12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коростелева Светлана Леонидовна20













Помни, не забудь!

Мероприятие, посвящённое

международному Дню борьбы с фашизмом и национализмом






Коростелёва

Светлана Леонидовна

учитель истории

МОУСОШ п.Таёжный










2017-2018 гг.



Помни, не забудь!

Мероприятие посвящённое

международному Дню борьбы с фашизмом и национализмом


«Народ умирает, когда становится населением.

А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»

Ф.Абрамов.

Цели:

1.Расширить представление детей о Великой Отечественной войне.

2.Воспитывать уважение к героическому прошлому страны.

Задачи

1.Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как

самопожертвование, героизм, патриотизм.

2.Побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

3. Формировать активную жизненную позицию.


На скрипке исполняется печальная еврейская мелодия.

Над Бабьим Яром памятников нет,

Крутой обрыв,

Как грубое надгробье.

Мне страшно,

Мне столько лет сегодня

Как самому еврейскому народу.


1 слайд

Учитель:


В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители и других народов Европы, в том числе и бывшего Советского Союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.


2 слайд Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Мир холокоста существует и сейчас, ведь это не только еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в XX веке, остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста.


Что знают в нашей школе взрослые и дети о Холокосте?

3 слайд Видеофильм 1



4 слайд Холокост (от Holocaust, что по-гречески обозначает «сожжен целиком») — означает гибель значительной части еврейского населения Европы в холе систематического преследования и уничтожения нацистами в 1 939— 1945 годах.

Трагедия холокоста — это не только часть истории евреев,- это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны, — это разговор и о проблемах современной цивилизации.

Я хочу рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы.

Вспомним, как это было.


5 слайд Видеофильм 2

6 слайд

Ученик: В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия.

В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933-м ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию.

В книге «Mein Kampf» («Моя борьба»), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к физическому уничтожению.


7слайд Ученица

1 апрелем 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев — собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов. Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей; усилилась антисемитская пропаганда.


Ученик

15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем, и определен статус метисов.


Ученик

7 ноября 1938 года еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около тысячи магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тысяч евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому —

8 слайд «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь».

Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев. Через год, 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу.

Началась Вторая мировая война.


Ученица:

Вот, что пишет в своём стихотворении Людмила Титова.

Я исходила вдоль и поперек

Людскую душу в дни смертей и плена,

Я заглянула в каждый уголок,

Где боль жила, где верность, где измена.

Никто не верил слухам о беде,

Всю ночь кошмарил город,

И в кошмаре

Рождался новый трудный день

И задыхался в копоти и гари.

Над городом стояла тишина,

Стеной стояли серые солдаты,

И чья-то участь в этот день проклятый

Была бесповоротно решена.


Учитель:

















После того как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на принадлежавшем Франции острове Мадагаскар в Индийском океане.

Первое гетто было создано в октябре 1939 года.

В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев, трети населения города. Площадь этого гетто составляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы.

Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал (Геринг) назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Собибори, Майданеке, Треблинке, Белжиие и Освенциме) создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения, Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. За годы войны в них погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая индустрия смерти!


Слайды: 9,10,11,12

Ученик

Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе со своими воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Читал, рисовал, играл с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей — в камеру, ему — свободу. Он отказался. И пошел на смерть вместе со своими учениками. Так умирают святые.


13слайд Ученик

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, им вменяли в обязанность носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию.


Ученица

Я прочту вам рассказ Г. П. Рихтера «Желтая шестиконечная звезда»


На ступеньках было темно. Я тихо простучал условленный код: один раз — длинная пауза — два раза — короткая пауза — три раза. Внутри почувствовал нерешительный шорох. Кто-то открыл дверь, схватил меня за рукав и потянул за собою. Я узнал его, это был Рав. Только когда мы вошли в комнату, он достал зажигалку и зажег свечу.

