Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы культуры речи»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тереньгульский лицей при УлГТУ»
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы культуры речи»
9 Б,В классы
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Составитель:
С.В.Пилюкова,
учитель русского языка
высшей категории
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы культуры речи» для 9Б,В классов предназначена для базового уровня и разработана на основе:
• Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 и приказом Минобрнауки от 31. 12.2015
№ 1577;
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 08.04.2015 №1/15);
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
• Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
• Приказа Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
• Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 N 189;
• Учебного плана МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 30.08.2018 № 116;
• Годового учебного графика МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 30.08.2018 № 117;
• Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульский лицей при УлГТУ» с изменениями, утвержденными директором лицей от 30.08.2018 № 118;
Программы Гавриловой В.В. Основы культуры речи.// Программы элективных курсов по филологическим дисциплинам в 9-м классе: Для предпрофильной подготовки учащихся/Сост. и ред. А. Ф. Кошелева. – Ульяновск: УИПКПРО.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Литература :
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов, Лицей, 2002
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.
Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа, 2006.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003
Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005
ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2016.
2. Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66
Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение. Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры.
Внеурочные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает такая работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами являются:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Предметными результатами являются:
освоение базовых основ лингвистики;: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
владение формами обработки информации исходного текста;
умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм, понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ
Понятие культуры речи
Ученик научится:
- осознавать речевую культуру как часть общечеловеческой культуры,
- понимать, что такое культура языка, культура речи,
- уважительно относиться к родному языку.
- стремиться к речевому самосовершенствованию.
Норма, её динамика и вариативность.
Ученик научится:
- понимать, что такое норма как историческая категория,
- определять признаки норм,
- знать и различать нормы русского литературного языка
- осознавать процесс формирования нормы литературного языка в историческом процессе.
Основные качества хорошей речи.
Ученик научится:
- определять основные качества хорошей речи,
- соблюдать нормы речевого этикета,
- работать с текстом, анализировать его с точки зрения языковых норм и требований к качеству речи,
- проводить анализ устной и письменной речи с точки зрения культуры речи, оценивать её с точки зрения правильности, содержательности, выразительности,
- владеть всеми богатством выразительных средств языка,
- различать, находить и исправлять фактические , речевые и грамматические ошибки.
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
- анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм.
Нормы литературного языка.
Ученик научится:
- различать нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, акцентологические нормы, словообразовательные, правописные (орфографические и пунктуационные) норм;
– понимать морфологические нормы и их особенности,
- находить речевые ошибки и их классифицировать и редактировать,
- пользоваться справочной литературой по культуре речи,
- владеть навыками правильной устной и письменной речи,
- соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- находить и исправлять речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка,
- соблюдать правила употребления обособленных определений и обстоятельств, обращений, вводных слов и междометий в речи.
- создавать многокомпонентные синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания в них.
Функциональные стили литературного языка.
Ученик научится:
- различать функционально-смысловые типы речи, знать их особенности,
- определять принадлежность текстов к определенному типу речи,
- создавать собственные тексты различных типов и стилей речи,
- понимать назначение различных деловых бумаг и документов, правильно их составлять,
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
- соблюдать в практике речевого общения основные стилистические нормы современного русского литературного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Понятие культуры речи (2ч.)
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. Язык и речь.
2.Норма, её динамика и вариативность (3ч.)
Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.
Понятие вариантов норм. Эволюция языковых норм. Типология норм.
3. Основные качества хорошей речи (7 ч.)
Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Фактические , речевые и грамматические ошибки. Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение. Техника речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)
4.Нормы литературного языка(17 ч.)
Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Акцентологические нормы. Словообразовательные нормы. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Морфологические нормы и их особенности.
Речевые ошибки и их классификация . Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
5.Функциональные стили литературного языка (5 ч.)
Стилистические нормы.
Функционально-смысловые типы речи.
Официально-деловая письменная речь.Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Новые тенденции в практике русского делового письма .
