Занятие по русскому языку «Понятие об орфограмме»
Тема: «Понятие об орфограмме»
Цель: организация деятельности обучающихся по формированию понятия «орфограмма» через выявление слабой и сильной позиций звуков в слове.
Задачи: обучающие:
1. Сформировать первоначальное представление о понятии «орфограмма».
2. Учить различать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков в слове.
Развивающие:
1. Способствовать обогащению словарного запаса в области языковедения.
2. Развивать фонематический слух, правильную речь.
Воспитательная:
1. Способствовать формированию чувства ответственности за результаты учебного труда.
2. Способствовать воспитанию чувства коллективизма посредством парной и группой работы.
Предметные результаты: умение выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах.
Личностные результаты: умение общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге; оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в паре.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обнаруживать слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Оборудование: учебник «Русский язык» О.Б. Калинина «Планета знаний», карточки с заданиями, презентация Power Point.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивационный | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна и урок русского языка у вас проведу я. Сегодня мы с вами побудем исследователями, откроем новые знания и узнаем много интересного. За каждое открытие вы будете получать определенную вещь. Для начала запишите дату и классную работу. | Приветствуют учителя. |
Постановка учебной задачи | - Для того чтобы начать работу в нашей языковой лаборатории, проведем небольшой блиц-турнир знаний. На ваших партах лежит карточка №1. Она одна на двоих. А это значит, что вы будете работать в парах. А какие правила работы в парах вы знаете? Задание: определите, какая часть слова выделена в словах. Дайте определение части слова. Обозначьте графически эту часть. У приставки, корня, суффикса есть общий секрет. Они всегда пишутся одинаково. (На примере слов показ на слайде). -Минутка чистописания. Я тетрадочку открою, Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. -Пропишите данный элемент. Какое слово здесь спряталось? Сегодня мы займемся изучением корня в слове. Подробно его изучим. Продолжим нашу разминку. Запишите в столбик слова парта, марка, горка. Во второй столбик: мосты, дворы, коты. Все согласны с написанием? Почему ответы получились разными, ведь произносила слова я всем одинаково. - Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? Какие «опасные» места нами были исследованы? А что значит «опасное» место? Такие места, по-другому можно назвать орфограммами. -Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока? -Мы начинаем большую серию уроков «Правописание слов». -Какую цель поставим на уроке? Чему нам нужно научиться? -Нам нужен план исследования: 1. Узнать, что такое орфограмма в корне слова. 2. Познакомиться с правилом. 3. Применить знания на практике. | Ответы детей на вопрос. Приставка, суффикс, окончание. -Корень. -Звук один, буква другая. -«Орфограммы в корне слова».(на доске -Научимся правильно писать слова с орфограммой в корне слова. |
Учебное действие | -В каком столбике звук в корне слова слышится четко и ясно? Почему? Давайте отметим ударение в словах. Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция гласного. Чтобы показать, что это сильная позиция гласного, нужно подчеркивать гласный звук двумя чертами. -В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? Отметим ударение в словах. Если звук в корне слова безударный, то это слабая позиция. Чтобы показать слабую позицию гласного звука в корне слова, нужно подчеркнуть гласный звук одной чертой. -Кто сможет сказать, в какой позиции возникает орфограмма? Мини-итог нашего исследования. -Что же такое орфограмма? Орфограмма возникает только в какой позиции? А что значит слабая позиция? Как мы ее обозначаем? 1 пункт плана. Лист-самооценки. Часть пословицы на доске. Перед тем, как познакомиться с правилом, нам нужно исследовать картинку в учебнике на стр.98. Здесь слабая позиция изображает тигренка. Он встречает трудности. Но за ним сильный тигр, который ему поможет. Если звук слышится слабо, мы призовем на помощь слово, в котором этот звук будет в сильной позиции. Пример со словами: коты – кот. Сильный тигр помогает слабому. Так и сильный звук помог слабому звуку. Обратите внимание на таблицу в учебнике на стр.99. …Какое правило мы только что узнали, исследуя тигров? Физминутка - Ребята, пропишите в тетради слова, которые я продиктую в 3 столбик: гриб, дуб, сказка. Разбор таблицы с согласными буквами. Мини-итог исследования. 2 пункт плана. Лист-самооценки. Часть пословицы. | -В первом, т.к. звук под ударением. -Во втором, т.к. он безударный. -Орфограмма возникает только в слабой позиции. Букву для обозначения звука в слабой позиции (орфограмму) выбирают по сильной позиции звука в корне слова. На слайде слова-затруднения. |
Действие контроля | -Ребята, что мы делаем с полученной информацией на уроке? Для этого поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете? Задание на карточках. Взаимопроверка по эталону. Оценка по критериям. | Тренируемся. Применяем свои знания на практике. |
Действие самоконтроля | -Чтобы получить последнюю часть пословицы, нужно поработать каждому из вас самостоятельно в тетрадях. *Волна – волны, звонок, кружка, труд. Самоконтроль. Листы-самооценки. 3 пункт плана. Подвести к пословице. «Грамотному везде дорога». | Индивидуальная работа обучающихся. |
Действие оценки | - Что надо сделать в конце урока? Воспользуемся Кубиком Блума. Этот кубик помогает развивать критическое мышление человека. | Подводят итог урока с помощью Кубика Блума. |
Действие самооценки | Листы-самооценки. Аплодисменты. Поблагодарить за сотрудничество. | Проводят самооценку. |