Программа внеурочной деятельности «Полёт над землёй», (основы картографии)
Тематическое планирование внеурочной деятельности по географии в 9 классе
Вирячева Татьяна Константиновна МОУ «СОШ №18» г. Вологды
«Полёт над землёй»
(Основы картографии)
Когда смотришь на карту, представляешь себя птицей, парящей над землёй. И мир сверху виден во всём своём достоинстве и совершенстве. Человеку не дано летать. Но, раскрывая страницы географического атласа, мы раскрываем невидимые крылья за спиной...
Курс рассчитан на 34 часа и имеет ярко выраженную практическую направленность, а так как основной упор делается на ранее приобретённые знания, то большая часть работ выполняется учащимися самостоятельно. Различные практические работы позволяют ставить перед слушателями курса учебные проблемы, учат решать поисковые задачи, применять полученные знания на практике.
Дата |
№ |
Тема |
Деятельность учащихся |
Практические работы |
Тема: Введение (2 часа) |
||||
1 |
История карт |
Знакомятся с историей создания карт |
||
2 |
Картографические проекции |
Изучают карты выполненные в разных проекциях |
||
Карта (9 часов) |
||||
3 |
Масштаб. Виды масштаба. |
Приобретают навыки измерения расстояний на картах различными способами |
Измерение расстояний (по масштабу, циркулем, курвиметром, по методу Чёбышева) |
|
4 |
Картографические знаки и способы их применения |
Изучают различные виды условных знаков. Знакомятся со способами их применения |
||
5 |
Подготовка проекта «Условные знаки будущего» |
Работа в группах, коллективное взаимодействие. |
||
6 |
Защита проекта «Условные знаки будущего» |
Получают навыки публичного выступления. Учатся отстаивать и аргументировать свою позицию |
||
7 |
Условные знаки спортивных карт |
Знакомятся с условными знаками. Учатся читать спортивные карты. |
||
8 |
Географические координаты. Поиск объекта по координатам |
Отрабатывают умение находить объекты по их координатам на разных видах карт. |
Поиск объекта по координатам |
|
9 |
Определение географических координат объекта. |
Отрабатывают умение определять географические координаты объекта |
Определение географических координат объекта. |
|
10 |
Типы и виды карт. Их современное использование |
Изучают различные виды карт. Получают представление о разнообразии их использования |
Составление характеристики территории по картам |
|
11 |
Геоинформационные системы |
Знакомятся с геоинформационными системами |
||
Ориентирование (теория 6 часов) |
||||
12 |
Способы и виды ориентирования |
Получают практические навыки по составлению простейшего маршрута по описанию |
Рисование карты по описанию |
|
13 |
Ориентирование по Солнцу и часам. Квартальный столб. |
Учатся определять стороны горизонта различными способами без использования компаса |
||
14 |
Компас. Азимут. Азимутальный ход. |
Учатся определять азимут и удерживать направление во время движения |
«Секретная цифра» |
|
15 |
Спортивное ориентирование. Ориентирование в заданном направлении |
Знакомятся с одним из видов спортивного ориентирования |
||
16 |
Спортивное ориентирование. Ориентирование. Выбор. |
Знакомятся с одним из видов спортивного ориентирования |
||
17 |
Спортивное ориентирование. Ориентирование по маркированной трассе. |
Знакомятся с одним из видов спортивного ориентирования |
||
Ориентирование (практика 12 часов) |
||||
17-20 |
Ориентирование в заданном направлении |
Получают практические навыки ориентирования в заданном направлении |
||
21-24 |
Ориентирование по выбору |
Получают практические навыки ориентирования |
||
25-28 |
Ориентирование по маркированной трассе. |
Получают практические навыки ориентирования |
||
Решение картографических задач (6 часов) |
||||
29 |
Построение комплексного физико-географического профиля по линии А-В |
Учатся совмещать разные виды карт для построения профиля |
||
30 |
Построение комплексного физико-географического профиля по линии А-В |
Учатся совмещать разные виды карт для построения профиля |
||
31 |
Построение комплексного физико-географического профиля по линии А-В |
Получают практические навыки по оформлению профиля |
||
32 |
Разработка туристического маршрута. |
Отрабатывают практическое взаимодействие в группе, умение работать в команде |
||
33 |
Защита проекта «Туристический маршрут» |
Получают навыки публичного выступления. Учатся отстаивать и аргументировать свою позицию |
||
34 |
Итоговое занятие |
Подводят итоги своей деятельности. Учатся анализировать свою деятельность |
Кравченко Лариса Юрьевна