Он показал мне на груду шестиконечных звезд, которые лежали перед ним на столе. Эти желтые звезды размером с блюдце в черной рамке надо пришивать к одежде с левой стороны. Посреди звезды буквами, похожими на еврейские, было написано слово «еврей». Господин Шнайдер потянулся через стол. Казалось, что он стоит на возвышении. Он наклонился передо мною и, положив свой свитер на стул, правой рукой показал мне на левую сторону своего пальто. Шестиконечная звезда! Он развернул пальто — на пиджаке была шестиконечная звезда! Он расстегнул пиджак: на жилете — шестиконечная звезда!

«Раньше евреи должны были носить желтые острые колпаки, — улыбнулся он, — а теперь — желтые звезды. Мы возвратились в средние века».

«А в скором времени, — прибавил Рав, — возможно, нас будут сжигать, как в средние века».

«Но почему?»— спросил я.

«Почему? — Рав тихо повторил мой вопрос. — Почему?»

Жизнь в гетто — это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсэсовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных — детей, старых, больных, беременных женщин. Узники саботировали немецкие распоряжения, уничтожали ценности, которые подлежали сдаче; квалифицированные рабочие временами скрывали свою специальность, не желая быть полезными оккупантам; известны и случаи порчи станков, оборудования, сырья.


14слайд


Ученица

Из дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.)

Пишу о вечерних событиях сегодня. Вчера не мог, не был в силах.

27 июля.

Вечером. Говорят, что евреи вооружены и отстреливались, даже будто бы убили жандарма. Если это правда, то жаль, что только одного.

21 сентября.

Уже больше, чем полтора месяца, продолжается избиение евреев. Сегодня опять с самого утра со стороны тюрьмы доносятся стук автомата и ружейные выстрелы. Говорят, в тюрьме осталось около 200 евреев, специалистов-ремесленников, которые в ближайшее время будут переселены в несгоревшую часть гетто.


Слайды: 15, 16, 17, 18, 19


17 слайд Ученица

Все, кого увезли из гетто, никогда больше не вернутся. Все дороги гестапо вели в Понары. А Понары - это смерть!

Сомневающиеся! Избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены погибли. Понары - это не лагерь. Их всех убили там.



20 слайд Ученик

Гитлер намерен уничтожить всех евреев Европы. Евреям Литвы суждено стать первыми на этом пути. Не будем же овцами, покорно идущими на убой! Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!

Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц. Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!



21 Слайд Ученица

1 января 1942 года. Вильнюсское гетто

По более точным данным, в Вильнюсе, который евреи называли Литовским Иерусалимом, проживало около 6 тысяч евреев.

1 сентября 1941 г. 8 тысяч евреев были вывезены в Понары и расстреляны там в течение 2-3 дней.

1-2 октября 1941 г. в Понарах были расстреляны 3900 евреев. В Вильнюсе было

два гетто. Второе гетто было ликвидировано в течение октября 1941 г.


22 слайд

Ученица

Из воспоминаний артистки Киевского театра юного зрителя Дины Проничевой:

«Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, услышали стрельбу и нечеловеческие вопли. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила.

Когда мы вошли в ворота, нам приказали показать документы, ценные вещи и раздеться.

23слайд

Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое обручальное кольцо. Я видела, как каждый раз раздевалась очередная группа мужчин и женщин, стариков и детей. Всех подводили к открытой яме, и автоматчики расстреливали их. Потом подводили другую группу...


24 слайд

Я собственными глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не очень близко от ямы, до меня постоянно доносились страшные вопли обезумевших людей, приглушенные детские голоса: «Мама, мама...»


25 слайд


Ученица

О спасении евреев жителем Риги Янисом Липке.


"... В Риге ежедневные облавы - охота на евреев. Убивают прямо на улицах, сгоняют в Бикерниекский лес на расстрел. Работает фашистская машина.

И против нее - человек. Он - Ян Липке - портовый грузчик.

Люди в беде. Людям нужно помочь - эта мысль постоянно сверлит его, становится смыслом жизни. У него в доме находят пристанище жертвы террора. ...Янису было поручено забирать людей из гетто, приводить их в амбары и следить за работой...

В дни, когда в Риге было расстреляно свыше 30 тысяч евреев, преимущественно детей, женщин и стариков, гетто представляло собой страшное зрелище: на мостовой валялись изувеченные трупы детей, выброшенных из окон домов, вперемешку с ненужными пожитками обманутых жертв - людям сказали, что гетто переводится в другой лагерь.

- Мы стояли с отцом перед колючей проволокой гетто, мне было тогда восемь лет, - рассказывает младший сын Яна - Зигфрид, - и я на всю жизнь запомнил дрогнувший голос отца: "Смотри, сын, никогда этого не забудь". И у него градом покатились из глаз слезы...

Ян лихорадочно искал в городе места, где можно было бы укрыть людей

Каждый спасенный Яном человек - это отдельный подвиг...

И вот, наконец, наступило 13 октября 1944 года, день, который запомнится на всю жизнь. Со слезами радости мы бросились обнимать и целовать советских танкистов, ворвавшихся в Ригу, и нашего славного, доброго Яна, дела которого навсегда останутся в наших сердцах...


26 слайд

Ученик

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.











27 слайд

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных...Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землей,

Друг друга с бешенством гоня.


28 слайд

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля


29 слайд

В последний раз детей поцеловало

В последний раз

Шумел осенний лес.


30 слайд

Над Бабьим Яром шелест диких трав

Деревья смотрят грозно,

По судейские.

Всё молча здесь кричит,

и, шапку сняв,

я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный

Вопль,

над тысячами тысяч погребенных, '

Я - каждый здесь расстрелянный

Старик


31слайд

Я - каждый здесь расстрелянный

Ребёнок.

Ничто во мне

Про это не забудет!



















































32 слайд Ученик



Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды

4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней.

По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тысяч евреев, включая жителей других городов и беженцев.


33 слайд Ученик


Немало евреев боролись в партизанских отрядах в соединениях Колпака, Сабурова, Федорова. Около полумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в действующей армии, 140 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Разными боевыми наградами отмечены свыше 160 тысяч евреев-участников войны.


Ученица

Наиболее массовым и отчаянным было восстание, которое началось в 1943 году в Варшавском гетто. Евреи, обреченные на уничтожение в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто отважился бежать, нуждались в надежном укрытии, документах. Многое зависело от местного населения. Укрывательство евреев угрожало жизни всех членов семьи. Подвергая себя смертельному риску, по всей оккупированной Европе находились люди, которые помогали евреям и спасали их от гибели.


34слайд

Ученица

Угроза собственной жизни не могла остановить человека, способного быть человеком. Но люди пренебрегали опасностью. Те, кто прятали беглецов, добывали поддельные документы, а когда это было невозможно- отдавали свои. Семья киевского священника отца Алексея Глаголева прятала на церковной колокольне еврейскую семью в течение двух лет оккупации. Матушка отдала еврейской женщине свое метрическое свидетельство и год жила без документов, каждый день рискуя погибнуть при очередной облаве. Без раздумий отдал свое метрическое свидетельство 15-летний херсонский школьник Николай Дорожинский, выдавая за родного брата своего друга Володю Могилевского.



35 слайд

Ученик

Но некоторые еврейские дети находили способ выжить. Многие из них контрабандой доставляли в гетто продовольствие и медикаменты. Некоторые дети, члены молодежного движения, участвовали в акциях подпольного сопротивления. Многие из них совершали побег с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, чтобы присоединиться к семейным отрядам, управляемым еврейскими партизанами.

36 слайд

С 1938 по 1940 год действовал "Киндертранспорт" (нем.-"Детский транспорт") так называлась кампания по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей); тысячи таких детей были переправлены из Германии в Великобританию.


