Полифункциональная ширма как элемент предметно-пространственной среды

3
1
Материал опубликован 25 September 2020

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 359 Советского района Волгограда»













«Полифункциональная ширма как элемент

предметно-пространственной среды»



















Подготовил: Соколова Елена Сергеевна,

воспитатель высшей квалификационной

категории





г Волгоград, Волгоградская область

«Полифункциональная ширма как элемент предметно-пространственной среды»

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство, соответствующее ФГОС ДО.

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Что может быть интереснее и значимее игры? Игра – главное содержание детской жизни. Она имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учиться пояснять свои действия, согласовывать их с другими детьми. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учиться осуществлять поиск, мыслить и творить. Свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.


Новые технологии позволяют повысить качество преподнесения нового материала, закрепления пройденного, а так же найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

С учетом ФГОС ДО мы создали универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, образовательной, театрализованной деятельности. Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

• Формировать элементарные математические представления;

• Работать над звукопроизношением и связной речью.

Такая ширма - замечательный вариант для постановки кукольных спектаклей. Ее можно использовать как фланелеграф, используя створку с лентами- липучками.

Можно использовать для показа теневого театра. Для этого нужно просто установить экран из тонкой бумаги.

Можно показывать театр на руке: пальчиковый, варежковый, с куклами бибабо; театр на ложках.

Так же можно использовать для показа театра марионеток, театра тростевых кукол.

При желании одну створку можно преобразовать в настольную ширму.

Боковины ширмы можно расположить под разными углами и использовать для разделения пространства, для игр по интересам.

Если ширму перевернуть на бок, она с легкостью превратится в автобус, ракету, грузовик, причем дети смогут самостоятельно открывать и закрывать двери, впуская или выпуская пассажиров.

При необходимости из настольной ширмы легко сделать столик, который можно использовать для сюжетно- ролевых игр. Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам. При необходимости одна створка превращается в столик.

Напольная ширма – трансформер является многофункциональным предметом сюжетно-ролевой игры. На ширме размещаются атрибуты для сюжетно- ролевых игр.

Сюжетно- ролевая игра «Парикмахерская»

На ширме можно расположить фоторамки и оформить фотогаллерею на определенную тему.

Ширма- трансформер помогает создать благоприятные условия для усвоения социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Роли

Ролевые действия

Парикмахер

Получает заказ клиента. Делает прическу.

Маникюрша

Получает заказ клиента. Делает маникюр.

Кассир

Принимает плату за услугу. Сдает сдачу, записывает в журнал об услуге.

Уборщица

Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты.

Клиент

Делает заказ, рассчитывается за него, проверяет его.

Директор

Набирает парикмахеров, маникюрш, кассира, уборщицу. Организует работу, заказывает товар, оборудование. Беседует с клиентами.


Сюжетно- ролевая игра «Школа»

Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности педагога, его взаимоотношениям с воспитанниками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Роли

Ролевые действия

Учитель

Ведет урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики

Сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор

Дает распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.

Охранник

Охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной, проверяет сменную обувь.


Сюжетно- ролевые игры «Поликлиника», «Больница»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре,

развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.



Роли

Ролевые действия

Доктор

Ведет прием, прослушивает, смотрит горло, измеряет давление, выписывает рецепт.

Медсестра

Выполняет назначение врача, делает уколы, ставит банки, горчичники.

Пациент

Приходит на прием к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

Регистратор

Заполняет карту больного, дает талончик.

Медсестра процедурного кабинета

Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревания.

Продавец в аптечном киоске

Отпускает лекарства по рецептам врача.


Сюжетно- ролевая игра «Театр»

Цель: Расширение и обобщение знаний детей о театре, и отражение их в игре

Роли: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, буфетчик, гример, костюмер, контролер, режиссер, артисты, зрители, гардеробщица, администратор театра.


Сюжетно- ролевая игра «Почта»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.


Ролевые действия

Берет на почте письма, газеты, журналы, открытки, разносит их по домам, опускает корреспонденцию в почтовый ящик.

Отправляет посылки, покупает конверты, газеты, открытки, занимает очередь, отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте, занимает очередь.

Принимает посылки, денежные переводы, продает газеты и журналы, сортирует письма, газеты, журналы.

Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, привозит посылки и бандероли, забирает посылки и бандероли, отводит их на железную дорогу.

Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки, выдает зарплату. Выдает шоферу путевки или лист-задание, благодарит служащих почты за хорошую работу.


Сюжетно- ролевая игра «Магазин»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли

Ролевые действия

Зав. магазином

Подбирает товары для магазина (продовольственные и промышленные), руководит разгрузкой и погрузкой товара, выдает товар в разные отделы продавцам.

Водитель

Ведет машину, соблюдая все правила дорожного движения, получает товар от товароведа, загружает и разгружает его.

Продавцы продтоваров и промтоваров

Получает товар по своему профилю, раскладывает на витрине, обслуживает покупателя (берет деньги, выдает сдачу, чек, товар).

Покупатели

Покупают нужный им товар, оплачивает покупку, складывает покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.


Сюжетно- ролевая игра «Семья»»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Игровые  роли:  мама,  папа,  бабушка,  дети,  кукла – младенец, воспитатель,  продавец,  детский  врач.

Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, поиграть в игры на эмоции или рассмотреть «сокровищницу». Здесь же можно организовать выставку детских работ. Так же ширма поможет при формировании элементарных математических представлений, в работе по обучению грамоте.

Список использованной литературы:

«Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя», Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. 3-е издание, Линка-Пресс, Москва 2009 г-96 с.

«Справочник старшего воспитателя», №7 2012 г., №2 2011 г.

«Семинары-практикумы для ДОО», В.Ю. Бабчинская. Волгоград. Издательство «Учитель», 126 с.

«Вместе с куклой я расту: познавательно – игровые занятия с детьми 2-7 лет», О.Р. Меремьянина. Издательство «Учитель», 2012 – 221 с.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный материал!

25 September 2020