«Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДЮСШ с. Анучино
Дидактический материал.
«Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тренер – преподаватель
по лёгкой атлетике:
Ивасик Сергей Васильевич
Игра – самая увлекательная деятельность для детей, удовлетворяющая потребность действовать. Большую группу игр составляют подвижные игры в основе которых лежат разнообразные действия. С помощью подвижных игр дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и других движениях. Развивается произвольное внимание детей, волевые качества, ловкость, находчивость, умение действовать в коллективе.
В основе любого движения лежат комплексы ощущений – зрительные, слуховые, тактильные, мышечные. Становление моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья идут с запозданием. У них нарушены функции движения: управляемость, четкость. Развитие движений у детей с ОВЗ способствует развитию комплекса ощущений, что в свою очередь влияет на развитие внимания. Памяти, мышления, эмоций и облегчает овладение речевыми формами, что определяет важность подвижных игр для развития детей.
У детей с ОВЗ мышление развито слабее, внимание не устойчиво, по - этому сначала предлагаются игры с простым, несложным сюжетом, например «Птицы летают и возвращаются домой», «Машины едут в гараж» - автомобили едут, останавливаются по сигналу и возвращаются в гараж.
Кроме образных игр есть игры, в которых нужно выполнять определенное конкретное задание. Например: «Бегите ко мне», «Догони меня (мяч)», «Найди спрятанный флажок». Использование мячей, кубиков и других предметов повышает интерес к игре.
Движения, которые входят в игры детей достаточно просты и разнообразны. Это ходьба «Найди флажок» бег «Бегите ко мне», прыжки «По ровненькой дорожке» и т. д. При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. В играх детей в начале года отсутствуют элементы соревнования, их больше увлекает процесс движения, чем его результат. Правила игры совсем просты. В число игр включаются игры, которые сопровождаются словами. Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных движений, помогают выполнять правила, раскрывают содержание игры.
Карточка№1
Быстро по местам
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение
Содержание
По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:
а) в общей шеренге или отдельных шеренгах;
б) в общем круге или отдельных кругах;
в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Правила
Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает.
Карточка №2
Вызов номеров
Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.
Инвентарь: набивные мячи или другие предметы для разметки дистанции.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация (дистанция 10—15 м).
Построение
Содержание
Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой.
Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например, пробегают до отметки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.
Варианты задания:
а) различные исходные и финишные положения игроков: упор присев, сидя, лежа на груди;
б) различные способы передвижения;
в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.
Правила
Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера.
После каждой пробежки начисляются очки: 2 — победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Карточка №3
Цепочка
Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства коллективизма.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15X15 м.
Построение
Содержание
В игре принимают участие 6—20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих».
Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. "Запятнанные" игроки выбывают из игры.
Правила
Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.
Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время.
Карточка № 4
Встречные старты
Задачи: закрепление техники старта и выполнения финишного рывка; развитие быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: не требуется.
Место: легкоатлетическая площадка.
Построение
.
Содержание
Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь, делится пополам на две встречные колонны.
Первые номера в колоннах принимают положение низкого старта и по сигналу преподавателя устремляются вперед.
Как только они достигнут линии второй половины своей команды, помощник судьи, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт.
Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди ее принимает положение низкого старта для последующего бега.
Правила
Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на исходные позиции.
За каждый фальстарт команды снимается 1 очко из числа тех 20, которые даются командам перед началом игры.
Команда, раньше закончившая эстафету, получает 2 премиальных очка.
Карточка №5
Убегай-догоняй
Задачи: развитие быстроты двигательной реакции; закрепление навыка бега по повороту и умения быстро реагировать на сигнал.
Инвентарь: мяч, флажки.
Место: спортивная площадка.
Построение
Содержание
Две команды "Догоняй" и "Убегай" располагаются в шеренгах в 20—30 шагах одна от другой.
Игроки рассчитываются по порядку номеров.
Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага.
В ближний от команды "Убегай" в круг кладут мяч.
Преподаватель называет любой номер.
Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперед.
Задача игрока из команды "Убегай" — взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды.
Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.
Правила
Проигравший идет в "плен" к другой команде.
Выигрывает команда, которая в итоге взяла в "плен" больше игроков.
Карточка №6
У кого дальше отскочит мяч
Задачи: развитие скоростно-силовых качеств; совершенствование техники броска при метании в игровой обстановке.
Инвентарь: теннисные мячи.
Место: спортивная площадка.
Построение
Содержание
Игроки команд располагаются в колонну по одному возле щита.
Представители разных команд одновременно выходят с мячом в руке и становятся перед линией.
Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше.
