ТЕМА: «Покупки в посудной лавке»
Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображениями посуды, посуда из кукольного сервиза, мячик, аудио кассета
Предварительная работа:
- разучивание упражнения «Посуда».
-экскурсия на кухню дошкольного отделения.
- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»,
А. П. Гайдар «Голубая чашка
Цели:
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
Развивать умение детей группировать посуду по функциональной принадлежности (столовая, кухонная, чайная) и называть её в речи.
Совершенствование грамматического строя речи (совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные; закрепить умение использовать в речи существительные в родительном падеже; учить образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами; учить детей образовывать существительные с суффиксом -ниц-
Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением
развитие речевого дыхания у детей, артикуляции, развитие слухового внимания, чувство ритма.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель «Посмотрите, как много гостей пришло к нам, поздоровайтесь с гостями.
(Воспитатель предлагает детям выбрать из контейнера по одному предмету и присесть на стульчики) .
- Как одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)
- Правильно, это посуда. А зачем она нужна? (ответы детей)
2. Введение в тему
Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о посуде. Где продается посуда? (ответы детей)
-Вот и мы сейчас с вами оказались в магазине, где продается посуда, но наш магазин пуст, посмотрите полки витрины пустые. Давайте сейчас поставим на полки посуду, которая у вас в руках.
На верхней полке мы поставим посуду, которая нам нужна для того чтобы пить чай. Как называется эта посуда? ( чайная посуда )
- Правильно это чайная посуда. У кого в руках чайная посуда подходите, и ставьте ее на верхнюю полочку.
- На второй полке поставьте посуду, которая нужна во время обеда. Как ее называют? (столовая посуда)
-Правильно это столовая посуда. У кого в руках столовая посуда, поставьте ее на среднюю полку.
-Какую же посуду нам надо поставить на нижнюю полку? (кухонную)
- Молодцы, это кухонная посуда, в ней готовят пищу, поставьте ее.
- А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.
3.Игра «Что изменилось?».
Воспитатель:- Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает чайник.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Не стало чайника.
Воспитатель : Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает красную чашку .
Воспитатель: Что теперь изменилось?
Дети: Не стало красной чашки .
Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Воспитатель убирает посуду, а дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: -Ребята, скажите, а в какое время суток завтракают? (утром)
Скажите, а в какое время суток обедают? (днем)
Скажите, а в какое время суток ужинают? (вечером)
- Ребята, а что мы пожелаем человеку, который принимает пищу? (приятного аппетита)
Логопед:
-Как вы думаете, ребята, из чего делают посуду?(ответы детей)
- Правильно посуду делают из разных материалов, давайте поиграем в игру.
4.Игра «Какая посуда». ( игра с мячом)
Логопед: - Ложка из дерева, значит она какая? (ответы детей)
Чайник из металла?
Стакан из стекла?
Тарелка из пластмассы?
Чашка из глины?
Блюдце из фарфора?
Бокал из хрусталя?
Кружка из железа?
Кастрюля из алюминия?
Вилка из серебра?
Стакан из бумаги?
Тарелка из картона?
Кувшин из керамики?
Кружка из меди?
Сковорода из чугуна?
Ложка из золота?
Логопед: Молодцы ребята, вы правильно назвали материалы, из которых делают посуду. А теперь давайте немного поиграем с язычком.
5.Артикуляционная гимнастика
Логопед: Сейчас мы с вами будем пить чай с блинами. Взяли все зеркальце, смотрим в него и выполняем за мной как я. ( Дети выполняют). Сначала замесим тесто (упражнение «Накажем непослушный язычок»), достанем сковородку и поставим на плиту (упражнение «Лопатка»), намажем сковороду маслом (упражнение «Маляр»), печем блин (упражнение «Блинчик»), блины мы будем есть с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и запивать чаем из чашки (упражнение «Чашка»).
Ребята, но чай очень горячий в чашке, давайте его остудим. ( Упражнение: «Подуем на чай»).
Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай». По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не поднимая плечики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так.( показ) (Упражнение повторяется 2-3 раза).
6. «Машина помощник»
Логопед : На кухне в каждой семье есть много машин, которые помогают взрослым.
- Скажите, как называется одним словом машина, которая:
- мясо рубит (мясорубка)
- картофель чистит (картофелечистка)
- кофе варит (кофеварка)
- кофе мелет (кофемолка)
- сок выжимает (соковыжималка)
- овощи режет (овощерезка)
7.Упражнение «Чайник».
Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.
Я – чайник, ворчун, хлопотун сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами чай пить хочу |
Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе Животик надут Топают обеими ногами
Делают призывные движения правой рукой |
8.Упражнение на словообразование «Что в чем подадим?»
Логопед: Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Давайте расскажем какая посуда для чего используется.
Как называется посуда :
Для хлеба – хлебница
Для супа – супница
Для сухарей -сухарница
Для фруктов - фруктовница
Для сахара – сахарница
Для селёдки – селёдочница
Для перца – перечница
Для конфет – конфетница
Для салфеток – салфетница
Для салата – салатник
Для кофе – кофейник
Для молока – молочник
Для соуса – соусник
Для соли – солонка
Для масла – маслёнка
9. Игра «Разбитая чашка».
Звучит аудиозапись-звук бьющейся посуды
-Воспитатель: Ой, ребята я услышала какой-то интересный звук, а вы слышали? Как вы думаете, что это был за звук? ( ответы детей).
- Да ребята, эта звук разбитой посуды, помогите, пожалуйста, мне склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.
Детям раздаются конверты с разрезными картинками .
Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.
10. Итог занятия
Литература
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
С. Мельникова, Н. Бикина Игротека речевых игр. Выпуск 4. Волшебная посуда; ГНОМ и Д, 2006.
Н. Э. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР; Гном, 2014.
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сафонова Ирина Александровна