12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Витальевна19
Россия, Ярославская обл., Ярославль


Классный час

 «Подвиг

 блокадного Ленинграда»


Цель: расширять знания обучающихся о подвигах народа в годы  Великой Отечественной войны.

Задачи:

 - расширять знания обучающихся о блокаде, о подвиге жителей блокадного Ленинграда,  о том, какую помощь оказывали ярославцы  Ленинграду;

- развивать творческие способности обучающихся;

- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение  старшим, к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход

 Учитель:

   (Слайд)    Ребята, Сегодня  в нашей стране отмечается  День Воинской Славы, посвященный подвигу блокадного Ленинграда.

       Сегодня у нас в гостях  ветеран Великой Отечественной войны_______.

       (Слайд)     Ленинград  (Санкт- Петербург) – крупнейший промышленный и культурный центр страны с первых дней войны стал фронтовым городом.

   (Слайд)    Захвату этого крупнейшего индустриального центра и  морского порта СССР гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало  фашистской Германии  ряд преимуществ.

    С точки зрения политической и военно-стратегической взятие Ленинграда и соединение с финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства некоторых стран, которые еще колебались, вступить в войну против СССР.

      Быстрый захват Ленинграда позволил бы Гитлеру высвободить  действующие там германские войска, все танковые и моторизованные соединения для успешного осуществления операции «Тайфун».  «Тайфун» - это кодовое название операции по захвату Москвы.

       В морально-психологическом плане захват города на Неве нужен был фашистскому руководству для поднятия духа  своей армии и армии союзных с ней государств, поддержать их веру в реальность планов войны против Советского Союза.

   (Слайд)         Для нас потеря Ленинграда была бы во всех отношениях серьезным осложнением стратегической обстановки.  В случае захвата Ленинграда врагом нам бы пришлось создавать новый фронт для обороны Москвы с севера и израсходовать при этом стратегические резервы, которые готовились для защиты столицы. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот.

    Все эти факторы обуславливали крайнюю ожесточенность борьбы за Ленинград.

     (Слайд)       Битва за Ленинград   длилась с 10 июля 1941 по 9 августа 1944 года. В ней участвовали войска   северного,    Северо-западного, Ленинградского Волховского, Карельского,  Второго Прибалтийского    фронтов,   Балтийский флот, Ладожская, Онежская флотилии, авиация дальнего действия, войска ПВО.   

(Слайд)     Войска противника группы «Север» и финская армия получили приказ штурмом овладеть  Ленинградом. Они насчитывали 725000 человек, 1500 танков, 1070 самолетов, около 13000 орудий и минометов.

Численность сторон  на 10 августа 1941 года:


  

Войска противника группы «Север» и финская армия

Советские войска

 соотношение

Живая сила

725000 чел

302083 чел

2.4 раза

Танки

1500

1250

1.2 раза

самолеты

1070

109

9.8 раза

Орудий и минометов

13000

3250

4 раза



     (Слайд)       10 июля 1941 года начались ожесточенные бои на дальних подступах, в августе  1941 они велись на ближних подступах, а  8  сентября 1941 года Ленинград  оказался отрезанным  от страны с суши. Началась блокада Ленинграда, сообщение с которым поддерживалось по Ладожскому озеру и воздуху.

   (Слайд)         В городе и его окрестностях проводились инженерно -укрепительные и маскировочные работы.  Прежде всего, накинули чехол на Адмиралтейскую иглу и шпиль Петропавловского собора.   

(Слайд)    Закрашен был купол Исаакиевского собора, созданы ложные железные дороги и аэродромы,   (Слайд)    декорирован огромной пятнистой сетью  Смольный,   (Слайд)    погасли знаменитые уличные фонари.  