Варианты броска: с трех, пяти шагов разбега.
Правила
Игроки команд располагаются в колонну по одному возле щита.
Представители разных команд одновременно выходят с мячом в руке и становятся перед линией.
Мяч бросают в щит таким образом, чтобы он отскочил как можно дальше.
Игрок, чей мяч отскочил дальше, получает 1 очко.
Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Карточка№7
Групповые прыжки
Задачи: развитие скоростно-силовых качеств, прыгучести, специальной выносливости; воспитание коллективных взаимодействий в соревновательных условиях.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка.
Построение
Содержание
Участники команд соревнуются в выполнении следующих коллективных прыжков:
1) руки на плечах или на поясе, прыжки на двух или одной ноге;
2) правая (левая) рука на плече, левая (правая) удерживает ногу впереди стоящего партнера, прыжки те же;
3) левая рука на плече впереди стоящего партнера, а правая нога, поднятая вперед, удерживается впереди стоящим партнером, прыжки те же.
Правила
Прыжки выполняются до поворотной стойки с возвращением за линию старта.
Их выполнение заканчивается, когда последний участник пересечет стартовую линию.
Побеждает команда, первой и без потерь участников выполнившая задание.
Карточка№8
Прыжок-кувырок с разбега
Задачи: формирование навыка свободного полета в воздухе; воспитание ловкости, силы в соревновательной обстановке.
Инвентарь: маты.
Место: гимнастический зал.
Построение
Содержание
Команды соревнуются в выполнении длинного кувырка вперед:
1) с места, из положения «старт пловца»;
2) с трех шагов разбега и толчком за 1 м от края мата;
3) потоком с разбега, но с соревнованием между парами по принципу, кто дальше приземлится.
Правила
В паре получает очко участник, который техничней выполнил задание.
Команда, набравшая больше очков, является победительницей.
Карточка№9
Кто сядет первым
Задачи: формирование навыка групповых взаимодействий; воспитание внимательности, координации движений, ловкости, быстроты реакции в соревновательных условиях.
Инвентарь: гимнастические скамейки.
Место: гимнастический, спортивный зал.
Построение
Содержание
Игроки стоят на скамейке друг за другом на некотором расстоянии.
По сигналу преподавателя они спрыгивают на пол, ноги врозь, затем снова вспрыгивают на скамейку, с нее — на пол в сторону и садятся.
Задание могут выполнять все участники одновременно определенное количество раз или последовательно друг за другом.
Варианты задания:
1) прыжки через скамейку с приземлением справа и слева от скамейки;
2) комбинированный способ, где чередуются прыжки на скамейку с прыжками через скамейку или поворотами в разные стороны.
Правила
Игру начинать только по команде преподавателя.
Игроки должны точно выполнять все требования.
Победительницей считается команда, первой выполнившая задание.
Карточка№10
Скакалка-подсекалка
Задачи: закрепление навыка владения скакалкой; развитие силовой выносливости (для брюшного пресса) в игровой обстановке.
Инвентарь: скакалка.
Место: гимнастический зал.
Построение
Содержание
Один из игроков берет скакалку за один конец (ручку) и, выйдя на середину зала, вращает ее горизонтально по полу, перехватывая из одной руки в другую.
Остальные участники стоят вокруг.
Когда скакалка приближается, они подпрыгивают.
Варианты и. п.:
1) игроки стоят в кругу на одной ноге;
2) игроки находятся в упоре, лежа на руках, ноги — внутрь круга. Толчком ног они пропускают скакалку;
3) исходное положение то же, но лицом вперед. Толчком рук игроки отрывают тело от пола и пропускают скакалку под руками.
Правила
Игрок, которого первым подсекла скакалка, выходит из игры или становится водящим.
Побеждает команда, у которой через определенное время осталось больше игроков в круге.
Карточка №11
Перетягивание каната
Задачи: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Инвентарь: канат.
Место: спортивный зал либо площадка, рекреация.
Построение
Содержание
Канат располагают вдоль зала.
Игроки берутся за канат в шахматном порядке.
Середина каната должна находиться в центре зала.
По сигналу преподавателя команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию.
Вариант игры: последний игрок, держащий канат, должен, не отпуская канат, поднять булаву, которая находится на определенном расстоянии от конца каната.
Правила
Побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию.
Игра начинается и заканчивается по сигналу преподавателя.
Игроки выполняют три попытки.
Карточка№12
Мяч в корзину
Задача: совершенствование навыков бросков мяча в заданном направлении с отскоком от щита, а также точного выполнения движений.
Инвентарь: корзина, баскетбольные, волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение
Содержание
Команды стоят напротив своих щитов или переносных корзин.
