Статья на тему «Поле чудес в стране Семантика»

2
0
Материал опубликован 2 November 2020

Тематический раздел «Коррекционная педагогика»

Поле чудес в стране Семантика

Подготовила

Поздеева Юлия Борисовна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР детский сад №109» г. Владимира

Для педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, своеобразным маяком являются целевые ориентиры Федерального государственного стандарта. Они отражают основные характеристики возможных достижений воспитанников. Среди этих характеристик значатся и умение делать умозаключения, и любознательность, и понимание причинно-следственных связей. Т.е. понятно, что у наших дошколят должен быть такой уровень мышления, который позволит дать им успешный старт в начале школьного обучения.

Большинство из нас привыкли ассоциировать развитие мышления, например, с операциями анализа и синтеза.

Но, оказывается, что важным условием развития мышления детей дошкольного возраста является формирование словообразования и словоизменения, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

И это легко доказать: ведь если смысл грамматических форм ребенку не ясен, он не поймет и мыслей, высказанных в предложениях. Возьмем к примеру, логико-грамматические конструкции, предъявляемые детям во время диагностики, когда мы просим показать на картинке, где волк обижен зайцем, где волк обижает зайца, где заяц обижен волком, где заяц обижает волка. Детям часто трудно разобраться, какая из картинок какой фразе соответствует.

Поэтому очень значимым является создание специальных условий для полноценного освоения детьми лексико-грамматических средств языка, подготовка почвы для самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

В процессе поиска литературы, которая подсказала бы мне как создавать эти самые специальные условия, я открыла для себя пособие «Поле речевых чудес». В нем раскрывается система работы, предложенная профессором З.А. Репиной, в основе которой лежит развитие семантического поля слова. Что же это за поле, позволяющее творить чудеса в развитии детей?

Семантическое поле слова - это комплекс ассоциаций, который образуется вокруг одного слова. Ведь слово не только указывает на определенный предмет, действие или качество. Слово вызывает к жизни целый комплекс связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д.

Вот такой букет ассоциаций, который возникает вокруг одного слова, и называется «семантическим полем».

Семантическое поле состоит из ядра, вокруг которого находятся концерны.

Ядро семантического поля – это то самое слово-стимул, в ответ на которое у детей всплывают различные представления: ситуации, связанные с данным словом, жизненный опыт, так или иначе, привязанный к данному понятию – благодаря всему этому происходит уточнение имеющегося словаря.

Вслед за коррекцией лексических средств языка осуществляется работа по развитию мышления ребенка через отработку грамматических форм слова, т.е. через развитие словообразования и словоизменения.

С помощью взрослого, к ядерному слову, подбираются антонимы и синонимы.

Для развития связей между словами - актуализируются слова переносного значения - омонимы. (Например, слово КЛЮЧ – им можно открыть замки; это название инструмента; есть в музыке скрипичный ключ; и, наконец, это еще и синоним родника.).

Далее дети втягиваются в процесс анализа однокоренных слов, учатся сопоставлять их состав. (К примеру, семейка родственных слов к понятию «снег»? представлена следующими словами: снежок, снеговик, Снегурочка, снегопад, снежный, снегоочиститель, снежинка, Снежногорск, снегокат). Такой вид деятельности подводит детей уже к овладению морфологическим анализом слова, потому что он наглядно показывает, как меняется значение слова в зависимости от замены его частей. (снег- снежОК, снежИЩЕ)

Дополнив данную технологию мотивационными моментами, игровыми приемами, мы получаем прекрасное средство стимулирования языковых игр детей. Игр, способствующих запуску самопроизвольной поисковой активности детей в сфере грамматики. Что приводит в итоге к стремительному накоплению словаря, развитию чутья к правильности грамматических форм слова, - т.е. к качественному улучшению речи детей.

В своей работе по развитию лексико-грамматических компонентов речи я решила использовать дидактическое пособие «Корабль для путешествия в мир слов».

t1604322591aa.gif

Каждый символ этого корабля несет на себе определенную смысловую нагрузку и позволяет упорядочить работу над выбранным словом в рамках семантического поля.