 (Слайд)    Памятники Кутузову и Барклаю-де толи  закопали в сквере,   (Слайд)    памятник Петру  I  первоначально хотели опустить  на дно Невы, но побоялись повредить, поэтому его обнесли опалубкой и засыпали песком., убраны скульптуры из Летнего сада,   (Слайд)     спрятали коней с Аничкиного моста.   (Слайд)    Сверху казалось, что разлившаяся Нева затопила город. К маскировочным работам  были привлечены тысячи ленинградцев разных профессий и возрастов.    

      (Слайд)     Фашистские пушки посылали на город снаряды большой мощности. Самолеты сбрасывали осадные бомбы. В городе начались пожары.   (Слайд)    Сгорели Бадаевские склады с запасами продовольствия, склады хлебозаводов с мукой, торговый порт, Гостиный двор.   (Слайд)    В городе закончились дрова, уголь, дизельное топливо, не работал телефон,   (Слайд)    водопровод, отопление. Ленинград представлял город фронт. В городе в 1941 году было построено 35 км баррикад, 22 тысячи огневых точек, началась блокада, наступил голод.  

 (Слайд)    За время блокады норма выдачи  хлеба на рабочего составляла 250 г, 125 г – на иждивенца (детей и стариков).  Ели минеральное масло, столярный клей, хвойные иглы, из земли с территории Бадаевских складов добывали сахар, который расплавился во время пожара.

    (Слайд)      Люди умирали в очередях, на улицах, в квартирах.  В государственном музее истории Ленинграда  хранятся весы военного времени. На одной чаше  125 г черного целлюлозного хлеба, на другой -  гирьки 100, 20, 5 г.   (Слайд)     Там же скульптура 10-летней Тани Савичевой  и ее дневник с раскрытой страницей: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Обучающиеся показывают литературную композицию:

  Салют Тане Савичевой

Танин дневник — это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница:

Вновь не должно это все повториться.

Ведущий. Таня Савичева — девочка из блокадного Ленинграда. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. На Нюрнбергском процессе над главарями фашистской Германии этот дневник был в ряду обвинительных документов. Перед памятью маленькой Тани преклоняются все: от мала до велика, простые труженики и президенты государств.

   (Слайд)    Таня жила на тихой 2-й линии Васильевского острова, на улице Большого проспекта, возле академии художеств.   (Слайд)     Савичевы жили большой и дружной семьей.   (Слайд)    В семье Савичевых было 5 детей. Старший брат Леонид (в семье его ласково называли Лека), работал строгальщиком на адмиралтейском заводе. Когда началась война, Таня училась в третьем классе 35-й школы, Васильевского района, на берегу Невы. На этаже одной из дверей теперь висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева». Здесь и создан интересный и очень своеобразный музей девочки блокадного Ленинграда.

На стене большой портрет Тани. Он в центре внимания каждого, кто приходит сюда. Горит вечный огонь. Священна музейная тишина. В ней дозволено звучать лишь истории.

На всю стену фотография памятника детям блокадного Ленинграда «Цветок жизни». Белый цветок тянется к солнцу. Со всех сторон его обступили мрачные валуны, рядом встали противотанковые надолбы, а цветок рвется вверх, к солнцу. На его венчике веселое лицо мальчугана и детским почерком написаны слова: «Пусть всегда будет солнце!» Рядом с цветком на камне запечатлены строки дневника Тани. Здесь, в музее, они воспроизведены крупно, листок за листком и каждый, кто заходит сюда с волнением читает:

   (Слайд)    «Женя умерла 28 декабря, в 12 ч. 30 мин. утра 1941 года».

                    «Бабушка умерла 25 января, в 3 ч. дня 1942 года».

                    «Лека умер 17 марта, в 5 ч. утра 1942 года».

                    «Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года».

                    «Дядя  Леша умер 10 мая, в 4 ч. дня 1942 года».

   (Слайд)    «Мама — 13 мая, в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года».

   (Слайд)    И три последние строчки заключают ее дневник: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза.

 

Как быстро летят в мае белые ночи...

