Статья «Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование учащихся средствами и формами музейной деятельности»

1
0
Материал опубликован 8 December 2021

Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование учащихся средствами и формами музейной деятельности

Без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа

как исторической общности.

Г.Н. Волков.


Педагог дополнительного образования - Степанова Елена Александровна


Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе духовно-нравственного воспитания. Меняется наше общество, но воспитание у подрастающего поколения любви к своему народу, своему родному краю и Родине необходима всегда. В современной России, в условиях быстроменяющихся экономических, политических, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодежи становится просто необходимым условием. Особое место в духовно-нравственном воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в объединениях. Я хочу на примере музея изобразительных искусств ЦЭВД рассказать о том, как ведется работа в данном направлении.

Задача музея – воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал в ученике через  историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно - историческому наследию. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткое время, учащийся может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времен.

А. В. Луначарский сравнил музей с книгой памяти, ведь собранные в них документы и экспонаты хранят память прошлого, передают ее как эстафетную палочку нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времени и поколений, что расширяет возможности учебно - воспитательной работы с учащимися. Углубленное знакомство ребят с историей родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к своему народу, вызывает искренние, глубокие переживания, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания, возможно, окажутся полезными и нужными в будущем.

В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы, лекции, уроки Мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми, которые учат формировать активную жизненную и гражданскую позицию, приобретать опыт гражданских действий, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре других народов.

Без музея в ЦЭВД сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: педагоги дополнительного образования, дети и родители. Главное отличие музея от других образовательных центров – его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста.

Основная цель работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которые несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.

Работа в музее ведётся по нескольким направлениям:

-изучение истории и культуры родного края, повышение культурного и интеллектуального уровня;

-выставочно-экскурсионная работа;

-поисково-собирательская работа;

-методическая работа с учителями и педагогами ЦЭВД.

Оригинальность и уникальность работы музея заключается в наличие разнообразного материала:

-подлинные произведения живописи, скульптуры, графики, художественные и документальные фотографии, отражающие творчество ведущих мастеров искусств Мордовии, работы мастеров народных промыслов России и Мордовии (гжель, хохлома, дымковская игрушка, самовары, национальные костюмы, предметы труда и быта, национальные куклы в мордовских костюмах) - основной фонд;

-работы педагогов и выпускников ЦЭВД - вспомогательный фонд.

Особой формой проведения музейных занятий является организация костюмированных театрализованных экскурсий с элементами игры, включение тематических вокальных и хореографических номеров. Они рассчитаны на детей младшего и среднего школьного возраста.

Для старшего возраста организуются встречи с известными художниками нашей республики. В разные годы гостями нашего музея были известные саранские историки, краеведы, поэты, писатели, музыканты, художники - В.А. Попков, С.Б. Бахмустов, Н.П. Рожков, Н.М. Обухов, В.Д. Илюхин, В.Ф. Козлова и другие, которыми мы можем и должны гордиться.

Такие темы для занятий, как «Мои земляки», «Искусство нашего народа», «Мордовский национальный костюм», «Памятники культуры и искусства Мордовии», «Чудеса из Подлесной Тавлы», «Промыслы Мордовии», «Обычаи и обряды мордовского народа», «Улицы нашего города» и многие другие, пробуждают у ребят интерес к истории своего родного края и города, способствуют восстановлению связей между разными поколениями.

Собрана библиотека художественной и методической литературы, литературы по мордовскому искусству, для использования в работе с детьми.

Музей известен в нашем городе: сюда приезжают школьники, дошкольники, воспитанники ЦЭВД и их родители. Они оставляют в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее.

Таким образом, исторический опыт и народная культура, народное творчество, подвиги и судьбы людей, семейные и коллективные традиции — вот духовные источники социального, поликультурного и нравственного развития детей. И наш музей строит свою учебно-воспитательную деятельность так, чтобы, каждый воспитанник обладал такими прекрасными качествами: любовь к Родине, духовность, верность народным традициям и культуре, гражданственность и патриотизм. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Забота о духовно-нравственном воспитании и поликультурном образовании подрастающего поколения сегодня важна, как никогда и особое место она занимает в деятельности педагогов дополнительного образования.

Позиция настоящего педагога основывается на общечеловеческих и морально-нравственных качествах. Мне, как и большинству педагогов хотелось бы привить детям честность, искренность, доброту, порядочность, ответственность, миролюбие, и любовь к прекрасному.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации