Внеклассное мероприятие на тему «Поморский словарик»

7
0
Материал опубликован 3 April 2021

Пояснительная записка к презентации

Внеклассное интегрированное (русский язык, чтение, технология, изо) занятие

1 класс

Тема: «Поморский словарик»

Цель: познакомить с некоторыми словами, которые использовали в своей речи жители Архангельского края, поморы, создать из этих слов «Поморский словарик».

Планируемые результаты

Предметные – проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать; знать последовательность букв в русском алфавите; владеть навыком слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей; воспринимать фактическое содержание прочитанного, осмысливать, излагать фактический материал; навыки коллективной творческой работы; определять основные этапы создания изделия с опорой на план работы.

Личностные – формирование уважительного отношения к своему родному краю, интереса к историческим корням жителей Поморья; готовность к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать способы её решения, выстраивать последовательность выбранных операций под руководством учителя; контролировать результаты совместной деятельности, вносить коррективы, оценивать результаты совместной деятельности.

Познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями и опытом; пользоваться толковым словарём, знать, как он устроен; соотносить текстовую и изобразительную информацию; делать обобщения.

Коммуникативные – слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание.

Оборудование:

для учителя – ПК с подключением к сети Интернет, мультимедийная презентация, карточки с буквами (Г, К, М, М, П, П, Т, Ш), дидактический материал для раздачи группам (приложения 1 - 4), книга «Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников» (Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко), папка-скоросшиватель;

для учеников – ручка, цветные карандаши, фломастеры, клей-карандаш.

Ход занятия

Этапы

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Примечания

1. Организационный момент

Приветствие и эмоциональный настрой учащихся. Деление их на группы по 3-4 человека.

Приветствие учителя. Проверка готовности к занятию.

 

2. Актуализация знаний

- Вы уже знаете, что эта учебная неделя у нас особая. Как она называется?

- На какую тему открытия мы с вами делаем?

 

- Что мы уже узнали?

- Неделя открытий.

 

- «Знакомый незнакомый Архангельский край».

- Мы уже узнали, кто такие поморы, о северном народном костюме.

 

 

Слайд 1

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова на доске.

 

 

- Все ли слова вам знакомы?

 

 

 

 

- Оказывается, большинство слов вам незнакомо. Как вы думаете, кто мог употреблять их в своей речи?

- Молодцы, кто не забыл тему нашей Недели открытий. Конечно же, эти слова употребляли в речи жители нашего Архангельского края, поморы.

- Какое же открытие мы сделаем сегодня?

 

 

- Давайте вспомним, что мы делаем, если не знаем значение слова.

 

Знакомит детей с книгой «Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников» (Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко).

 

- Обычно в толковых словарях объясняется значение слова, но нет иллюстраций. Как вы считаете, нужны ли они в словарях?

- Я согласна с теми, кто считает, что иллюстрации сделают толкования слов ещё более понятными, и такими словарями интересно пользоваться в первую очередь детям младшего возраста.

- Как вы думаете, а можем ли мы с вами создать свой словарик из слов, которые записаны на доске? Как его можно будет назвать?

- Какая информация о каждом слове должна быть в нашем словарике?

- А ещё я вам предлагают красиво записать слова письменными буквами, как мы с вами этому научились на уроках письма.

- Итак, какую работу мы сегодня должны будем выполнить?

Читают слова: гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес.

Пытаются назвать значения знакомых слов. Высказывают предположения о значении незнакомых слов.

Высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

- Познакомимся со словами, которые употребляли в своей речи жители нашего северного края.

- Обращаемся к толковому словарю.

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают названия, обсуждают их.

 

 

- Толкование значения слова, иллюстрации.

 

 

 

- Составить словарик поморских слов с иллюстрациями.

Слайд 2

4. Подготовка к выполнению практического задания в группах

- Для работы мы разделились на группы. У нас получилось восемь групп. Кто догадался, почему именно столько?

- Давайте вспомним правила работы в группе.

 

- Выберите командира своей группы.

- Каждая группа должна будет создать страничку нашего словарика, посвящённую одному из слов.

Выдаёт каждой группе лист бумаги.

- Чтобы определить какое слово достанется каждой группе, я приглашаю к доске командиров. Каждый командир должен из мешочка достать букву и взять карточку со словом на эту букву.

- В карточках, которые получили командиры записано толкование слова, взятое из словаря-справочника Архангельской области. Познакомьтесь с ним в группе.

- А сейчас представители (не обязательно командиры) от каждой группы должны выйти и определить, на какой из представленных на доске иллюстраций изображено ваше слово.

 

 

- Представитель каждой группы получил комплект карточек. Рассмотрите их. Что за карточки вы получили?

 

 

- Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы оформить страничку нашего словарика?

- Итак, составим план работы. Что сделаем сначала? Потом? Как завершим работу над страничкой?

- Потому что в нашем словарике будет восемь слов.

 

Повторяют правила работы в группе.

Выбирают командиров в группах.

 

 

 

 

К доске выходят командиры, распределяют слова для работы в группах.

 

Дети в группах знакомятся с толкованием выбранного слова.

 

Представители групп выбирают цветную иллюстрацию с изображением своего слова и, если выбор верный, получают от учителя комплект карточек.

- Это иллюстрации-раскраски и карточки с линеечками, как в прописи.

 

Высказывают свои предложения.

- Сначала раскрасим картинки, потом на карточках с линеечками красиво напишем слово письменными буквами. На лист наклеим слово с его толкованием, раскрашенные картинки, а под ними написанные письменными буквами слова.

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

5. Физкультминутка

«Кто на севере живёт»

По ледяной пустыне

Медведица идет.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий

Повсюду снег и лед.

 

 

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Бегут, спешат олени.

Им виден путь едва

 

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

 

Идут по кругу вперевалочку, медленно,

убыстряют шаг,

 

обнимают себя руками,делают повороты с вытянутой рукой вправо-влево,

идут, делают гребки руками,

 

руки скрещивают над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени,

бегут маленькими шажками, руки в стороны.

 

6. Выполнение практического задания в группах

- Приступаем к созданию страничек словарика, работаем по плану. Пока вы изготавливаете странички, я подготовлю обложку нашего словарика.

Организует необходимые консультации.

Работают в группах по плану, при необходимости задают вопросы учителю, консультируются.

 

7. Представление своей работы другим группам

- Итак, странички нашего словарика готовы.

Составьте в группе предложение со своим словом.

- А значения всех ли слов вы узнали, выполняя работу?

- Выберите, пожалуйста, представителя своей группы, который объяснит всем ребятам, что означает ваше слово и покажет иллюстрации, а группа поможет ему, назвав своё предложение.

 

Составляют в группах предложение.

- Нет, узнали только значение своего слова.

В группах выбирают представителей, которые выступают перед классом.

 

8. Подведение итогов

- Вот теперь мы знаем, что означает каждое слово на доске. Можно собрать странички словарика. Мы их прикрепим в папку-скоросшиватель. В любом ли порядке можно расположить слова в словарике?

- Определите алфавитный порядок слов.

 

Собирает страницы словарика в папку, сопровождая титульным листом.

- Почему наш словарик мы назвали поморским?

 

 

- Слова в словарях располагаются по алфавиту.

Дети по очереди называют слова в алфавитном порядке.

 

 

- В него входят слова, которые использовали в своей речи жители Архангельского края, поморы.

 

 

 

 

 

Слайды 5 - 13

9. Оценка работы. Рефлексия

- А сейчас проверим, как вы запомнили значения слов из нашего словарика. Каждая группа получает карточку с заданием. Надо соединить слово с иллюстрацией, на которой оно изображено.

- Проверим, как справились с заданием.

Переходит по ссылке для использования интернет-ресурса:

https://learningapps.org/display?v=pm1bvjr8c21

 

 

 

- Похлопайте в ладоши те группы, у которых все пары были составлены правильно.

- Помашите двумя ладошками группы, у которых были ошибки, но вы их исправили и теперь не допустите.

- В завершении нашей работы я предлагаю вам поучаствовать в небольшом интервью. Что это такое?

 

- Представьте, что я журналист и задаю вам вопросы.

Подходит с микрофоном к группам и задаёт вопросы.

- Какую работу вы сегодня все вместе сделали?

- Что открыли для себя нового?

- Что было интересно?

- Что особенно понравилось в этой работе?

- Что вызвало затруднения?

- Как вы думаете, где можно использовать созданный вами словарик?

- Большое спасибо всем за интервью и за сегодняшнюю работу. Надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

 

Выполняют в группах задание на карточке.

 

 

Командиры групп по очереди подходят к доске и составляют пары из слов и иллюстраций. Ребята в группах проверяют работу в своей карточке, возражают, если с каким-то ответом не согласны, обосновывают свою точку зрения.

Дети в группах оценивают свою работу над заданием указанными действиями.

 

Дети объясняют (если необходимо, с помощью учителя) значение слова.

 

 

 

Отвечают на вопросы журналиста.

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Неделя открытий «Знакомый незнакомый Архангельский край»

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес.

Правила работы в группе 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Если не понял, переспроси. 5. Своё несогласие высказывай вежливо.

План работы 1. Раскрасить картинки. 2. Написать слово, поставить ударение. 3. Оформить страничку.

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес.

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица морошка

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица морошка пестерь

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица морошка пестерь пимы

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица морошка пестерь пимы туес

Гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. гагара карбас малица морошка пестерь пимы туес шаркунок

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.