История» были – фактические знания, применение и интерпретация, обобщение и оценка, работа с историческими источниками;
- по учебному предмету «Физика» – освоение понятийного аппарата, методологические умения, решение задач, работа с информацией физического содержания, проектная и исследовательская деятельность;
- по предметной области «Иностранные языки» – аудирование, говорение, чтение, письменная речь и пр.
Разработанные проекты детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения ориентированы на обеспечение следующих интересов государства в сфере общего образования:
- поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам, ключевым стратегиям образовательной политики и экономического развития государства;
- поддержание единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ;
- формирование у учащихся компетенций, включающих в себя: понимание предметного материала и предметную грамотность; ключевые группы когнитивных, коммуникативных и проектных умений;
- формирование у учащихся умений и навыков в освоении системы предметных знаний; применения, переноса и интеграции знаний; решения проблем; развитии коммуникации; саморегуляции и рефлексии; ценностно-смысловых ориентиров;
- формирование у учащихся функциональной грамотности (языковая грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность) как способности и возможности обучающихся использовать имеющиеся умения и запас знаний при решении широкого круга жизненных задач;
- формирование ключевых групп умений, включающих критическое мышление, творческую активность, умения общаться и умения работать в команде.
Педагогическим работникам и руководству общеобразовательных организаций результаты детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения позволят приобрести необходимую информацию для разработки основных образовательных программ на уровнях начального и основного общего образования, рабочих программ по учебным предметам, оценочного инструментария.
Руководители общеобразовательных организаций на основе обновленных ФГОС в части конкретизации содержания образования смогут выработать стратегию реализации образовательной деятельности по учебным предметам и сопоставить ее отдельные элементы, выстроить оптимальную последовательность их изучения, распределить учебную нагрузку.
Региональные и муниципальные органы управления образованием могут использовать обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования для оценки успешности работы общеобразовательных организаций, при планировании своей деятельности по выработке мер, связанных с обеспечением предоставления качественного общего образования в регионах.
Родители и законные представители обучающихся, а также все заинтересованные лица получат доступ к конкретизированным требованиям, предъявляемым к предметным результатам обучения на уровнях начального и основного общего образования, и смогут совместно с образовательными организациями планировать свою или общую деятельность по обеспечению достижения их детьми должного уровня и качества образования.
Внедрение детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения обеспечит планомерное и системное совершенствование не только содержания общего образования (начального общего образования, основного общего образования), но и системы образования в целом.
Выводы
Таким образом, детализация требований ФГОС начального общего и основного общего образования к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит разрешить ряд проблем, связанных с рамочным описанием содержания образования в действующей редакции стандартов, и добиться однозначного понимания требований к предметным результатам. В свою очередь, разрешение проблем будет способствовать повышению качества образования и сохранению единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Список литературы и источников
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12