Воспитательский час на тему: «Герои-Блокадного Ленинграда»
ГБОУ ЦРО №4
Воспитательский час на тему:
«Герои-Блокадного Ленинграда»
Подготовила:
воспитатель 5 класса
Горшенина Е.Н.
2021
Цели и задачи воспитательского часа:
воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, за свою страну, ее славному боевому прошлому;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда;
развитие познавательной активности в изучении исторических событий в России.
Оборудование:
интерактивная доска, видеоролик “Блокада Ленинграда”, аудиозапись “Левитан. Метроном.
Ход воспитательского часа:
Воспитатель:
С первого дня войны немецкая группа армий «Север» имела задачу- захват Ленинграда. Вражеские войска вначале успешно продвигались вперед, но вскоре стали получать ожесточенный отпор на всех фронтах – Северо-Западном, Волховском, Ленинградском. Обстановка складывалась очень сложно. На разных участках боевых действий успехи были переменными. Однако противнику удалось приблизиться к городу на Неве. Ставка Верховного главнокомандования поставила задачу: не сдать Ленинград!
Воспитатель:
Опять война, Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна!
Воспитатель:
К 27 августа 1941 года с Ленинградом практически была нарушена железнодорожная связь. А в городе по подсчетам оставалось 2 544 000 гражданского населения, включая 400 000 детей, в пригородах внутри блокадного кольца - еще 343 000 человек. Кроме того, обороняющие город вооруженные силы около 500 000 человек. Таким образом, в кольцо блокады были заключены около 3 400 000 человек.
Воспитатель:
Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевcкие склады. Cкладам был нанесен незначительный, но сам факт пожара породил устойчивую легенду, согласно которой при пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле во время этого пожара были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки - то есть текущие запасы.
Воспитатель:
Началась жизнь в осаде. Это постоянные бомбежки и обстрелы. Это голод и холод. Это неимоверные трудности повседневного бытия, которые нам сегодня даже не представить. Это создание обороны и отражение воздушных налетов врага. Город был отрезан от страны. Единственная ниточка связи по суше-узкая полоска по большому Ладожскому озеру.
Воспитатель:
По льду озера была проложена автомагистраль - «Дорога жизни». В Ленинград пошли колонны с различными грузами, и прежде всего с продовольствием и медикаментами. Из Ленинграда – эвакуация женщин, детей, пожилых. Две блокадные зимы действовала «Дорога жизни»- до конца марта 1943 года.
Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
( О. Берггольц)
Воспитатель:
Весь общественный транспорт остановился. К зиме 1941/42 г. г не осталось никаких топливных запасов, водных поставок, почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. В январе 1942 г. в разгар необычно холодной зимы было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия в городе: на человека приходилось только по 125 граммов хлеба в день. Только за два месяца, - январь и февраль 1942г., - 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода.
Воспитатель:
Шли постоянные обстрелы, бомбежки. Были разгромлены и сожжены продовольственные склады. Город лишился продуктов питания и медикаментов, но не сдавался. В Ленинграде продолжалась жизнь. Люди голодали, жгли мебель, чтобы согреться, ходили на Неву за водой. Страдали не только взрослые, но и дети.
Воспитатель:
Хлебная норма
2 сентября 1941 года. Установлена хлебная норма: рабочим – 600, служащим- 400, иждивенцам и детям-300 граммов в день.
12 сентября. Нормы были снижены: рабочим -500, служащим и детям- 300, иждивенцам- 250 граммов.
1 октября. Очередное снижение: рабочим – 400, служащим , иждивенцам и детям -250 граммов.
20 ноября. Последнее снижение: рабочим -250, всем остальным- 125 граммов хлеба в день.
Воспитатель:
Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Позже этот дневник будет использован во время суда над фашистами, на Нюрнбергском процессе как одно из доказательств их страшных преступлений.
Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье
( О. Берггольц )
Воспитатель:
Из воспоминаний В. Попкова дважды Героя Советского Союза…
«Я заплакал…»
«Мне дороги все награды Родины. Но главная моя награда- память 30 детей, которых я с товарищами вывез в дни блокады из умиравшего от голода Ленинграда в 1942-м. Было получено задание-обеспечить перелет Жданова и Жукова из Москвы в Ленинград. А у меня там жила тетя, и я решил поддержать ее продуктами. Она обрадовалась такому подарку. И говорит: «Ну хоть немного подкормлю малышей» (она работала в детском доме). Не скрывая слез, она показала мне 30 живых, обтянутых прозрачной кожицей скелетиков- маленьких мальчиков и девочек. Я заплакал, потому что только глаза у них были живые. Двигаться они уже почти не могли…
Перегружать самолет нельзя. Решились слить часть горячего и … взять детей. Как мы радовались , когда в Москве я смог передать в детский дом эти еще теплившиеся жизни!»
Воспитатель:
Наступила весна 1942года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.
В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкал ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.
Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах…
2июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.
22декабря1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Воспитатель:
В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками.
За осажденный город шли жестокие бои. Но враги так и не смогли покорить Ленинград.
27 января 1944 года наши войска вошли в город. Блокада была снята.
В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
( В. Рождественский)
Воспитатель:
900 дней блокады!!!Ленинград –город-фронт- выстоял и победил! Ленинград- единственный город в Европе, в который никогда не входили завоеватели-чужеземцы. Планы завоевания Ленинграда командование вермахта постоянно корректировало. Но эти планы очень часто оставались только на штабных картах.
Вместо ясных ночей для фашистов наступили сумерки. Над непокоренным Ленинградом занялся рассвет победы. Этот день долго ждали ленинградцы. Этот день ждала вся страна. И в каждом сегодняшнем мирном дне есть отсвет того 27 январского дня 1944 года. В нашей памяти он всегда!
Война неумолимо, постепенно, шаг за шагом возвращалась назад, откуда пришла,- на запад. Подвиг Ленинграда вдохновлял наших воинов на новые победы над врагом.
Воспитатель:
Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.
Мне и самой порою не понять,
Всего, что выдержали мы с тобою…
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
Мы выдержали испытанье боем.
И, каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
( О. Берггольц)
Использованная литература:
«Блокадная книга» А.Адамович, Д.Гранин. Москва, Советский писатель, 1991
Википедия, Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
сайт www.9maya.ru
сайт www.pobediteli.ru
«Наша Победа»: Военно-историческая хроника. В.А. Илык.
Горшенина Екатерина Николаевна