Но лучше бы та была подлинней.

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

О своем дневнике записала ,

Что мама...

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла.

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена,

Шел 42-й, бесновалась война.

Ведущий.     (Слайд)       Более двадцати миллионов человеческих жизней отняла у нас Великая Отечественная война, из них более шестисот тысяч ленинградцев. Дети блокадного Ленинграда вели себя, как герои.   (Слайд)    Теряя силы, они не жаловались, молча,  переносили боль и страдания, не плакали и ничего не просили. И это была не слабость, а большая нравственная сила.

         Долгое время судьба Тани Савичевой после ее эвакуации из Ленинграда была неизвестна. Вначале даже считали, что Таня умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде и похоронена на Пискаревском кладбище. Даже самые близкие люди, брат и сестра Тани не знали, что стало с ней и где она похоронена. Восстановить истинную судьбу девочки помогли красные следопыты Горьковской области.  Им удалось узнать, что последние 2 года жизни Таня провела в Шатковском районе Горьковской области.   (Слайд)    А было это так. В августе 1942 года 140 детей блокадного Ленинграда привезли в Шатковский район и разместили в школе Красный бор.   (Слайд)     Тепло, радушно, как родных, встретили красноборцы детей, которые едва стояли на ногах. Сельчане несли в школу все, что могли — яйца, молоко, сметану, творог, теплую одежду. Жители Красного Бора буквально на руках, завернув в одеяла, носили их в баню, мыли, одевали потеплее.   (Слайд)     Материнская забота, свежий воздух  и весомая добавка к детдомовскому пайку помогли детям быстро встать на ноги. «Все остались в живых, — рассказывают красноборцы и с горечью добавляют, — кроме Тани Савичевой». Таня ехала сюда совсем больная. Она уже не могла ни ходить в школу, ни гулять. 4 марта 1944 года Таню перевезли в Панетовский детский дом инвалидов. Он был в этом же районе, здесь было усиленное по тем временам питание и более квалифицированные врачи. Но и здесь вылечить Таню не удалось.

    1 июля 1944 года перестало биться сердце девочки.

Ведущий. В мае 1972 года в Шатках на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

Учитель:    (Слайд)      Но вернемся к блокадному Ленинграду.  Город жил.  

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали, но заводы продолжали выпускать военную продукцию, тысячи голодных  людей после изнурительного трудового дня учились военному делу, дежурили в группах самозащиты, в пожарных и санитарных дружинах. Медицинские пункты были оборудованы даже на станциях метро.

          (Слайд) В блокадном Ленинграде от начала до конца блокады работали:
- 3 театра, 20 кинотеатров. Ежедневно выпускались 3 газеты. Без перерыва велись радиопередачи. Продолжалась научная работа в Эрмитаже.

В блокадном Ленинграде работали поэты, писатели, композиторы.                (Слайд)    9 августа 1942 года   в Большом зале филармонии  впервые  прозвучала «Седьмая симфония» композитора Дмитрия Шостаковича.

Звучит «Седьмая симфония».

   (Слайд)    Поэтесса Ольга Бергольц писала  свои  стихи:

Обучающийся:

А девушка с лицом заледенелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь,  - к вечеру добраться б,

Глаза бесстрашно смотрят в темноту,

Скинь шапку, гражданин! Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят,

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: Правду говорят,

Что слезы вымерли у ленинградцев.

И если чем могу гордиться

То,  как и все друзья мои вокруг,

Горжусь, что до сих пор могу трудиться,

Не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни как никогда,

Мы знали вдохновение труда.


   (Слайд)    Большую роль в обороне Ленинграда сыграла «Дорога жизни», проходившая по Ладожскому озеру и связывающая  в сентябре 1941 г. – марте 1943 года – осажденный город со страной.  В навигацию дорога проходила по водной трассе на кораблях Ладожской флотилии, в ледостав – по ледовой дороге на машинах. По «дороге жизни» было перевезено грузов свыше 1 615 000 тонн,  переправлено 5 стрелковых дивизий, 1 танковая бригада, 310 000  военнослужащих. Эвакуировано

 1 316 000 ленинградцев.