У каждого капитана имеется мяч.
Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи обязательно с отскоком от квадрата на щите.
Варианты бросков мяча:
а) с места;
б) после двух прыжковых шагов;
в) после ведения мяча и двух прыжковых шагов.
Правила
Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.
Учитывается также время выполнения задания.
Карточка№13
Обведи и прокати
3адачи: совершенствование навыка ведения мяча с изменением направления и последующим прокатыванием.
Инвентарь: мячи.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Построение
.
Содержание
Команды строятся в колонну по одному.
Впереди четыре игрока находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга.
Первый игрок колонны — на старте.
По сигналу преподавателя он ведет мяч вдоль разомкнутой колонны, обходя каждого играющего.
В конце поворачивается лицом к колонне, прокатывает мяч очередному играющему, а сам встает позади всех.
Правила
При потере мяча игрок должен продолжать ведение мяча с того места, где произошла потеря.
Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Карточка №14
Задачи: освоение передач мяча на месте и при встречном движении; совершенствование простейших тактических взаимодействий.
Инвентарь: мяч.
Место: баскетбольная площадка.
Построение
Содержание
Команды делятся на пятерки: три игрока передают мяч друг другу, а два — отнимают его у соперника.
Схема игры, которая ведется на четверти баскетбольной площадки, дана на рисунке.
Правила
Игрок, сумевший перехватить или задеть мяч, получает очко.
Игрок, допустивший выход мяча за пределы площадки или нарушивший правила его ведения или перехвата, получает штрафное очко.
Побеждает команда, набравшая большее количество очков за перехваты (за вычетом штрафных очков).
Карточка №15
Нападают пятерки
Подготовка. Играют три команды на баскетбольной площадке. Вторая и третья пятерки строят зонные защиты, каждая под своим щитом. Мяч находится у игроков 1-й пятерки, расположенной в произвольном порядке лицом ко 2-й пятерке.
Содержание По сигналу руководителя игроки 1 -й пятерки нападают на щит 2-й пятерки, стараясь забросить мяч в корзину Как только игрокам 2-й пятерки удается перехватить мяч, они, не останавливаясь, нападают на щит 3-й пятерки. 1-я пятерка, потерявшая мяч, строит зонную защиту на месте 2-й пятерки. 3-я пятерка, овладевшая мячом, начинает нападение на 1-ю пятерку и т. д. Команда, забросившая мяч, получает очко и строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение. Игра длится 10—15 мин.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игра проходит по правилам баскетбола.
Карточка№16
«Перестрелбол»
Содержание
В команде 6—8 человек.
Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает мяч и разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на сторону противников, которые стараются принять мяч и также разыграть его. Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена. Команда теряет подачу. Игра возобновляется. Игра длится 10—15 мин.
# О Игроки противоположных команд 0 Руководитель
Побеждает команда, у которой по окончании игры в зоне пленных будет меньше игроков.
Правила :1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Пленный в ходе игры (не выходя в поле) старается перехватить мяч и выполнить (без помех со стороны противника) подачу на свою площадку. Игроки его команды любым ударом (из трех) направляют мяч обратно. При удачном завершении ими атаки пленный возвращается к своим партнерам, а в случае ошибки за линию плена идет второй игрок. 3. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно досылать мяч своим партнерам, находящимся в плену. 4. Игра идет по волейбольным правилам.
Карточка №17
Волейбол с выбыванием
Подготовка. Две команды по 6 — 8 человек располагаются произвольно, каждая на своей половине волейбольной площадки.
Содержание. По сигналу начинается игра в волейбол. Когда судья фиксирует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допустивший ее, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч на сторону противника, возобновляя игру. Если в ходе игры команда снова ошибается (шестое по счету нарушение), то лишается еще одного игрока и т.д. Когда обе стороны понесли «потери», игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью, ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли ей с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды. Игра состоит из 3—5 партий. Каждая заканчивается, когда последний игрок одной из команд покинет площадку.
Побеждает команда, которая выиграет большее число партий. Можно ограничить партии временем (12—15 мин) и определять победителя в каждой из них по большему числу оставшихся игроков.
Правила: 1. Ошибки фиксируются по волейбольным правилам. 2. После выхода участника из игры подает команда, допустившая ошибку. 3. Участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (1-й выбывший, затем 2-й и т.д.). 4. Игроки в командах подают по очереди, перемещаясь на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).
Список использованной литературы.
1.Жуков М.Н.Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
3.Ковалько В.И.: Младшие школьники после уроков. - М.: Эксмо, 2007
Надежда Алексеевна Паршукова