Классный час «Детям блокадного Ленинграда…» (2 класс)
Цель: Расширение кругозора учащихся, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, культурно-историческому наследию.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о Великой Отечественной войне.
2. Развитие познавательных интересов, навыков коллективизма через совместную творческую деятельность.
3. Воспитание нравственных чувств и убеждений, чувства патриотизма.
Оборудование:
- мультимедиапроектор
- видео «Детям блокады посвящается».
- игрушка медведь, платок;
- вата, клей ПВА, гуашь, кисти, проволока.
- весы, хлеб.
Ход классного часа.
Вводная беседа. Санкт- Петербург, Ленинград-город герой.
- Блокада- что значит это слово?
На этой неделе вы многое уже узнали о ней, мы организовали выставку рисунков «Отечественная война глазами современных детей», вспомним с чего началась осада Ленинграда. 8 сентября 1941 г. Дата начала блокады Ленинграда.
Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград - один из красивейших городов мира. (Видео до 0.45). Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.
Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград.
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Чем известна дата 8 сентября 1941 г.(Видео с 0.45 до 1.02)
Сегодня наш классный час посвящен не просто одному из городов нашей страны- Санкт- Петербургу, или по-другому Ленинграду. Он посвящен тем, кто ценой жизни защитил родной город. Это не просто люди, дети, это- герои, которые в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражались за жизнь и свободу.
2. Дети войны.
Детям в блокаду было намного тяжелей чем взрослым.
- Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь?
- Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище?
- Почему нет еды?
- Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
Резко изменилось число детдомов. Если в конце 1941 года их было 17, то весной 1942года 98! В них было принято более 40 тысяч детей-сирот.
У каждого ребенка – вашего сверстника – своя страшная история жизни в блокадном Ленинграде. Часто, вспоминая про блокаду, вспоминают дневник Тани Савичевой, и ее фразу: «..Осталась одна Таня». Но судьба Тани – только одна из судеб ленинградских мальчиков и девочек. (Видео 1.02 до 1.34 )
Голод.
Ленинградцы столкнулись со множеством трудностей. Первое из которых голод. Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а дети 125 грамм. Посмотрите на этот кусочек. 125 граммов – это кусочек хлеба
размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего.. (Дети разрезают и взвешивают кусочек хлеба на весах). (Видео 1.34-1.45)
Холод.
Голод усугубляло то, что дома жителей не отапливались. Зимой 1941 года был страшный мороз… доходило до – 40 градусов… (Видео 1.45- 4.25)
Игры и игрушки детей-блокады. (Видео 4.25 – 7.16)
Блокадный Мишка
Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью: им приходилось много работать, чтобы не умереть с голоду. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка.
Мишка вылечил свою хозяйку. Фото: Яна Хватова
Послушайте стихотворение, которое подготовили ваши одноклассницы, в нем, игрушка, плюшевый медведь, тоже единственное утешение для своей маленькой, беззащитной, но такой сильной духом, хозяйке…
Инсценировка стихотворения «Оборванного мишку утешала…»
( Шабалина А., Пановская А.)
Л. Тасси
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
Снегурочка
В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: детям было жалко брать для игр такую красавицу, и куклой просто любовались. Однажды в дом по соседству на 5-й линии Васильевского острова попала бомба. Сильнейшая взрывная волна выбила стекла в квартире Ямпольских. Острые осколки полетели в сторону членов семьи, в том числе – маленькой девочки, сидевшей в своей кроватке. Вдруг дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались целы и невредимы. С тех пор Снегурочку стали считать семейным талисманом.
Снегурочка спасла семью от взрыва.
Петрушечный театр
Старинные перчаточные куклы XIX столетия в годы войны принадлежали семье медиков, которые работали в городских госпиталях. Родители вместе с дочкой пытались приободрить раненых военных, развлекая их сценками с участием «петрушек». Раненые все прибывали, поэтому «петрушечные» спектакли проходили довольно часто. Когда куклы рвались и трепались, врачи заклеивали их изнутри фрагментами использованных медицинских карт. По воспоминаниям дочери врачей Нины Карповой, которая уже стала пожилой дамой, солдаты были благодарны медикам за поддержку и просили почаще показывать сценки с куклами.
Петрушечным театром семья медиков подбадривала раненых .
