Полифункциональная ширма как элемент предметно-пространственной среды
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 359 Советского района Волгограда»
«Полифункциональная ширма как элемент
предметно-пространственной среды»
Подготовил: Соколова Елена Сергеевна,
воспитатель высшей квалификационной
категории
г Волгоград, Волгоградская область
«Полифункциональная ширма как элемент предметно-пространственной среды»
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство, соответствующее ФГОС ДО.
Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Что может быть интереснее и значимее игры? Игра – главное содержание детской жизни. Она имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учиться пояснять свои действия, согласовывать их с другими детьми. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учиться осуществлять поиск, мыслить и творить. Свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Новые технологии позволяют повысить качество преподнесения нового материала, закрепления пройденного, а так же найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
С учетом ФГОС ДО мы создали универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, образовательной, театрализованной деятельности. Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью.
Такая ширма - замечательный вариант для постановки кукольных спектаклей. Ее можно использовать как фланелеграф, используя створку с лентами- липучками.
Можно использовать для показа теневого театра. Для этого нужно просто установить экран из тонкой бумаги.
Можно показывать театр на руке: пальчиковый, варежковый, с куклами бибабо; театр на ложках.
Так же можно использовать для показа театра марионеток, театра тростевых кукол.
При желании одну створку можно преобразовать в настольную ширму.
Боковины ширмы можно расположить под разными углами и использовать для разделения пространства, для игр по интересам.
Если ширму перевернуть на бок, она с легкостью превратится в автобус, ракету, грузовик, причем дети смогут самостоятельно открывать и закрывать двери, впуская или выпуская пассажиров.
При необходимости из настольной ширмы легко сделать столик, который можно использовать для сюжетно- ролевых игр. Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам. При необходимости одна створка превращается в столик.
Напольная ширма – трансформер является многофункциональным предметом сюжетно-ролевой игры. На ширме размещаются атрибуты для сюжетно- ролевых игр.
Сюжетно- ролевая игра «Парикмахерская»
На ширме можно расположить фоторамки и оформить фотогаллерею на определенную тему.
Ширма- трансформер помогает создать благоприятные условия для усвоения социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Роли | Ролевые действия |
Парикмахер | Получает заказ клиента. Делает прическу. |
Маникюрша | Получает заказ клиента. Делает маникюр. |
Кассир | Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал об услуге. |
Уборщица | Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты. |
Клиент | Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его. |
Директор | Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу. Организует работу, заказывает товар, оборудование. Беседует с клиентами. |
Сюжетно- ролевая игра «Школа»
Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности педагога, его взаимоотношениям с воспитанниками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.
Роли | Ролевые действия |
Учитель | Ведет урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки. |
Ученики | Сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку. |
Директор | Дает распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам. |
Охранник | Охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной, проверяет сменную обувь. |
Сюжетно- ролевые игры «Поликлиника», «Больница»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре,
развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли | Ролевые действия |
Доктор | Ведет прием, прослушивает, смотрит горло, измеряет давление, выписывает рецепт. |
Медсестра | Выполняет назначение врача, делает уколы, ставит банки, горчичники. |
Пациент | Приходит на прием к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
Регистратор | Заполняет карту больного, дает талончик. |
Медсестра процедурного кабинета | Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревания. |
Продавец в аптечном киоске | Отпускает лекарства по рецептам врача. |
Сюжетно- ролевая игра «Театр»
Цель: Расширение и обобщение знаний детей о театре, и отражение их в игре
Роли: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, буфетчик, гример, костюмер, контролер, режиссер, артисты, зрители, гардеробщица, администратор театра.
Сюжетно- ролевая игра «Почта»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Ролевые действия |
Берет на почте письма, газеты, журналы, открытки, разносит их по домам, опускает корреспонденцию в почтовый ящик. |
Отправляет посылки, покупает конверты, газеты, открытки, занимает очередь, отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте, занимает очередь. |
Принимает посылки, денежные переводы, продает газеты и журналы, сортирует письма, газеты, журналы. |
Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, привозит посылки и бандероли, забирает посылки и бандероли, отводит их на железную дорогу. |
Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки, выдает зарплату. Выдает шоферу путевки или лист-задание, благодарит служащих почты за хорошую работу. |
Сюжетно- ролевая игра «Магазин»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли | Ролевые действия |
Зав. магазином | Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные), руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдает товар в разные отделы продавцам. |
Водитель | Ведет машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его. |
Продавцы продтоваров и промтоваров | Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берет деньги, выдает сдачу, чек, товар). |
Покупатели | Покупают нужный им товар, оплачивает покупку, складывает покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. |
Сюжетно- ролевая игра «Семья»»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дети, кукла – младенец, воспитатель, продавец, детский врач.
Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, поиграть в игры на эмоции или рассмотреть «сокровищницу». Здесь же можно организовать выставку детских работ. Так же ширма поможет при формировании элементарных математических представлений, в работе по обучению грамоте.
Список использованной литературы:
«Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя», Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 3-е издание, Линка-Пресс, Москва 2009 г-96 с.
«Справочник старшего воспитателя», №7 2012 г., №2 2011 г.
«Семинары-практикумы для ДОО», В.Ю. Бабчинская. Волгоград. Издательство «Учитель», 126 с.
«Вместе с куклой я расту: познавательно – игровые занятия с детьми 2-7 лет», О.Р. Меремьянина. Издательство «Учитель», 2012 – 221 с.
Кияйкина Наталья Федоровна