12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яна Критенко34

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

города Омска «Дом юных техников им. Ю. А. Гагарина»







Положение о конкурсе проектных и исследовательских работ

«Территория развития»










Автор: Критенко Яна Евгеньевна, методист










Омск 2022

Положение о конкурсе проектных и исследовательских работ

«Территория развития»


1. Общие положения

1.1. Проектная деятельность обучающихся БОУ ДО г. Омска «Дом юных техников им. Ю. А. Гагарина» (далее – ДЮТ) является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

1.2. Проектная деятельность является добровольной для обучающихся ДЮТ.

1.3. Проектная деятельность для педагогов ДЮТ является одной из форм развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.


2. Цели и задачи проектной деятельности в учебном процессе

2.1. Цель – продемонстрировать достижения, обучающихся в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

2.2. Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).

- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).

- Умение составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии.

- Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).


3. Организация проектной деятельности

3.1. Обучающиеся ДЮТ выполняют творческие проекты и мини-проекты, темы которых предлагает педагог либо формулирует сам обучающийся.

3.2. Руководителем проекта является педагог, координирующий проект.

3.3. Проект может быть индивидуальным или групповым.

3.4. Проектные задачи должны быть четко сформулированы, цель и методы ясно обозначены, совместно с обучающимися составлен план выполнения проекта.

3.5. Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям:

1. Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата.

2. Проблематика. На решение какой проблемы направлен проект.

3. Содержательность и разработанность. Информативность, смысловая емкость проекта, глубина проработки темы.

4. Завершенность. Законченность работы, доведение до логического окончания, конечный продукт.

5. Наличие творческого компонента в процессе проектирования. Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

6. Системность. Единство, целостность, соподчинение отдельных частей работы.

7. Наглядность. Графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия.

8. Качество доклада. Системность, композиционная целостность. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок

9. Ответы на вопросы. Понимание сущности вопроса и адекватность ответов, полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. Аргументированность, убедительность.

3.6. Контролем выполнения проекта является процедура защиты.

3.7. Методист оказывает консультативную помощь.


4. Функциональные обязанности руководителя проекта

На руководителя проекта возлагаются следующие функциональные обязанности:

4.1. Обеспечение контроля за ходом и сроками производимых работ.

4.2. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи обучающемуся в подготовке документации к защите проекта.


5. Механизм стимулирования работы членов проектной группы

5.1. Лучшие проекты публикуются в сборнике.

5.2. Руководители проектных работ, ставших победителями и призерами, премируются.


6. Структура и оформление ученического проекта

6.1 Структура творческого проекта

При оформлении творческой проектной работы обязательным является соблюдение структуры творческого проекта обучающего, что влияет на оценку проекта и формирует у обучающихся навыки грамотного оформления работ, которые в последствии пригодятся при осуществлении самостоятельной проектной деятельности.

Структура творческого проекта представляет собой следующее:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основная часть;

заключение (самооценка);

список использованной литературы;

приложения (при необходимости).

Первой страницей индивидуального творческого проекта является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором был написан творческий проект.

Титульный лист творческого проекта должен содержать следующие сведения:

полное наименование образовательной организации, в которой выполнен проект;

название проекта, определяющее рамки проведенной работы; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию проектной работы;

фамилия, имя, отчество обучающегося;

класс;

фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя творческой работы;

год и город -  внизу страницы, в центре.

Далее составляется оглавление творческого проекта, представляющее собой указание на основные элементы проекта: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Напротив, всех заголовков в оглавлении индивидуального творческого проекта ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении проекта ученика должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять последовательность.

Оглавление творческого проекта помещается перед основной частью, чтобы сразу показать его структуру.

6.2. Введение творческого проекта

Введение содержит все основные положения творческого проекта в сжатой форме.

Введение проекта может включать в себя:

актуальность работы;

формулировку темы;

объект, предмет;

цель, гипотезу;

задачи;

практическую значимость и новизну;

краткий анализ изученной литературы.

Тема творческого проекта должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на занятиях материалом или личными интересами ребенка, не быть сложной, но при этом быть актуальной и интересной.

Актуальность творческого проекта – это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного проекта. Простыми словами, если творческий проект по технологии в наше время будет не актуален, то зачем и для кого его создавать.

Цель творческого проекта – это модель желаемого конечного практического результата (продукта), который должен быть достигнут учащимся в итоге проведения творческой работы.

Задачи творческого проекта – это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начала до конца. Формулировка задач тесно связана со структурой проекта. Задач может быть несколько, в том числе они могут делиться на теоретические и практические.

Литературный обзор творческого проекта – часть работы, в которой автор знакомит читателей с контекстом своей творческой работы и её теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме работы литература и обоснован выбор именно этой литературы.

Технологическая карта творческого проекта разрабатывается на технологическом этапе создания проекта обучающегося, т.е. на этапе выполнения операций, предусмотренных самим технологическим процессом изготовления изделия или осуществления определенной работы. При изготовлении изделия в рамках творческого проекта обучающийся должен строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте изделия, а также придерживаться правил охраны труда и безопасности выполнения работы.

Как правило, технологическая карта творческого проекта содержит следующие графы:

Название операции или последовательность выполнения работ;

Технические и технологические условия;

Эскиз;

Инструменты;

Оборудование;

Материалы.

6.3. Основная часть творческого проекта

Основная часть творческого проекта может состоять из нескольких частей, последовательно излагающих весь процесс работы над проектом от изучения теории до ее практического применения.

6.4. Теоретическая часть творческого проекта

Подготовительный и конструкторский этапы работы над творческим проектом состоят из следующей последовательности действий:

Сбор и обработка необходимой для реализации проекта информации по литературным и другим источникам;

Изучение технологии изготовления задуманного объекта, проведение расчета, замеров, решение необходимых задач;

Разработка соответствующей конструкторско-технологической документации (карты), подготовка необходимых качественных материалов, безопасного оборудования и инструментов, своего рабочего места;

Определение способа представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия или объекта, аудио- или видеозапись наблюдений или этапов создания изделия);

Распределение задач и обязанностей между учащимися команды (если это групповой или коллективный проект).

6.5. Технологическая часть творческого проекта

Приступая к практической деятельности в рамках творческого проекта, обучающемуся необходимо организовать свою работу в соответствии с представленной ниже последовательностью действий.

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

Техника безопасности при выполнении работ.

Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).

Технология изготовления изделия, графические материалы.

6.6. Инструкционно-технологическая карта творческого проекта

В технологической части, обычно в соответствии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения работы над изделием. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

6.7. Экономическое обоснование творческого проекта

В экономической части творческого проекта представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

6.8. Экологическое обоснование творческого проекта

Особое внимание в структуре творческого проекта необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов-отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта.

6.9. Заключение творческого проекта

Заключение (самооценка) творческого проекта - это итог работы обучающегося, суть которой должна быть понятна без чтения основной части.

Заключение творческого проекта содержит краткие выводы по результатам выполненного проекта, по решению поставленных задач. В заключение творческой работы также обучающемуся дается самооценка проделанной ими работы.

Заключение может содержать рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную или социальную значимость. Содержание данного раздела должно представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов.

Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным стилем. Важно написать, что Вы сделали и к каким выводам пришли в результате проделанной работы.

Важно, чтобы выводы в заключении творческого проекта соответствовали задачам самого проекта, поставленным и сформулированным учеником во введении.

6.10. Список использованной литературы

Согласно общепринятой структуре написания творческого проекта, после заключения размещается список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена проектная. Список составляется в алфавитном порядке.

6.11. Приложения творческого проекта

Завершает индивидуальный проект раздел приложения творческого проекта.

В приложении творческого проекта помещаются иллюстративные, поясняющие материалы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, чертежи, фотографии и т.п. Т.е. все, на что можно сослаться из самого материала и что будут загромождать основной текст проекта. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте проекта.

7. Рекомендации к оформлению и представлению компьютерной презентации

I. Структура компьютерной презентации

1. Название творческого проекта, наименование детского объединения, фамилия, имя, отчество докладчиков и руководителей проекта.

2. Основные цели и задачи творческого проекта.

3. Основные этапы работы над творческим проектом.

4. Заключение (подведение итогов, выводы).

Порядок следования слайдов должен соответствовать логике построения доклада.

II. Оформление компьютерной презентации

1. Применяется единый стиль оформления (избегать стилей, отвлекающих от содержания презентации). Используется гармоничное сочетание цветов. Для фона и текста применяются контрастные цвета.

3. На слайды выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, произносимый докладчиком, на слайдах не пишется.

4. Рекомендуемый размер шрифта: 24 – 54 пункта для заголовков, 18 – 36 пунктов для текста. Курсив, подчеркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста.

5. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.

III. Технические требования к представлению компьютерной презентации

1. Файл презентации сохраняется в формате *pptx и предоставляется на flash-носителе.

​​​​​​​8. Регламент выступлений на защите проекта

1. Для выступления докладчику дается 7-10 минут. В течение этого времени участник демонстрирует умение кратко и четко излагать суть творческого проекта. Возможно применение наглядных пособий, плакатов, таблиц, компьютерной презентации.

2. В обсуждении доклада участвуют члены экспертного совета, а также все желающие участники секции (5 мин).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.