Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _____________№ ______ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от ______________№______ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Основы проектной деятельности»
Общеинтеллектуальное направление
2 класс
2021 –2022 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМС __________________
Протокол от_______________________ №____________
Руководитель ШМС _________________( Охлюева Е.В.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 2 класса составлена на основе авторской программы Н.Ю. Пахомовой «Проектная деятельность» и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Целью внеурочных занятий по теме «Основы проектная деятельность» является формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.
Основными задачами начального обучения проектированию является формирование следующих умений:
планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;
анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;
ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.
Реализация программы ориентирована на обучающихся 2 класса.
Объем программы;
На изучение курса «Основы проектной деятельности» для 2 класса отводится 34 ч., 1 час в неделю (34 учебные недели)
Срок реализации программы – 1 год
Учебный курс «Основы проектной деятельности» реализуется при использовании УМК.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 2 класс. М., 2015.
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: рабочая тетрадь. 2 класс. М., 2015.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных уровней; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов.
Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; составлять план действий.
Осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять пошаговый контроль по результату.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять смысловое чтение.
Знаково-символические: моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные: сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под правило; анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий: составление текста-рассуждения; использование обобщающих слов и понятий.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; составление текстов в устной и письменной формах.
Различные способы поиска и использования информации; поиск значения слова по справочнику; «чтение» информации, представленной разными способами.
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Контроль и оценка планируемых результатов.
В ходе реализации программы «основы проектной деятельности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу
Программа рассчитана на обучающихся 2 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результатов 2 уровня.
Содержание внеурочной деятельности
№ п/п | Тематический блок, раздел курса | Кол-во час. | Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | «Украшение коробки» | 2 | Необходимо обклеить боковые стороны снаружи и донышко картонной коробки цветной бумагой. На каждую боковую сторону коробки приклеить по одному украшению, выполняя операции: обвести шаблоны, вырезать детали, приклеить. | Групповая | Понятия «план» и «планирование». Умение планировать количество деталей изделия. Запись плана с помощью символов |
2 | «Украшение шапочки» | 1 | на заготовку шапочки наклеить предварительно сделанные из цветной бумаги украшения. Шапочку склеить по линии соединения. | Групповая | Умения составлять и осуществлять план по количеству деталей и их расположению на изделии. |
3 | «Украшение елочки» | 1 | обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги: различные елочные игрушки, разместить их на картинке с елкой. | Групповая | Умения составлять и осуществлять план по количеству деталей и их расположению на изделии. Запись плана с помощью символов |
4 | «Яблоки на яблоне» | 1 | обвести по шаблонам и вырезать из цветной бумаги яблоки двух разных размеров, разместить их на панно «Яблоки на яблоне». | Групповая | Умения составлять план по количеству и расположению деталей на изделии и осуществлять его. |
5 | «Цветок желаний» | 1 | Обвести по шаблонам, вырезать и приклеить 7 лепестков цветка и его сердцевину, на лепестках сделать надписи желаний, рассказать о них во время презентации. | Групповая | Умения составлять план по деталям на изделии и осуществлять его. Форма записи плана по операциям в виде таблицы |
6 | «Одень куклу» | 1 | после обсуждения условия, которое получает группа, и выбора предметов одежды устно распределить работу по вырезанию и надеванию одежды на куклу. | Групповая | Умение работать с заданным условием выбора ресурсов. Умение составлять план по распределению операций |
7 | «Поздравительная открытка» | 1 | обсуждая группой, сделать выбор темы и атрибутов праздника из набора картинок, расположить вырезанные картинки и наклеить на открытке, надписать название праздника. | Групповая | Умение работать с условием при усложнении выбора. Умение составлять план по распределению операций между членами группы. |
8 | «Зоопарк» | 1 | выбрать две пары животных (взрослого и детеныша одного вида), затем вырезать и наклеить на приготовленные вольеры в зоопарке. Надписать название животного в табличке. | Групповая | Умение работать с условием выбора ресурсов: сопоставление двух множеств и выбор двух пар. Умение планировать распределение работы по изготовлению деталей.. |
9 | «Зоопарк» | 1 | Планирование работы выполнить в виде эскиза веночка и записать последовательность изготовления деталей в таблице для отметок исполнения операций. | Групповая, индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «цель» и «задачи» в их единстве. Умение выделять действия того, кто будет осуществлять план. |