В процессе речевых лексических занятий дети знакомятся со следующими значениями символов:

Слово-капитан («Ядерное», главное слово).

Родственники капитана (Родственные слова).

Матрос в команде капитана (слово, обозначающее действие предмета).

Матрос в команде капитана (слово, обозначающее признак предмета).

Матрос в команде капитана (слово, похожее по смыслу).

Матрос в команде капитана (слово, противоположное по смыслу).

Пассажиры корабля (помогают в образовании словосочетаний со словом «он», «она», «оно», «они», входящие в семантическое поле ядерного слова).

И ещё один символ, обозначающий «Предложения» со словами, входящими в семантическое поле ядерного слова.

Все используемые символы-пиктограммы очень доступны детям и делают путешествие в мир слов на групповом корабле более осознанным, интересным и мотивирующим.

Вариант такого «путешествия», т.е. моделирования семантического поля слова, можно рассмотреть на примере слова «САД».

Итак, выделяем главное «ядерное» слово «САД». Дети узнают, что сегодня на корабле это слово будет капитаном.

Объясняется смысла этого слова. Сад – участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы

И выполняется звуко-слоговой анализ «ядерного» слова.

Далее проводится работа над многозначностью слова (при наличии подходящих слов-омонимов).

В данном случае это: Детский сад – место, где ухаживают за детьми.

И зоологический сад – место, где заботятся о животных.

На следующем этапе занятия осуществляется подбор однокоренных (родственных) слов: Садовод, садовник, рассада, посадка, палисадник (место перед домом, заполненное растениями)

И осуществляется проработка этих слов через лексические игры, направленные на развитие функции словоизменения. Например, игры «Один и много», «Скажи ласково», «1,2,5», «Бывают разные» и т.д.

После этого дети знакомимся с матросами на корабле капитана, т.е. происходит процесс образования от «ядерного» - слова, обозначающего действие предмета.

«Сад» - Что в саду надо делать? Садить.

И преобразуем полученное слово с помощью приставок. Пересадить, посадить, досадить и т.д.

Образуем от «ядерного» - слово, обозначающее признак предмета (прилагательного).

«Сад» - участок какой? Садовый.

И составляем словосочетания с полученным словом (согласуя слова в роде и числе)

ОН Садовый – инструмент, участок,

ОНА Садовая – клумба, дорожка, лейка.

ОНО Садовое – хозяйство...

ОНИ Садовые – деревья, работы, …

Осуществляется подбор слова похожего по смыслу - синонима.

Сад и Парк похожи, потому что это участки земли с деревьями и цветами.

Подбирается слово противоположного значения.

Сад - место, где всё растет. А где ничего не растет? (в пустыне)

С образованными словами составляются предложения. С последующим анализом: по числу слов в предложении, их порядку, интонационным выделением заданных слов.

Таким образом, работа по развитию семантического поля слова позволяет:

- Актуализировать целую цепь ассоциаций вокруг главного «ядерного» слова, что вызывает к жизни накопление новых слов;

- Облегчить процесс отбора наиболее подходящих слов и оперирования ими в речи, вследствие устранения неорганизованности словаря в памяти ребенка;

- Научить строить грамотные словосочетания;

- Создать условия для развития навыка распространения простых предложений до сложных, программирования связного высказывания;

А все это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия различной модальности, повышается познавательная активность детей, развивается их мышление.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи - М.: Владос, 2005.

2. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников– СПб.: Каро 2005.

3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. –М.: Педагогика, 1982.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1999.

6. Лурия А.Р. Язые и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970

7. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР – М.: Владос 2006.

8. З.А. Репина, Т.В. Васильева, А.Д. Ведерникова, В.Б. Горская, В.Н. Пискунова Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «ГриК» 1997.

9. Серебрякова Н.В., Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб., 2001.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.