Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

1
0
Материал опубликован 10 November 2021 в группе





муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Капыревщинская средняя школа







ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол

от _____________№ ______








УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от ______________№______





Рабочая программа


по внеурочной деятельности

« Основы проектной деятельности»

Общеинтеллектуальное направление

2 класс

2021 –2022 учебный год








Учитель: Коршункова Дина Яковлевна


Квалификационная категория: первая




Рассмотрено на заседании ШМС __________________


Протокол от_______________________ №____________


Руководитель ШМС _________________( Охлюева Е.В.)



Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 2 класса составлена на основе авторской программы Н.Ю. Пахомовой «Проектная деятельность» и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.


Целью внеурочных занятий по теме «Основы проектная деятельность» является формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение направлено на формирование основополагающих уме­ний учебного проектирования.

Основными задачами начального обучения проектированию является формирование следующих умений:

планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответс­твии с выработанным планом;

планировать работу другого (других) для достижения опреде­ленного результата;

анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятель­ности, включая собственные знания;

ставить себе задачу по сформулированной цели для последую­щего решения;

анализировать полученный результат на соответствие требова­ниям задачи или поставленной цели;

предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее ре­зультат.

Реализация программы ориентирована на обучающихся 2 класса.


Объем программы;

На изучение курса «Основы проектной деятельности» для 2 класса отводится 34 ч., 1 час в неделю (34 учебные недели)

Срок реализации программы – 1 год


Учебный курс «Основы проектной деятельности» реализуется при ис­пользовании УМК.

Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое посо­бие для учителя начальных классов. 2 класс. М., 2015.

Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. М., 2015.


Формы организации учебного процесса и их сочетание: индиви­дуальная, групповая, коллективная.


Результаты

Планируемые личностные результаты

Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуаль­но-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе поло­жительного отношения к школе; мотивированное участие в ин­теллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религий;

Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов.

Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса является осво­ение учащимися проектных умений минимального уровня слож­ности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование: выбирать действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации; составлять план действий.

Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкрет­ного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его резуль­тат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от­личий от эталона; осуществлять пошаговый контроль по результату.

Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, роди­телей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирова­ния, выполнения и результата действия с требованиями конкрет­ной задачи.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллек­туальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать по­знавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов ре­шения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять смысловое чтение.

Знаково-символические: модели­ровать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные: сбор информации (извлечение необходи­мой информации из различных источников); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оцен­ка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические: подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во вза­имодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необ­ходимые для организации собственной деятельности и сотрудни­чества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие: формулировать собственное мнение и пози­цию; задавать вопросы; строить понятные для партнера выска­зывания; слушать собеседника.

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнози­ровать возникновение конфликтов при наличии разных точек зре­ния.

Речевые средства и средства информационных и коммуникатив­ных технологий: составление текста-рассуждения; использование обобщающих слов и понятий.

Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения тек­стов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задача­ми; составление текстов в устной и пись­менной формах.

Различные способы поиска и использования информации; поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представ­ленной разными способами.

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполне­ния учебных заданий с использованием справочной и учебной ли­тературы;

строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;

планировать свое действие в соответствии с поставленной за­дачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

допускать возможность существования у людей различных то­чек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ори­ентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Обучающиеся получат возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной и письменной формах;

осуществлять синтез как составление целого из частей, само­стоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудни­честве;


Контроль и оценка планируемых результатов.

В ходе реализации программы «основы проектной деятельности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.


Первый уровень результатов приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.


С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу

Программа рассчитана на обучающихся 2 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результатов 2 уровня.





Содержание внеурочной деятельности


п/п

Тематический блок, раздел курса

Кол-во час.

Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

1

«Украшение коробки»

2

Необходимо об­клеить боковые стороны снаружи и доныш­ко картонной коробки цветной бумагой. На каждую боковую сторону ко­робки приклеить по одному украшению, выполняя операции: обвести шаблоны, вы­резать детали, приклеить.

Групповая

Понятия «план» и «планирование». Умение планиро­вать количество деталей изделия. Запись плана с по­мощью символов

2

«Украшение

шапочки»


1

на заготовку шапочки наклеить предваритель­но сделанные из цветной бумаги украшения. Шапочку склеить по линии соединения.

Групповая

Умения составлять и осуществлять план по количеству дета­лей и их расположе­нию на изделии.

3

«Украшение

елочки»


1

обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги: различные елочные игрушки, размес­тить их на картинке с елкой.


Групповая

Умения составлять и осуществлять план по количеству деталей и их распо­ложению на изде­лии. Запись плана с помощью символов

4

«Яблоки на яблоне»

1

обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги яблоки двух разных размеров, раз­местить их на панно «Яблоки на яблоне».

Групповая

Умения составлять план по количеству и расположению деталей на изделии и осуществлять его.

5

«Цветок желаний»

1

Обвести по шаблонам, вырезать и приклеить 7 лепестков цветка и его сердцевину, на ле­пестках сделать надписи желаний, расска­зать о них во время презентации.

Групповая

Умения составлять план по деталям на изделии и осущест­влять его.

Форма записи пла­на по операциям в виде таблицы

6

«Одень куклу»

1

после обсуждения условия, которое получа­ет группа, и выбора предметов одежды устно распределить работу по вырезанию и надева­нию одежды на куклу.

Групповая

Умение работать с заданным условием выбора ресурсов. Умение составлять план по распределе­нию операций

7

«Поздравительная открытка»


1

обсуждая группой, сделать выбор темы и ат­рибутов праздника из набора картинок, рас­положить вырезанные картинки и наклеить на открытке, надписать название праздни­ка.

Групповая

Умение работать с условием при ус­ложнении выбора. Умение составлять план по распределе­нию операций меж­ду членами группы.

8

«Зоопарк»

1

выбрать две пары животных (взрослого и детеныша одного вида), затем вырезать и наклеить на приготовленные вольеры в зоопарке. Надписать название животного в табличке.


Групповая

Умение работать с условием выбора ре­сурсов: сопоставле­ние двух множеств и выбор двух пар. Умение планиро­вать распределение работы по изготов­лению деталей..

9

«Зоопарк»

1

Планирование работы выполнить в виде эскиза веночка и записать последовательность изготовления деталей в таблице для отметок исполнения операций.

Групповая, индивидуальная

Понятия «ситуа­ция», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план.

10

«Мозаика из частей квадрата»

1

С помощью шаблонов изготовить части квадрата и собрать на отдельном листе кар­тинку из этих деталей, показанную в тет­ради (по выбору учителя), предварительно спланировав порядок сборки.

Групповая

Умение составлять план по порядку сборки с обозначе­ниями на эскизе. Умение выполнять работу в соответ­ствии с планом

11

«Мозаика из частей ромба»

1

из частей ромба сложить цветок, эскиз ко­торого дан. Раскрасить детали одного вида на эскизе светлым цветным карандашом, а другого вида оставить незакрашенными.

Групповая

Умение выполнять работу в соответствии с планом.

Умение предъявлять изделие и ход рабо­ты группы

12

«Фантазия из частей ромба»

1

нарисовать в тетради эскиз своей композиции из частей 6 ромбов, прижимая детали плот­но друг к другу, чтобы получилась мозаика

Групповая

Умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия с фиксацией плана на эскизе.

13

«Аппликация из геометри­ческих фигур»

1

Дан эскиз-схема аппликации из геометрических фигур. Не­обходимо ее проанализировать и определить, каких и сколько необходимо деталей, записать в план подготовки деталей

Групповая

Умения составлять план по виду и ко­личеству деталей в соответствии с за­данным видом ап­пликации, порядку сборки.


14

«Аппликация

человечка»


1

Из 9 человечков, изображенных с помощью геометрических фигур, необходимо вы­брать одного, составить план подготовки деталей, определить порядок сборки, рас­пределить работу, кто какую деталь изго­тавливает.

Коллективная

Умения составлять план по виду и ко­личеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей.