Тематическое планирование
Название раздела |
Количество часов |
Понятие культуры речи |
2 ч. |
Норма, её динамика и вариативность |
3 ч. |
Основные качества хорошей речи |
7ч. |
Нормы литературного языка |
17 ч. |
Функциональные стили литературного языка |
5ч. |
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; курс включает проведение наблюдений, интервью, викторин, КВНов, реализации проектов и т.д.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (лекция, практические работы), семинары, тренинги, игра, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, лекция, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Приложение
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Формы организации учебной деятельности |
Виды учебной деятельности, контроль |
Дата план |
Дата факт |
||
.Понятие культуры речи (2 ч.) |
|||||||||
1-2 |
Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. |
2 |
Лекция |
Коллективная, парная |
Знакомство с программой и требованиями курса. Восприятие лекции учителя |
3.09 10.09 |
|||
Норма, её динамика и вариативность (3ч.) |
|||||||||
3 |
Языковая норма как историческая категория. |
1 |
Лекция, практикум |
Индивидуальная, парная, коллективная |
Восприятие лекции учителя .Работа над понятием языковой нормы как системы правил. Выполнение практических заданий. |
17.09 |
|||
4 |
Признаки нормы. Понятие вариантов норм |
1 |
Лекция, практикум |
Коллективная, парная |
Восприятие лекции учителя , работа со словарями |
24.09 |
|||
5 |
Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. |
1 |
Практикум |
Парная, групповая, индивидуальная |
Работа с таблицей, разбор примеров. Практические упражнения Редактирование ошибок |
1.10 |
|||
Основные качества хорошей речи (7ч.) |
|||||||||
6 |
Основные качества хорошей речи. |
1 |
Семинар |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Участие в семинаре «Основные качества хорошей речи». Выполнение практических упражнений, работа с текстом |
8.10 |
|||
7 |
Содержательность хорошей речи. |
1 |
Урок-викторина |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Участие в лингвистической викторине. «Богатство речи и способы проявления языкового богатства». Работа со словарем, толкование понятий. Анализ текстов |
15.10 |
|||
8-9 |
Точность речи. Фактические, речевые и грамматические ошибки. |
2 |
Практикум |
коллективная, парная, индивидуальная |
Работа с текстом, составление таблицы, сообщения учащихся, классификация ошибок . Поиск и исправление недочетов. |
22.10 12.11 |
|||
10 |
Логические ошибки. Роль порядка слов и порядка мыслей в речи. Логическое ударение. |
1 |
Практикум |
коллективная, групповая, индивидуальная |
Обнаружение и исправление ошибок, связанных с неправильным порядком слов, с неумением выделять главное. |
19.11 |
|||
11 |
Техника речи. |
1 |
Практикум, тренинг |
Индивидуальная, коллективная |
Отработка навыков владения техникой речи: тренинги дыхательной гимнастики. Выполнение практических упражнений. Упражнения для постановки голоса и дикции, развитие приемов овладения интонацией |
26.11 |
|||
12 |
Этические нормы речевой культуры (речевой этикет) |
1 |
Семинар |
коллективная, групповая, индивидуальная |
Участие в обсуждении проблемы. Разыгрывание речевых ситуаций. Отработка умения находить и редактировать речевые и грамматические ошибки |
3.12 |
|||
Нормы литературного языка (17 ч.) |
|||||||||
13 |
Орфоэпические и акцентологические нормы
|
1 |
Практикум |
Парная, групповая, индивидуальная |
Отработка и закрепление орфоэпических норм. Работа со словарем. Орфоэпический диктант. Выполнение упражнений на понимание текста. |
10.12 |
|||
14-15 |
Лексика. Лексические нормы. |
2 |
Лекция и практикум |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Восприятие лекции учителя. Отработка и закрепление лексических норм на основе разбора примеров. Составление таблицы и практикум по теме «Средства выразительности речи». |
17.12 24.12 |
|||
16 |
Фразеология. Предупреждение ошибок в использовании фразеологизмов |
1 |
Практикум |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Выполнение практических упражнений. Работа со словарем фразеологизмов |
14.01 |
|||
17 |
Словообразовательные нормы. Ошибки сочинительства |
1 |
Практикум |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Практическая работа с текстами, исправление ошибок, связанных с образованием слов. Работа со словарями |
21.01 |
|||
18-20 |
Морфологические нормы и их особенности. |
3 |
Практикум |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Закрепление теоретических понятий. Редактирование текстов, анализ ошибок Выполнение упражнений практикума. |
28.01 4.02 11.02 |
|||
21 |
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. |
1 |
Практикум |
коллективная, групповая, индивидуальная |
Выполнение упражнений по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), работа с текстом, редактирование. |
18.02 |
|||
22-23 |
Предупреждение ошибок «синтаксического строительства" |
2 |
Семинар |
Фронтальная, индивидуальная |
Участие в семинаре «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, смешение прямой и косвенной речи». |
25.02 4.03 |
|||
24-25 |
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. |
2 |
Составление и защита проекта |
Групповая и индивидуальная |
Проект – презентация «Обособленные члены предложения», работа с текстом, редактирование |
11.03 18.03 |
|||
26 |
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. |
1 |
Игра-практикум |
коллективная, групповая, индивидуальная |
Игра-практикум «Корректор». Построение осложненных конструкций. Редактирование, устранение недочетов |
1.04 |
|||
27-28 |
Ошибки в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. |
2 |
Практикум |
Индивидуальная, групповая, парная |
Редактирование текстов. Написание мини-сочинений. |
8.04 15.04 |
|||
29 |
Многокомпонентные синтаксические конструкции. |
1 |
Практикум |
Групповая и индивидуальная |
Редактирование фрагментов из сочинений учащихся. работа с текстом |
22.04 |
|||
Функциональные стили литературного языка (5 ч.) |
|||||||||
30-31 |
Функциональные стили. Стилистические нормы. |
2 |
Игра-тренинг |
Парная, индивидуальная |
Игра-тренинг «Узнай стиль текста». Выполнение тестовых заданий. |
29.04 6.05 |
|||
32 |
Функционально-смысловые типы речи. Тестовая работа |
1 |
Контрольное занятие |
Индивидуальная |
Выполнение тестовых заданий. Анализ текстов разных типов. |
13.05 |
|||
33 34 |
Официально-деловая письменная речь. Типы документов. |
2 |
Практикум |
Коллективная, парная, индивидуальная |
Беседа, выполнение практических заданий, составление таблицы, анализ текстов, создание собственных текстов . защита проектов |
20.05 |