Публикация «Музыка блокадного Ленинграда»

2
0
Материал опубликован 19 March 2020

Музыка блокадного Ленинграда


Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Блокада длилась 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Бомбёжки и голод унесли жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Однако, несмотря на это, жители города на Неве продолжали вести культурную жизнь.

В эти тяжёлые для города времена продолжали работать театры и кинотеатры, радио и библиотеки, была открыта городская филармония. Продолжали творить поэты, писатели, музыканты и художники. В это время создавали свои произведения такие писатели и поэты, как Ю. Воронов, О. Тихонов, А. Молчанов, В. Рождественский, Ольга Фёдоровна Берггольц, стихи которой стали настоящим символом блокадного Ленинграда. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тетрадки, учили наизусть.

Д. Д. Шостакович – советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д. Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Именно нашему Великому городу и посвятил Шостакович Седьмую Симфонию, которую позже стали звать Ленинградской, ассоциируя ее с блокадным Ленинградом.

Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Еще в августе 1941 года, 21 числа, Шостакович выступил по городскому радио:

««Час назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения», — говорил он. — Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую часть, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией…» …

Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии.

2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность.

На следующий день в «Ленинградской правде» поя­вилась коротенькая информация: «В Ленинград достав­лена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмит­рия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии». Ее исполняли не Большой Симфонический, а оркестр Ленинградского радиокомитета: полуголодные, замерзшие музыканты.

Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения "Ленинградской симфонии" один американских журналистов написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!"
Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
Галина Лелюхина, флейтистка:
«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый»

Исполнение симфонии длится 80 минут.

Для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению Ольги Берггольц, «Днем Победы среди войны», она впервые услышала Седьмую симфонию.

«Мы давно не плачем, потому что горе наше больше слёз. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом, — писала Берггольц.

Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в своих стихах: 

«…И музыка встала над мраком развалин,

Крушила безмолвие темных квартир.

И слушал ее ошарашенный мир…

Вы так бы смогли, если б вы умирали?..».

Седьмая симфония и по сей день считается одним из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича. 

Сам Шостакович называл Ленинградскую симфонию наиболее популярным из всех своих произведений и огорчался, что люди не всегда понимают мысль, которую он хотел с его помощью донести.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.