Пупс в солдатской форме
Такие пупсы появились на прилавках ленинградских магазинов еще до начала войны. Тогда они были одеты в обычные комбинезоны. К 9 мая 1945 года производители решили нарядить пупсов в солдатскую форму. На парадах в честь Дня Победы пупсов-солдат дарили женщинам, прошедшим войну – санитаркам, разведчицам, зенитчицам. Пупсы стали символом того, что каждая женщина в первую очередь не солдат, а любящая мать.
Пупсов в солдатской форме дарили женщинам в День Победы.
Кукла Юра
Майя Рудницкая встретила блокаду Ленинграда восьмилетним ребенком. Во время обстрелов девочке приходилось прятаться от фашистских снарядов в бомбоубежище. Туда ребенок брал все самое необходимое: любимых кукол Иру и Юру, нитки, ножницы и куски ткани. В часы, проведенные в укрытии, Майя шила для кукол одежду: платья, рубашки и даже комплекты для эвакуации. Девочка сделала для них персональные рюкзаки, в которых хранились их тапочки и носовые платки. Майя провела за шитьем кукольных нарядов так много времени, что, пережив блокаду, стала модельером.
У Юры есть рюкзак, в котором хранятся его личные вещи.
Кукла в мамином плаще
В одной ленинградской семье сильно заболела девочка. Ее положили в больницу, но мама не могла быть вместе с ребенком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Женщина пошла на рынок и поменяла почти все свои вещи на пупса без одежды. Дома мать сшила кукле платье и плащ из собственных вещей, а потом отнесла ее дочке в больницу. Девочка была несказанно рада, получив в подарок. Вскоре малышка поправилась.
Женщина сшила одежду для куклы из собственных вещей.
Пупс
Этот пупс в годы войны принадлежал девочке, которая училась в одной школе с Таней Савичевой, автором знаменитого блокадного дневника. С начала войны и до самого Дня Победы пупс просидел на рояле, рядом с игрушечной собачкой. Весной этого года родственники той девочки принесли пупса в музей в качестве напоминания о тяжелых годах блокады.
Пупс принадлежал девочке, которая училась в одной школе с Таней Савичевой. Музей Кукол
Перчаточные куклы
Этих кукол создали маленькие, но мужественные жители блокадного Ленинграда – 10-летние девочки и мальчики. Ребята распороли свои мягкие игрушки и перешили их с помощью подручных материалов в перчаточных кукол. Дети ходили по госпиталям и развлекали раненых малышей спектаклями и забавными сценками. Дети, которые обычно лежали в больницах в полном одиночестве, каждый раз с нетерпением ждали прихода своих старших друзей – артистов кукольного театра.
-Все эти истории вы уже прочитали из заранее подготовленного нами стенда. Послушайте как говорят о своих игрушках и играх тех времен сами ветераны…
6. Школа. (Видео 7.26 – 8.56 )
- Думаю, вас интересует, а работала ли школа в годы блокады? Или Вы думаете, о какой учебе может идти речь в такое тяжелое время. В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 кол.
Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавший об очередной бомбардировке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с учениками начальных школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для малышей проводились только там.
Учиться в жестких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали не учителя не ученики. Рекомендую посмотреть фильм снятый в 1944 году «Жила была девочка…»
Несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
Мастер – класс по изготовлению ёлочных игрушек из ваты.
Ребята вы уже поняли, что дети и взрослые в блокадном Ленинграде терпели нужду. Но люди, насколько могли, продолжали жить, праздновать. Не прерывалась традиция новогодних праздников. В 1942-м здесь устроили ёлку. Дерево украсили оставшимися игрушками, самодельными гирляндами. Есть немало воспоминаний как мальчики и девочки, за время блокады превратившиеся в маленьких старичков, при виде нарядной красавицы на глазах оживали, на лицах появлялись улыбки. Все получили памятные подарки. На этом классном часе мы попробуем сделать игрушки из ваты, такие же висели на ёлках блокадного Ленинграда.
Заключение.
(Видео 8.56 – 11.23)
Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей которую должен помнить каждый. Беречь и хранить то, что имеем сегодня.
Выставка игрушек «Ёлка».
Выставка рисунков «Война глазами современных детей».
Список литературы.
Видеофильм «Рожденные в блокадном Ленинграде» https://video?z=video-122155308_456240029%2Fpl_cat_updates;
Видеофильм «Моя блокада»
https://video?z=video14786733_456240502%2Fpl_cat_updates
Видеофильм «Детям блокадного Ленинграда»
Статья из газеты «АиФ» «Игрушки блокадного Ленинграда»
https://pikabu.ru/story/igrushki_detey_blokadnogo_leningrada__istorii_6341134