10 | «Мозаика из частей квадрата» | 1 | С помощью шаблонов изготовить части квадрата и собрать на отдельном листе картинку из этих деталей, показанную в тетради (по выбору учителя), предварительно спланировав порядок сборки. | Групповая | Умение составлять план по порядку сборки с обозначениями на эскизе. Умение выполнять работу в соответствии с планом |
11 | «Мозаика из частей ромба» | 1 | из частей ромба сложить цветок, эскиз которого дан. Раскрасить детали одного вида на эскизе светлым цветным карандашом, а другого вида оставить незакрашенными. | Групповая | Умение выполнять работу в соответствии с планом. Умение предъявлять изделие и ход работы группы |
12 | «Фантазия из частей ромба» | 1 | нарисовать в тетради эскиз своей композиции из частей 6 ромбов, прижимая детали плотно друг к другу, чтобы получилась мозаика | Групповая | Умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия с фиксацией плана на эскизе. |
13 | «Аппликация из геометрических фигур» | 1 | Дан эскиз-схема аппликации из геометрических фигур. Необходимо ее проанализировать и определить, каких и сколько необходимо деталей, записать в план подготовки деталей | Групповая | Умения составлять план по виду и количеству деталей в соответствии с заданным видом аппликации, порядку сборки. |
14 | «Аппликация человечка» | 1 | Из 9 человечков, изображенных с помощью геометрических фигур, необходимо выбрать одного, составить план подготовки деталей, определить порядок сборки, распределить работу, кто какую деталь изготавливает. | Коллективная | Умения составлять план по виду и количеству деталей, порядку сборки, распределять работу по изготовлению деталей. |
15 | «Дом моей мечты» | 1 | Сделать эскиз дома своей мечты на листе формата А4, используя трафареты геометрических фигур | Индивидуальная | Умение выражать замысел в виде эскиза. Умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. |
16 | «Зона отдыха в парке» | 2 | Создать картину «Зона отдыха в парке», изготовив по имеющимся шаблонам стволов и крон деревьев, кустов, скамеек нужное число деталей. | Групповая | Умения осуществлять работу в соответствии с планом, рефлексировать и представлять свою групповую деятельность |
17 | «Поезд» | 2 | На картинку «поезд» с уже нарисованным паровозиком приклеить вагоны, собранные из деталей (корпус вагона, колеса и сцепки), вырезанных по шаблонам | Коллективная | Понятие способа оптимального по времени планирования и знакомство с понятием «оптимальный план». |
18 | «Стол и стул» | 2 | По шаблонам обвести и вырезать ножки и столешницу для стола и две детали стула | Групповая | Умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять в соответствии с планом. |
19 | «Машина» | 1 | Оптимизировать по времени изготовление картинки «Машина» с помощью двух шаблонов (корпуса автомобиля и колеса), вырезая и приклеивая их детали на лист в тетради | Групповая | Умения составлять план синхронной по операциям работы членов группы и осуществлять его. |
20 | «Чайник» | 1 | Рассмотреть ситуацию и выделить проблему, показать условия существования проблемы. Нужна кипяченая вода. Имеем водопроводный кран, пустой чайник, плиту. | Коллективная | Понятия «ситуация» и «проблема». Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
21 | «Набрать воды из реки» | 1 | Определить последовательность выполнения действий (план) для решения проблемы, составить инструкцию — план. Записать его в виде схемы. | Групповая | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель», их взаимосвязи. Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
22 | «Винегрет» | 1 | Необходимо приготовить винегрет, имея все необходимые продукты и кухонную утварь. Записать ход работы в виде инструкции. | Групповая | Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
23 | «Куст сирени под окном» | 1 | Муравейка хочет посадить куст сирени, но у него нет ничего, и он не знает, с чего начать и как действовать. В магазине продается садовый инвентарь, а в питомнике — саженцы. | Групповая | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи. Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы. |
24 | «Гирлянда» | 1 | Написать инструкцию (план) по изготовлению гирлянды из двух деталей, определив, какие операции для этого нужно выполнить. | Индивидуальная | Умение составлять план-инструкцию для решения проблемы |
25 | «Безопасный переход улицы» | 2 | Рассмотреть ситуацию, выделить проблему, сформулировать цель, показать условия существования проблемы. Определить, какие действия возможны в данных условиях. | Групповая | Понятия «ситуация», «проблема» и «цель» и их взаимосвязь. Понятия «правило», «алгоритм». |
26 | «Фальшивая монета» | 1 | Сформулировать проблему и цель как ожидаемый результат. Записать план определения фальшивой монеты словами или в виде схемы. | Групповая | Умение записывать способ решения проблемы — алгоритм в алгоритме |
27 | «Овсяная каша» | 1 | Проблема: к завтраку нужна овсяная каша. Как сварить ее из имеющихся продуктов? Возможные действия: зажечь, налить, всыпать, посолить, помешать, добавить. Определить условия, задаваемые ситуацией, в которой возможно сварить овсяную кашу | Групповая | Понятия «ситуация», «проблема», «условия» и «цель» в их взаимосвязи. Умение составлять план - инструкцию (рецепт) для решения проблемы |
28 | «Любимый бутерброд» | 1 | Самостоятельно разрешить проблему описания рецепта своего любимого бутерброда, определив все необходимые условия и действия | Индивидуальная | Понятия «ситуация», «проблема», «условия» и «цель» в их взаимосвязи. |