12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена СПб62
Санкт-Петербург

Методические рекомендации к классному часу в 8 классе

по теме «Профориентация»

Структура в многообразии выборов
 

 

Цель – создать учащимся условия для обдумывания дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи:

Актуализировать представления ребят о критериях выбора профессии.

Сориентировать в наиболее подходящей данному ребенку сфере профессиональной деятельности.

Информировать о возможных путях образования после окончания неполной средней школы и способах их выбора.

Необходимый инвентарь: мел, доска, бумага, методика ДДО («Дифференциально-диагностический опросник») Е.А. Климова («Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» / Отв. редактор: А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск, изд. Петроком. 1992, с.220-222).

1 этап встречи. Значение правильного выбора профессии.

Педагог - психолог, обращаясь к учащимся спрашивает: «Что нужно, чтобы человек чувствовал себя успешным?» После ответов делается акцент на необходимости иметь хорошую работу.

Психолог: «А какую работу вы считаете хорошей?»

Ответы ребят фиксируются на доске и совместно анализируются с целью формулирования критериев хорошей работы. (Например, часто дети говорят о высокооплачиваемой работе. Можно спросить, а какая работа гарантировано обеспечит высокий доход? Учащиеся часто приходят к мысли, что такой работы нет; что важно, чтобы работа нравилась, соответствовала способностям и была социально востребована. Обсуждается вопрос о том, можно ли развить способности).

2 этап. Тестирование. Учащимся раздают листы бумаги.

Ведущий говорит о многообразии мира профессий и удобстве его структурирования (деления на группы), что облегчает выбор. 

Ведущий: «Сейчас я предлагаю Вам пройти тестирование и узнать, на какую область профессиональной деятельности вы в большей степени ориентированы, чтобы сузить необъятное море профессий, из которых приходится выбирать».

Психолог зачитывает инструкцию и тест методики. Ребята фиксируют выборы на своих листах.

По окончании работы ведущий просит поднять руку тех, кто уже определился с выбором профессии.

Ведущий: «Те, кто уже определился, сейчас смогут убедится в обоснованности своего выбора, а те, кто еще не знает, кем быть, сможет выявить сферу деятельностей, в которой, возможно, лежит их будущая профессия. Автор методики (ленинградский профессор Евгений Александрович Климов) выделяет 5 типов профессий (записывается на доске): 1. «Человек – природа», 2. «Человек - техника», 3. «Человек – человек», 4. «Человек – знак», 5. «Человек – художественный образ». Подумайте, и запишите себе, какие профессии вы могли бы отнести к каждой из этих групп… (Дается время на обдумывание и фиксацию).

А теперь давайте обработаем методику и получим результат. Я буду зачитывать номер вопроса и букву ответа, а вы у себя в тесте будете ставить соответствующий значок…. Теперь посчитайте, сколько баллов вы набрали по каждому типу профессий: максимальный балл свидетельствует о вашей склонности к профессиям данного типа».

3 этап. Обсуждение результатов диагностики.

Ведущий просит учащихся по очереди зачитывать, какие профессии (по их мнению) относятся к каждому типу, добавляя только те, что еще не звучали. Для этого удобно отмечать в своих списках названия уже звучавших профессий. Ребятам рекомендуется записать себе варианты тех профессий, которые относятся к доминирующему у ученика типу. Психолог добавляет известные ему профессии каждого типа (см. например, http://vsetesti.ru/278/#opisanieKlimov).

Ребятам, которые уже выбрали профессию предлагают поднять руку, если выбор совпал с результатами теста.

4 этап. Способы выбора профессии.

Ведущий: «Что (по вашему мнению, ребята) теперь можно сделать чтобы продвинуться в выборе дальнейшего образовательного маршрута?»

Предложения учащихся фиксируются на доске. (Нередко среди них бывают следующие: посоветоваться с родителями, родственниками и друзьями; сходить на дни открытых дверей в учебные заведения; пройти другие тесты на профориентацию; поговорить с людьми, работающими в интересующей тебя области; познакомиться со списками профессий в интернете…) Психолог добавляет свои варианты, подчеркивая возможность обратиться к нему за личной консультацией.

В заключении ведущий напоминает, что возможны разные образовательные маршруты. Учащихся спрашивают, какие варианты дальнейшего получения образования они знают, какие преимущества есть у системы среднего профессионального образования. Подчеркивается, что для ряда профессий (например, педагог, врач, бухгалтер, краснодеревщик) в системе среднего профессионального образования можно получить навыки практической работы, которые облегчают и дальнейшее обучение в вузе, и последующую работу.

В конце классного часа ребят просят дать обратную связь ведущему: поднять количество пальцев, соответствующее отметке (в 5-балльной шкале), которую они бы поставили за полезность этой встречи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.