Классное родительское собрание для родителей 9 класса «Подросток и деньги»
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»
Методическая разработка
классного родительского собрания для родителей 9 класса
на тему:
« Подросток и деньги
Подготовила и провела
классный руководитель
9 класса Рыкова Н. В.
Цель: расширение представления родителей о формировании у подростков культуры обращения с деньгами как общей культуры человека.
Задачи:
1. Обсудить с родителями особенности обращения подростков с деньгами.
2. Отработать подходы к воспитанию культуры обращения с деньгами как общей культуры человека.
Оборудование: мультимедийный комплекс, анкеты, карточки в виде купюр.
Форма проведения: семинар- беседа.
Этапы: подготовительный
- параллельное анкетирование подростков и родителей.
Основной
- проведения семинара с родителями.
Ход мероприятия
Ещё в 13 веке сирийский писатель Абу-ль-Фарадж сказал: «Деньги – не главное в жизни. Главное – чтобы они не кончались». Но и в современном мире люди не могут обходиться без денег, и подростки в том числе. Поэтому на нашем сегодняшнем собрании мы поговорим на тему «Подросток и деньги».
Культура обращения с деньгами является частью общечеловеческой культуры, и поэтому навыки обращения с деньгами должны прививаться родителями детям так же, как навыки гигиены, самообслуживания, общения и др. И к подростковому возрасту основные правила обращения с деньгами должны быть достаточно сформированы. Подростки самостоятельно оплачивают проезд в общественном транспорте, небольшие покупки, билеты в кино и т.д. Поэтому они должны иметь денежные средства, и должны уметь правильно ими распоряжаться.
Давайте сначала разберёмся, откуда у подростков появляются деньги?
(Ответы родителей: дают родители (бабушки, дедушки), зарабатывают самостоятельно, имея постоянную работу или разовые подработки, зарабатывают вместе с родителями).
Действительно, сначала деньги подросткам выдают родители, причём как на определённые покупки, так и на так называемые карманные расходы. Давайте обсудим, как обстоят дела с карманными деньгами у детей нашего класса.
Перед родительским собранием я провела анонимное анкетирование учеников и родителей, в котором задавала одинаковые вопросы. Ответы на некоторые вопросы расходятся у детей и родителей, что говорит о том, что последние не всегда знают, сколько денег имеют их дети, где они их берут, сколько и на что тратят.
Многие родители считают, что источником пополнения «денежных счетов» их детей являются только они сами ( и бабушки, дедушки) и не знают, что их дети сами пытаются зарабатывать деньги. Подростки не сообщают родителям о своих подработках, потому что они или не доверяют родителям и боятся, что эти средства будут каким-то образом изыматься, или опасаются того, что выдача карманных денег сократится или прекратится вообще.
Для того чтобы в денежных вопросах между родителями и подростками было доверие, необходимо иметь доверительные отношения с ребёнком вообще. Подросток должен знать основные статьи доходов и расходов семьи, по возможности, иметь право голоса при обсуждении некоторых финансовых вопросов. Тогда он будет учиться соотносить доходы и расходы семьи, и, возможно, у него появится желание внести свою лепту в семейный бюджет. Такие случаи довольно часты.
Сегодня я предлагаю подробно обсудить проблему карманных денег подростков : когда и сколько давать денег, контролировать траты или нет и другие вопросы.
Предлагаю обсудить следующую схему:
1. Количество выдаваемых карманных денег, конечно, определяют родители в каждой конкретной семье в зависимости от возможностей. Однако, специалисты рекомендуют давать подросткам сумму, необходимую для их нужд или чуть больше. Слишком много карманных денег может приучить подростка к бесполезным тратам, не научит разумному обращению с деньгами. (Обсуждение этого вопроса с родителями)
2. Самостоятельность трат и Доверие подростку в финансовых вопросах очень важно. Постоянные требования подробного отчёта о потраченных деньгах и вопросы типа « На что потратил?», «Зачем купил ерунду?» и т.д. будут только раздражать подростка. Если вы, особенно вначале, сомневаетесь, что ваш ребёнок будет рационально использовать деньги, то можете выдать ему банковскую карту, оформленную на вас. Отчёт о покупках будет приходить вам, вы будете знать, где ваш ребёнок совершает покупки, сколько тратит. Дополнительно можно установить лимит на 1 покупку. Но ребёнок всё же, должен сам решать, как ему тратить собственные деньги, что ему покупать. Однако, необходимо серьёзно обговорить запреты на определённые покупки (табак, спиртное, лекарства, игровые автоматы и т.д.) (Обсуждение этих вопросов с родителями)
3. Регулярность пополнения счёта (или выдачи карманных денег) приучает подростков распределять деньги на определённый период (неделю, 2 недели. для подростков постарше даже на месяц). Очень важно, чтобы подростку не приходилось «клянчить» деньги. Родители сами должны помнить о дате «пополнения», а если в семье случаются какие-то непредвиденные обстоятельства, и вы не можете выдать деньги или уменьшили сумму, то необходимо об этом предупредить ребёнка. Карманных денег подростка нельзя лишать полностью. (Обсуждение этого вопроса с родителями)
4. Гуманность подразумевает то, что родители, выдавая деньги не должны унижать или упрекать ребёнка высказываниями типа «На тебя не напасёшься», «Мы их (деньги) не печатаем» и т.д. (Обсуждение этого вопроса с родителями)
5. Любые денежные суммы, и маленькие , и побольше, должные выдаваться Бескорыстно. Деньгами не стоит оплачивать хорошие отметки в школе, «добрые» дела (помощь по дому, даче и др.) (Обсуждение этого вопроса с родителями)
Сколько денег выделять – каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в кафе). Анализ анкет показал, что в среднем родители подросткам выдают от 500 до 1000 рублей в неделю. Некоторые родители примерно рассчитывают возможные траты ребёнка. Большинство же родителей выдают суммы, ориентируясь на друзей и знакомых.
Большинство родителей считают, что у подростков деньги быть должны, но лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% – что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.
Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но способствует развитию экономической грамотности. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.
Еще в древности Сократ говорил : «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Его слова актуальны и сегодня.
Краткие советы родителям «Как подготовить ребёнка к грамотному обращению с деньгами?».
На доске прикреплены карточки в виде купюр, с обратной стороны которых напечатаны короткие фразы. Родители выходят по одному к доске, снимают по одной купюре и читают следующие советы:
- Вместе делать покупки.
- Подключать к расчёту семейного бюджета.
- Научить зарабатывать.
- Доверять делать самостоятельные покупки.
- Брать к себе на работу, чтобы наблюдал.
- Помочь в устройстве на работу ( подработку).
- Разрешить тратить всё, что зарабатывает сам.
-Приводить в примеры успешных людей.
- Выдавать карманные деньги.
-Доверять, но проверять.
Нашу встречу я хотела бы закончить афоризмом, в котором говориться о том, что за деньги можно купить вещи, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
Использованные ресурсы
1. https://aforisimo.ru/pro-dengi/
3. https://econet.ru/articles/5-glavnyh-voprosov-o-dengah-v-zhizni-podrostka