   (Слайд)    Немецкое командование  прилагало большие усилия, как  с суши, так и с воздуха, чтобы парализовать «дорогу жизни»  бомбежками,  артобстрелами, тяжелой артиллерией,  десантами постановкой мин.

Для прикрытия «Дороги жизни» советское командование привлекло силы ПВО,  Ленинградского фронта, сухопутные войска, Балтийский флот, Ладожскую флотилию. Люди, обслуживающие «Дорогу жизни» проявляли чудеса мужества и героизма.  Об этом говорят следующие факты:

нередко машины, на которых везли хлеб, муку в блокадный Ленинград  по льду Ладожского озера уходили под лед, так как  тот не выдерживал  веса грузовиков, водители бросались в ледяную воду, чтобы спасти тонущие мешки с продовольствием.

Или шофер везет 2 тонны муки по льду озера,  заглох двигатель автомобиля, руки замерзли, он не может производить ремонт. Что делать? Стоять и ждать помощи?

Обучающийся читает стихотворение:

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб -2 тонны, он спасет 16 тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их о т мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К пекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре.

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О. мы назвали в декабре –

Не зря « священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить назем:

Таким людским страданием он,

Такой большой любовью братской

Для нас отныне освящен,

Наш хлеб насущный ленинградский.

( отрывок  «Ленинградская поэма» О. Бергольц)

Несмотря на голод, холод, смерть близких ленинградцы насмерть стояли и не пустили немецких захватчиков дальше Пулковских высот и границ кировского завода.

   (Слайд)        За время блокады враг обрушил на город 102 520 зажигательных авиабомб,

4 653 фугасных  авиабомб, 150 000 снарядов, разрушено 3 000 зданий, повреждено свыше 7 000 зданий, убито -16 747 человек, ранено -33 7890 ленинградцев, умерло от голода 641 803 жителей Ленинграда.

       Большую помощь защитникам Ленинграда оказывали жители Ярославской области. Многие ярославцы, не щадя своей жизни,  сражались за Ленинград. Ярославская автоколонна, сформированная в начале войны,   в зимнее время 1941-1942 года работала на ледяной трассе Ладожского озера, 2-ой партизанский отряд имени Суворова под командованием Лемешевского сражался в болотах Ленинградской области. Ярославцы  участвовали в прорыве блокады Ленинграда.

   (Слайд)      Судьба жителей блокадного Ленинграда не оставила равнодушными    ярославцев.

     Станции Ярославль-Главный,  Ярославль Московский принимали эшелоны с эвакуированными ленинградцами.

 Их нужно было накормить восстановить подорванное здоровье, предоставить жилье, работу. В течение нескольких дней в Ярославле было оборудовано 26 стационаров для размещения эвакуированных. Под стационары отводились лучшие здания, в том числе многие школы.   (Слайд)      Первое здание школы №53 по ул. Е. Ярославского (Б. Федоровская), д. №135(напротив остановки «Ул. Зеленцовская»)переоборудовано под эвакогоспиталь.   (Слайд)      В здании нашей школы в годы Великой Отечественной войны располагались два госпиталя.

Был создан эвакокомитет, на всех станциях дежурили медицинские работники, были организованы пункты приема больных, работали столовые. Для ленинградцев были установлены повышенные нормы питания. На территории области было эвакуировано много ленинградских детей. За июль    (Слайд)    1941 года на территорию области эвакуировано 67 896 детей, в  течение полутора лет войны  -106 603 ребенка.

В 1943 году в Ярославле  было 312 детских домов.

