Урок на тему «Пока не стало поздно…» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Цели: 1. дать краткое представление о творчестве К.Паустовского -человека и писателя
2.на примере рассказа «Телеграмма» дать представление учащимся о настоящей доброте
3.обратить внимание на художественные средства и приемы, с помощью которых автор рисует трагизм положения героини
4.воспитывать в учениках бережное отношение к окружающим людям, к родным и близким.
Оборудование: портрет писателя, макет подсолнуха, грамзапись «Осенняя прелюдия « П.И.Чайковского, на доске запись эпиграфа «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, -это мать» М.Горький
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о Паустовском-человеке и писателе, умеющем с необыкновенной мудростью и любовью всматриваться в мир, нас окружающий.
Когда называешь имя К.Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовский-это и юг, с которым связаны» Кара-Бугаз», «Черное море»; и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь были написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России». Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Рассказ «Волшебник» посвящен А.Грину. Паустовский писал о Чехове и Блоке, Лермонтове и Гоголе. Но все-таки чаще он писал о людях простых, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма». Сам рассказ родился из встречи в деревне под Рязанью в доме художника.
2. Чтение главы «Зарубки на память» из «Золотой розы»
3. Работа над текстом рассказа «Телеграмма»
-Давайте прочитаем начало рассказа. Как уже в самом начале создается эмоциональный фон? (Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину: «назойливо сыпался дождь», «тащились рыхлые тучи»)
-Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
-Само слово «холодный» встречается в тексте несколько раз. Оно многозначно и напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и «хладной старости», когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом. И это время называют осенью жизни.
Выписать на доске: холодная осень
холодные отношения
хладная старость
осень жизни
-Как живет Катерина Петровна, чем наполнена ее жизнь? Почему автор говорит, что она не жила, «доживала свой век»?
(Катерина Петровна одинока, ей не с кем было поговорит о прежней жизни, она все время сидит на диване и ждет, что к ней придет дочь.)
-Она впервые за год решилась выйти из дому, когда кто-то долго стучал в калитку. А почему она все-таки решилась идти?
(Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна думала, что дочь могла не знать об этом и стучала.)
-Прочитаем еще раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
(Автор использует метафору «Позабытые звезды смотрели на землю», В описании клена тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания.)
-Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери. Давайте перечитаем это письмо. Обратите внимание на то, как она как-то просто пишет о приближении смерти, упоминает о саде, об осени.
-Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий ее мир - единое целое. Пейзаж – это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, т.к. его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», - это все близкий ей мир, ее родная земля.
-А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?
(Насте некогда было любоваться природой, т.к. она постоянно была занята работой. Автор мало говорит о внешности Насти. Сразу обращаешь внимание на «большие, холодные глаза». Эпитет «холодные глаза» помогает нам понять суть этой девушки. Очевидно, Настя - черствый человек.)
-Но можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?
(Настя понимала, что Тимофеев - талантливый художник, и она стала помогать ему. С одной стороны, она могла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой - не почувствовала то время, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.)
-Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?
(Она не может вынести честный, укоризненный взгляд Гоголя.)
-Почему именно Гоголя?
(Гоголь-сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу распознавать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное»-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!» И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.
Она как бы по-новому читает слова матери «ненаглядная моя» и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней». Она теперь не думает о том, как трудно добраться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.
Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что никто кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее невыносимой тяжести. Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.)
-Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?
(Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом во время похорон поцеловала «высохшую желтую руку покойной»)
-А почему она сделала это?
(Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.
-Думаю, что это так. Я напомню вам слова М.Горького, взятые за эпиграф к нашему уроку: «Есть на свете существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.» Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми. Таких людей встретили мы и на страницах этого рассказа.
- Как писатель изображает их?
(Писатель говорит о них мало: Манюшка - дочь колхозного сапожника, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на старом диване. Она не очень грамотная, простая крестьянская девочка, но она понимает самое главное – человек в беде, надо помочь.
Очень скупо говорится и о стороже Тихоне, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и долго говорить. Но именно он, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте, написав самое главное: «Катя помирает». И не дождавшись ответа, совершает, наверное, единственный раз в жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.)
-Как Катерина Петровна догадалась об обмане?
(Ее образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь.)
-Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же чуткими и отзывчивыми. И пока не стало поздно, делитесь своей добротой и терпением.
Домашнее задание. Давайте представим, что будет еще немного жить Катерина Петровна на «любимой, чуть печальной земле». И от имени Насти напишем ей письмо. Письма пишут девочки. А мальчики записывают в тетрадь пословицы и поговорки о матери. Подобрать стихи Н.Некрасова, Р.Гамзатова, С.Есенина, посвященные женщине-матери.
Селиванова Галина Геннадьевна
Кондрашова Валентина Михайловна