37 слайд

Ученик

Институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд Ва-Шем» открыл в 1962 году Аллею праведников, на которой те, кто спасал евреев во время войны, высадили деревья. Они были удостоены звания Праведника народов мира. Число Праведников народов мира достигло 13 тысяч.


Слайды : 38, 39, 40, 41

Учитель: Весной 1945 года закончились ужасы войны.

Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с лица земли.

И сегодня мы почтим память жертв холокоста минутой молчания.


Звучит скрипка. Предлагаю зажечь свечи памяти.

Слайды : 42,43 ,44 ,45 ,46 ,47 ,48 ,49 50 ,51 ,52


Учитель: Вы возможно спросите, почему именно сейчас, когда прошло так много лет, мир так напряжен, столько новых проблем, и мы снова говорим о холокосте?

Что знают взрослые и дети о Холокосте?


По данным последних социологических опросов, более 43% американских подростков уверены в том, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Еще 35% считают, что во время войны погибло менее 1 миллиона человек, и почти 87% школьников не смогли вразумительно ответить на вопрос, что такое фашизм. Удивительно, что у большинства опрашиваемых были отличные показатели по другим учебным дисциплинам, например, по английскому языку и математике. Что же они знают о Холокосте, эти умные дети? Что они слышали о Катастрофе?


Слайды: 53, 54, 55, 56, 57, 58

Ученик Игорь

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, это чудо человеческих возможностей, совершенство фантазии и мысли, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост -это общечеловеческая трагедия. Холокост-это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники. Рассказывая вам о том, как гибли люди, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым или национальным признакам?». Наш долг и обязанность -помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости. Мы -это и вы, любой и каждый из нас.

59 Слайд

Ученик

Помни войну! Пусть далека она и туманна,

Годы идут, командиры уходят в запас.

Помни войну! Это, право же, вовсе не

Странно:

Помнить всё то, что когда-то касалось

всех нас.


Ученица


Хотя уже прошло две трети века,

я не нашел ответа на вопрос:

Что за душа была у человека,

Который мир обрёк на Холокост?
















60 слайд

Ученица

В России в конце 1991 г. была создана первая общественная организация - Научно-просветительный центр «Холокост».

Мир ХХI века полон трудностей. Но когда над тобой светлое небо, яркое солнце, когда рядом с тобой твои любимые и дорогие сердцу люди, когда вокруг спокойно и безмятежно, хочется жить.


Учитель:

И за всё это нужно сказать Большое Человеческое Спасибо тебе, Человек Великой Победы!

Ты много потерял в этой борьбе, но ты сохранил для новых поколений свет, помогающий жить и любить жизнь.


Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января ,дата выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).


9 ноября - Международный день борьбы с фашизмом и национализмом и антисемитизмом.












Документы


1.Из книги Василия Гроссмана "Жизнь и судьба".

2.Из книги Адольфа Гитлера "Майн Кампф".

3.Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года.

4.Сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете "Дер Штюрмер".

5.Из дневника секретаря юденрата г. Шауляя Элиазера Ерусалимского (1943 г.)

6.Из протокола совещания в Ванзее.

7.Из речи Гиммлера перед старшими офицерами СС.

8.Равенсбрюкская молитва

9.Обращение германского командования к жителям Киева.

10.Из свидетельства И. Минкиной-Егорычевой о ее спасении священником Алексеем Глаголевым в Киеве.

11.Из свидетельских показаний немецкого шофера Хефера об уничтожении евреев в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941г.

12.В Умани. Воспоминания Мани Файнгольц.1944 г.

13.Из директив Лозе, рейхскомиссара Остланда, от 13 августа 1941 г.

14.Из дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.)

15.Из сообщения начальника полиции безопасности и СД о действиях зондеркоманд на Украине.

16.Из воззвания молодежной организации Вильнюсского гетто от 1 января 1942

17.О спасении евреев жителем Риги Янисом Липке.


Помни, не забудь!
PPT / 5 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.