   (Слайд)      Ярославцы держали тесную связь с жителями блокадного Ленинграда. В 1942 году  они   отправили ленинградцам 49 вагонов с продовольствием, вскоре дополнительно было отправлено: 40.3 тонн мяса, 20.4 тонны муки, 1.4 тонны печенья, 233тонны картофеля, овощи, рыбу, колбасных изделий.

В 42-м году осажденный Ленинград одолевали крысы. Очевидцы вспоминают, что грызуны передвигались по городу огромными колониями. Когда они переходили дорогу, даже трамваи вынуждены были останавливаться. С крысами боролись: их расстреливали, давили танками, были созданы даже специальные бригады по уничтожению грызунов, но справиться с напастью не могли. Серые твари уничтожали  даже те крохи еды, что оставались в городе.

Кроме того, из-за полчищ крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие "человеческие" методы борьбы с грызунами не помогали. А кошек - главных крысиных врагов - в городе не было уже давно. И тогда было принято решение доставить в Ленинград кошек. В своем дневнике блокадница Кира Логинова написала о том, что в апреле 1943 года вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек". Очевидцы рассказывают, что когда мяукающих крысоловов привезли, то "для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило".

- За кошку отдавали самое дорогое, что у нас было, - хлеб. Я сама оставляла понемногу от своей пайки, чтобы потом отдать этот хлеб за котенка женщине, у которой окотилась кошка, - говорит Зоя Корнильева.


 (Слайд) C 2000г. на карнизах домов на Малой Садовой улице живут бронзовые кот Елисей и кошка Василиса. Скульптура кота установлена на фасаде Елисеевского магазина   25 января 2000 года. Его подруга появилась на доме напротив 1 апреля 2000 года. По городской легенде, это памятник ярославским кошкам, которых привезли в войну в Ленинград, чтобы они уничтожили расплодившихся крыс.


     Попытки прорвать блокаду Ленинграда предпринимались нашим командованием с сентября 1941  несколько раз.

О прорыве блокады  расскажет ветеран Великой  Отечественной войны  Сешко Владимир Юрьевич. Владимир Юрьевич, Вам слово!

 Выступление ветерана.   (Слайд)    

(справка:   Осенью 1941 года враг пытался прорваться через Волхов и Тихвин и соединиться с финскими войсками и полностью сомкнуть кольцо блокады героического города. Но эта попытка закончилась для гитлеровцев плачевно.

В  ноябре - декабре наши войска, ударив с двух сторон,  нанесли тяжелые потери врагу под Ленинградом. 9 декабря они освободили  Тихвинский узел дорог от которого зависело снабжение Ленинграда.  Это улучшило положение города. Но осада города продолжалась еще целый год.  В январе 1943 года советские войска начали наступление вдоль побережья Ладожского озера, прорвали кольцо блокады.  По освобожденному узкому коридору были проложены железная и автомобильная дороги, связавшие Ленинград со страной.

Два с половиной года фашисты осаждали Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от холода, голода, воздушных налетов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискаревском кладбище у ног символической фигуры Родины-матери.)


 Учитель:872дня продолжались ожесточенные вражеские обстрелы города на Неве. 

22 декабря 1942 года Президиум Верховного  Совета СССР учредил медаль «За оборону Ленинграда»

 (Слайд) В память о героической обороне вокруг Ленинграда создан мемориальный комплекс «Зеленый пояс Ленинграда»

Закончить наш урок  мужества мы хотим словами: (слайд)


Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди!



 Литература:

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12–ти т. Т.3. Подвиг Ленинграда/Сост. П. Карелин.- М.: Современник, 1987. – 606 с., фотоил.
  2. Материалы для выступления пропагандистов Совета ветеранов войны, труда и военной службы в учебных заведениях. Сост. В.Г. Попов.


3.Детская энциклопедия. В 12-ти т.  Т.9. Наша Советская Родина. -_М.:  Издательство «Педагогика», 1987.


















 

 


Блокада Ленинграда
PPTX / 5.54 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.