Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Математика и информатика»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением ФГОС ОО (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Математика и Информатика».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Математика и Информатика» является:
усовершенствование установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Математика и Информатика» с учетом современных тенденций развития данной предметной области;
конкретизация установленных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Математика и Информатика».
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [4];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Математика и Информатика».
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Математика и информатика» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Математика и Информатика» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Вероятность событий» разбивается на более дробные подтемы: «Вероятность равновозможных событий», «Опыты с равновозможными исходами», «Понятие о законе больших чисел».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «сформированность представлений об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах», необходимо детализировать темы «Алгоритмические конструкции», «Информация – одно из основных понятий современной науки», «Информация и данные», «Модели и моделирование».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Математика и Информатика» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Графы» должна предшествовать теме «Матрица смежности графа (с длинами ребер)», а темы «Математическое моделирование», «Понятие математической модели», «Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования», предшествовать теме «Использование компьютеров при работе с математическими моделями».
Для проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Математика и информатика» была создана рабочая группа, в состав которой были приглашены 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
В своей деятельности рабочая группа руководствовалась Модельной методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) (далее - Методика), разработанной в рамках подготовительных работ по организации проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам.
Детализация требований к предметным результатам по предметной области «Математика и Информатика» осуществлялась на основе следующих критериев, определенных Методикой:
- временного – в расчет принимались период изучения предметной области, объем часов, выделяемых для изучения;
- структурного – выделение рабочей группой актуальных тем предметной области, их иерархии;
- методического – формирование рабочей группой перечня дидактических единиц базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по каждому учебному предмету (предметной области) в соответствии с современными требованиями экономики, науки, техники, культуры.
Детализация требований к предметным результатам по предметной области «Математика и Информатика» была проведена по нескольким уровням, а именно по:
- фактологическим знаниям – основным изучаемым в предметной области понятиям, определениям, методам, теоремам, видам, формам, структурам основных элементов предметной области;
- методологическим знаниям и умениям, которые определяются спецификой предметной области «Математика и Информатика», ее методами и характеристиками - общие принципы познания с категориальным аппаратом предметной области «Математика и Информатика», совокупность всех принципов и методов, применяемых в данной предметной области;
- операционно-практическим знаниям и умениям – которые обеспечивают применение знаний, полученных в рамках предметной области «Математика и Информатика», в решении прикладных практических задач;
- мировоззренческим знаниям, которые обеспечивают представления об особенностях предметной области «Математика и Информатика», роли ее базовых положений в общей системе знаний.
Эксперты, входящие в рабочую группу по предметной области «Математика и Информатика», в качестве основного подхода к детализации предметных результатов использовали системно-деятельностный подход, основанный на требованиях к воспитательной и образовательной среде образовательной организации, обеспечивающих достижение результата.
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям [6].
Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область.
При проведении детализации ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Математика и информатика» эксперты учли ряд особенностей математического знания и информатики как комплексной области знаний:
1) математика оперирует понятиями высокой степени абстрактности, благодаря чему ее объекты носят очень общий характер, выражая самые общие свойства реального мира;
2) информатика является междисциплинарной наукой о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.
Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистикой - через учение о формальном языке и о знаковых системах. Информатика тесно связана с такими более специальными науками, как теория информации, кибернетика и системотехника.
Выполнение детализации рабочей группой потребовало консультационной поддержки группы квалифицированных специалистов, компетентных в предметных и методических аспектах смежных с математикой и информатикой наук, в том числе экспертов в сфере философии, лингвистики, теории информации.
В результате проведения детализации предметных результатов по предметной области «Математика и Информатика» рабочей группы уточнены и систематизированы:
1) предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Математика»;
2) предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Математика» (базовый уровень);
3) предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Математика» (углубленный уровень);
4) предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Информатика».
Изучение учебного предмета математика (начальное общее образование) и освоение нового перечня предметных результатов поможет учащимся развить логическое и математическое мышление, получить представление о математических моделях; овладеть математическими рассуждениями. Школьники научатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
В результате освоения предложенных предметных результатов по учебному предмету «Математика», включая алгебру и геометрию, учащиеся развивают аналитические, дедуктивные (способность к обобщению), критические, прогностические (умение прогнозировать, мыслить на несколько шагов вперед) способности.
Освоение предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» (базовый уровень) научит школьника организовывать, упорядочивать и оптимизировать свое мышление. Школьник овладеет набором правил и функций, которые делают мышление последовательным и логичным, что отразится положительно на умении рассуждать, формулировать мысли.
В результате освоения предложенных предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» (углубленный уровень) на уровне основного общего образования учащиеся смогут:
- сформировать представления об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов
- овладеть языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования в средней школе;
- развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение, математическое мышление и интуицию, творческие способности, необходимые для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитать средствами математики культуры личность через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Если оперировать конкретными навыками, то освоение предложенными предметными результатами по учебному предмету Математика (углубленный уровень) поможет школьнику развить следующие интеллектуальные способности:
1) умение обобщать - рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка, умение находить роль частного в общем;
2) способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора;
3) умение находить закономерности;
4) умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы;
5) способность быстро соображать и принимать решения;
6) навык планирования, память;
7) навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции.
Овладение предложенными предметными результатами изучения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования позволят учащимся:
- оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
- идентифицировать информацию, осуществлять эффективный поиск необходимой информации и ее анализ;
- сформировать и развить алгоритмическое мышление;
- получить навыки компьютерной грамотности;
- успешно ориентироваться в информационной среде, эффективно использовать возможности современной информационной компьютерной сети;
- освоить умения и навыки по формализации и структурированию информации, выбору способа представления данных в соответствии с поставленной задачей;
- развить собственную информационную культуру в условиях развития информационного общества, сформировать свою готовность к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе;
- получить навыки техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологи;
- определиться с профессией в условиях технологичного общества, сформировать прагматически ориентированное мировоззрение, основанное на ценностных ориентациях о роли информационных технологий в обществе.
Для педагогов значимость результатов детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Математика и Информатика» заключается в том, что они могут ориентироваться на предлагаемые перечни предметных результатов при разработке рабочих программ по предметной области «Математика и информатика», и таким образом решить следующие задачи:
- определить и структурно изложить систему практической реализации компонентов ФГОС ОО при изучении предметной области «Математика и информатика»;
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения предметной области «Математика и информатика» с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательной организации и контингента обучающихся;
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и общего образования, в том числе и предметных результатов.
Выводы
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Предлагаемые перечни предметных результатов по предметной области «Математика и Информатика» позволят подготовить учащихся к быстро наступающим переменам в обществе, поскольку направлены на развитие разнообразных форм мышления, формирование у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Кроме того, они будут способствовать применению учащимися сформированных навыков и умений не только в учебных целях, но и в повседневной жизни, помогут школьникам составить целостную картину знаний о мире, а также успешно организовывать, упорядочивать и оперировать полученным массивом знаний.
Список литературы и источников
1. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
6. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.