15

«Дом моей мечты»

1

Сделать эскиз дома своей мечты на листе формата А4, используя трафареты геомет­рических фигур

Индивидуальная

Умение выражать замысел в виде эскиза. Умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия.

16

«Зона отдыха в парке»


2

Создать картину «Зона отдыха в парке», из­готовив по имеющимся шаблонам стволов и крон деревьев, кустов, скамеек нужное число деталей.

Групповая

Умения осущест­влять работу в соот­ветствии с планом, рефлексировать и представлять свою групповую деятель­ность

17

«Поезд»

2

На картинку «поезд» с уже нарисованным паро­возиком приклеить вагоны, собранные из деталей (корпус вагона, колеса и сцепки), вырезанных по шаблонам

Коллективная

Понятие способа оптимального по времени планиро­вания и знакомство с понятием «опти­мальный план».

18

«Стол и стул»

2

По шаб­лонам обвести и вырезать ножки и столеш­ницу для стола и две детали стула

Групповая

Умения планиро­вать одновремен­ную по операциям работу членов груп­пы и осуществлять в соответствии с планом.

19

«Машина»

1

Оптимизировать по времени изготовление картинки «Машина» с помощью двух шабло­нов (корпуса автомобиля и колеса), вырезая и приклеивая их детали на лист в тетради

Групповая

Умения составлять план синхронной по операциям рабо­ты членов группы и осуществлять его.

20

«Чайник»

1

Рассмотреть ситуацию и выделить пробле­му, показать условия существования про­блемы. Нужна кипяченая вода. Имеем водопроводный кран, пустой чайник, плиту.

Коллективная


Понятия «ситуа­ция» и «проблема». Умение составлять план-инструкцию для решения про­блемы

21

«Набрать воды

из реки»


1

Определить последовательность выполнения действий (план) для решения проблемы, составить инструкцию — план. Записать его в виде схемы.

Групповая

Понятия «ситуация», «проблема» и

«цель», их взаимосвязи. Умение составлять

план-инструкцию

для решения проблемы

22

«Винегрет»

1

Необходимо приготовить винегрет, имея все необходимые продукты и кухон­ную утварь. Записать ход работы в виде инст­рукции.

Групповая

Умение составлять план-инструкцию для решения про­блемы

23

«Куст сирени под окном»

1

Муравейка хочет посадить куст сирени, но у него нет ничего, и он не знает, с чего начать и как действовать. В магазине продается садовый инвентарь, а в питомни­ке — саженцы.

Групповая

Понятия «ситуа­ция», «проблема» и «цель» в их взаимо­связи.

Умение составлять план-инструкцию для решения про­блемы.

24

«Гирлянда»

1

Написать инструкцию (план) по изготовле­нию гирлянды из двух деталей, определив, какие операции для этого нужно выполнить.

Индивидуальная

Умение составлять

план-инструкцию

для решения про­блемы


25

«Безопасный переход улицы»

2

Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия су­ществования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях.

Групповая

Понятия «ситуа­ция», «проблема» и «цель» и их взаимо­связь.

Понятия «правило», «алгоритм».


26

«Фальшивая

монета»


1

Сформулировать проблему и цель как ожи­даемый результат. Записать план определе­ния фальшивой монеты словами или в виде схемы.

Групповая

Умение записывать способ решения проблемы — алго­ритм в алгоритме

27

«Овсяная каша»

1

Проблема: к завтраку нужна овсяная каша. Как сварить ее из имеющихся продуктов? Возможные действия: зажечь, налить, всы­пать, посолить, помешать, добавить. Оп­ределить условия, задаваемые ситуацией, в которой возможно сварить овсяную кашу

Групповая

Понятия «ситуа­ция», «проблема», «условия» и «цель» в их взаимосвязи. Умение составлять план - инструкцию (рецепт) для реше­ния проблемы

28

«Любимый бутерброд»

1

Самостоятельно разрешить проблему описа­ния рецепта своего любимого бутерброда, оп­ределив все необходимые условия и действия

Индивидуальная

Понятия «ситуа­ция», «проблема», «условия» и «цель» в их взаимосвязи.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации