Внеклассное мероприятие на тему «Поморский словарик»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное интегрированное (русский язык, чтение, технология, изо) занятие
1 класс
Тема: «Поморский словарик»
Цель: познакомить с некоторыми словами, которые использовали в своей речи жители Архангельского края, поморы, создать из этих слов «Поморский словарик».
Планируемые результаты
Предметные – проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать; знать последовательность букв в русском алфавите; владеть навыком слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей; воспринимать фактическое содержание прочитанного, осмысливать, излагать фактический материал; навыки коллективной творческой работы; определять основные этапы создания изделия с опорой на план работы.
Личностные – формирование уважительного отношения к своему родному краю, интереса к историческим корням жителей Поморья; готовность к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать способы её решения, выстраивать последовательность выбранных операций под руководством учителя; контролировать результаты совместной деятельности, вносить коррективы, оценивать результаты совместной деятельности.
Познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями и опытом; пользоваться толковым словарём, знать, как он устроен; соотносить текстовую и изобразительную информацию; делать обобщения.
Коммуникативные – слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание.
Оборудование:
для учителя – ПК с подключением к сети Интернет, мультимедийная презентация, карточки с буквами (Г, К, М, М, П, П, Т, Ш), дидактический материал для раздачи группам (приложения 1 - 4), книга «Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников» (Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко), папка-скоросшиватель;
для учеников – ручка, цветные карандаши, фломастеры, клей-карандаш.
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечания |
1. Организационный момент |
Приветствие и эмоциональный настрой учащихся. Деление их на группы по 3-4 человека. |
Приветствие учителя. Проверка готовности к занятию. |
|
2. Актуализация знаний |
- Вы уже знаете, что эта учебная неделя у нас особая. Как она называется? - На какую тему открытия мы с вами делаем?
- Что мы уже узнали? |
- Неделя открытий.
- «Знакомый незнакомый Архангельский край». - Мы уже узнали, кто такие поморы, о северном народном костюме. |
Слайд 1 |
3. Самоопределение к деятельности |
- Прочитайте слова на доске.
- Все ли слова вам знакомы?
- Оказывается, большинство слов вам незнакомо. Как вы думаете, кто мог употреблять их в своей речи? - Молодцы, кто не забыл тему нашей Недели открытий. Конечно же, эти слова употребляли в речи жители нашего Архангельского края, поморы. - Какое же открытие мы сделаем сегодня?
- Давайте вспомним, что мы делаем, если не знаем значение слова.
Знакомит детей с книгой «Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников» (Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко).
- Обычно в толковых словарях объясняется значение слова, но нет иллюстраций. Как вы считаете, нужны ли они в словарях? - Я согласна с теми, кто считает, что иллюстрации сделают толкования слов ещё более понятными, и такими словарями интересно пользоваться в первую очередь детям младшего возраста. - Как вы думаете, а можем ли мы с вами создать свой словарик из слов, которые записаны на доске? Как его можно будет назвать? - Какая информация о каждом слове должна быть в нашем словарике? - А ещё я вам предлагают красиво записать слова письменными буквами, как мы с вами этому научились на уроках письма. - Итак, какую работу мы сегодня должны будем выполнить? |
Читают слова: гагара, пимы, малица, шаркунок, морошка, пестерь, карбас, туес. Пытаются назвать значения знакомых слов. Высказывают предположения о значении незнакомых слов. Высказывают свои предположения.
- Познакомимся со словами, которые употребляли в своей речи жители нашего северного края. - Обращаемся к толковому словарю.
Дети высказывают своё мнение.
Дети предлагают названия, обсуждают их.
- Толкование значения слова, иллюстрации.
- Составить словарик поморских слов с иллюстрациями. |
Слайд 2 |
4. Подготовка к выполнению практического задания в группах |
- Для работы мы разделились на группы. У нас получилось восемь групп. Кто догадался, почему именно столько? - Давайте вспомним правила работы в группе.
- Выберите командира своей группы. - Каждая группа должна будет создать страничку нашего словарика, посвящённую одному из слов. Выдаёт каждой группе лист бумаги. - Чтобы определить какое слово достанется каждой группе, я приглашаю к доске командиров. Каждый командир должен из мешочка достать букву и взять карточку со словом на эту букву. - В карточках, которые получили командиры записано толкование слова, взятое из словаря-справочника Архангельской области. Познакомьтесь с ним в группе. - А сейчас представители (не обязательно командиры) от каждой группы должны выйти и определить, на какой из представленных на доске иллюстраций изображено ваше слово.
- Представитель каждой группы получил комплект карточек. Рассмотрите их. Что за карточки вы получили?
- Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы оформить страничку нашего словарика? - Итак, составим план работы. Что сделаем сначала? Потом? Как завершим работу над страничкой? |
- Потому что в нашем словарике будет восемь слов.
Повторяют правила работы в группе. Выбирают командиров в группах.
К доске выходят командиры, распределяют слова для работы в группах.
Дети в группах знакомятся с толкованием выбранного слова.
Представители групп выбирают цветную иллюстрацию с изображением своего слова и, если выбор верный, получают от учителя комплект карточек. - Это иллюстрации-раскраски и карточки с линеечками, как в прописи.
Высказывают свои предложения. - Сначала раскрасим картинки, потом на карточках с линеечками красиво напишем слово письменными буквами. На лист наклеим слово с его толкованием, раскрашенные картинки, а под ними написанные письменными буквами слова. |
Слайд 3
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Слайд 4 |
5. Физкультминутка |
«Кто на севере живёт» По ледяной пустыне Медведица идет. За нею медвежата Торопятся вперед. Трещит мороз жестокий Повсюду снег и лед.
По полынье холодной За нерпой морж плывет. Бегут, спешат олени. Им виден путь едва
Над ними тихо кружит Полярная сова. |
Идут по кругу вперевалочку, медленно, убыстряют шаг,
обнимают себя руками,делают повороты с вытянутой рукой вправо-влево, идут, делают гребки руками,
руки скрещивают над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени, бегут маленькими шажками, руки в стороны. |
|
6. Выполнение практического задания в группах |
- Приступаем к созданию страничек словарика, работаем по плану. Пока вы изготавливаете странички, я подготовлю обложку нашего словарика. Организует необходимые консультации. |
Работают в группах по плану, при необходимости задают вопросы учителю, консультируются. |
|
7. Представление своей работы другим группам |
- Итак, странички нашего словарика готовы. Составьте в группе предложение со своим словом. - А значения всех ли слов вы узнали, выполняя работу? - Выберите, пожалуйста, представителя своей группы, который объяснит всем ребятам, что означает ваше слово и покажет иллюстрации, а группа поможет ему, назвав своё предложение. |
Составляют в группах предложение. - Нет, узнали только значение своего слова. В группах выбирают представителей, которые выступают перед классом. |
|
8. Подведение итогов |
- Вот теперь мы знаем, что означает каждое слово на доске. Можно собрать странички словарика. Мы их прикрепим в папку-скоросшиватель. В любом ли порядке можно расположить слова в словарике? - Определите алфавитный порядок слов.
Собирает страницы словарика в папку, сопровождая титульным листом. - Почему наш словарик мы назвали поморским? |
- Слова в словарях располагаются по алфавиту. Дети по очереди называют слова в алфавитном порядке.
- В него входят слова, которые использовали в своей речи жители Архангельского края, поморы. |
Слайды 5 - 13 |
9. Оценка работы. Рефлексия |
- А сейчас проверим, как вы запомнили значения слов из нашего словарика. Каждая группа получает карточку с заданием. Надо соединить слово с иллюстрацией, на которой оно изображено. - Проверим, как справились с заданием. Переходит по ссылке для использования интернет-ресурса: https://learningapps.org/display?v=pm1bvjr8c21
- Похлопайте в ладоши те группы, у которых все пары были составлены правильно. - Помашите двумя ладошками группы, у которых были ошибки, но вы их исправили и теперь не допустите. - В завершении нашей работы я предлагаю вам поучаствовать в небольшом интервью. Что это такое?
- Представьте, что я журналист и задаю вам вопросы. Подходит с микрофоном к группам и задаёт вопросы. - Какую работу вы сегодня все вместе сделали? - Что открыли для себя нового? - Что было интересно? - Что особенно понравилось в этой работе? - Что вызвало затруднения? - Как вы думаете, где можно использовать созданный вами словарик? - Большое спасибо всем за интервью и за сегодняшнюю работу. Надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Поблагодарите друг друга за сотрудничество.
|
Выполняют в группах задание на карточке.
Командиры групп по очереди подходят к доске и составляют пары из слов и иллюстраций. Ребята в группах проверяют работу в своей карточке, возражают, если с каким-то ответом не согласны, обосновывают свою точку зрения. Дети в группах оценивают свою работу над заданием указанными действиями.
Дети объясняют (если необходимо, с помощью учителя) значение слова.
Отвечают на вопросы журналиста. |
Приложение 4
Слайд 14
|