Занятие по русскому языку «Понятие об орфограмме»

0
0
Материал опубликован 13 December 2021

Тема: «Понятие об орфограмме»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию понятия «орфограмма» через выявление слабой и сильной позиций звуков в слове.

Задачи: обучающие:

1. Сформировать первоначальное представление о понятии «орфограмма».

2. Учить различать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков в слове.

Развивающие:

1. Способствовать обогащению словарного запаса в области языковедения.

2. Развивать фонематический слух, правильную речь.

Воспитательная:

1. Способствовать формированию чувства ответственности за результаты учебного труда.

2. Способствовать воспитанию чувства коллективизма посредством парной и группой работы.

Предметные результаты: умение выделять слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах.

Личностные результаты: умение общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге; оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в паре.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обнаруживать слабую и сильную позицию (местоположение) звуков в словах; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Оборудование: учебник «Русский язык» О.Б. Калинина «Планета знаний», карточки с заданиями, презентация Power Point.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна и урок русского языка у вас проведу я. Сегодня мы с вами побудем исследователями, откроем новые знания и узнаем много интересного. За каждое открытие вы будете получать определенную вещь. Для начала запишите дату и классную работу.

Приветствуют учителя.

Постановка учебной задачи

- Для того чтобы начать работу в нашей языковой лаборатории, проведем небольшой блиц-турнир знаний. На ваших партах лежит карточка №1. Она одна на двоих. А это значит, что вы будете работать в парах. А какие правила работы в парах вы знаете?

Задание: определите, какая часть слова выделена в словах. Дайте определение части слова. Обозначьте графически эту часть.

У приставки, корня, суффикса есть общий секрет. Они всегда пишутся одинаково. (На примере слов показ на слайде).

-Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Пропишите данный элемент. Какое слово здесь спряталось? Сегодня мы займемся изучением корня в слове. Подробно его изучим.

Продолжим нашу разминку. Запишите в столбик слова парта, марка, горка.

Во второй столбик: мосты, дворы, коты. Все согласны с написанием? Почему ответы получились разными, ведь произносила слова я всем одинаково.

- Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? Какие «опасные» места нами были исследованы? А что значит «опасное» место? Такие места, по-другому можно назвать орфограммами.

-Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока?

-Мы начинаем большую серию уроков «Правописание слов».

-Какую цель поставим на уроке? Чему нам нужно научиться?

-Нам нужен план исследования:

1. Узнать, что такое орфограмма в корне слова.

2. Познакомиться с правилом.

3. Применить знания на практике.


Ответы детей на вопрос.





Приставка, суффикс, окончание.









-Корень.




-Звук один, буква другая.





-«Орфограммы в корне слова».(на доске


-Научимся правильно писать слова с орфограммой в корне слова.

Учебное действие

-В каком столбике звук в корне слова слышится четко и ясно? Почему? Давайте отметим ударение в словах.

Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция гласного. Чтобы показать, что это сильная позиция гласного, нужно подчеркивать гласный звук двумя чертами.

-В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? Отметим ударение в словах.

Если звук в корне слова безударный, то это слабая позиция. Чтобы показать слабую позицию гласного звука в корне слова, нужно подчеркнуть гласный звук одной чертой.

-Кто сможет сказать, в какой позиции возникает орфограмма?

Мини-итог нашего исследования.

-Что же такое орфограмма? Орфограмма возникает только в какой позиции? А что значит слабая позиция? Как мы ее обозначаем?

1 пункт плана. Лист-самооценки. Часть пословицы на доске.

Перед тем, как познакомиться с правилом, нам нужно исследовать картинку в учебнике на стр.98. Здесь слабая позиция изображает тигренка. Он встречает трудности. Но за ним сильный тигр, который ему поможет. Если звук слышится слабо, мы призовем на помощь слово, в котором этот звук будет в сильной позиции. Пример со словами: коты – кот. Сильный тигр помогает слабому. Так и сильный звук помог слабому звуку.

Обратите внимание на таблицу в учебнике на стр.99. …Какое правило мы только что узнали, исследуя тигров?

Физминутка

- Ребята, пропишите в тетради слова, которые я продиктую в 3 столбик: гриб, дуб, сказка.

Разбор таблицы с согласными буквами.

Мини-итог исследования. 2 пункт плана. Лист-самооценки. Часть пословицы.

-В первом, т.к. звук под ударением.







-Во втором, т.к. он безударный.





-Орфограмма возникает только в слабой позиции.












Букву для обозначения звука в слабой позиции (орфограмму) выбирают по сильной позиции звука в корне слова.

На слайде слова-затруднения.

Действие контроля

-Ребята, что мы делаем с полученной информацией на уроке? Для этого поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете? Задание на карточках. Взаимопроверка по эталону. Оценка по критериям.

Тренируемся.

Применяем свои знания на практике.

Действие самоконтроля

-Чтобы получить последнюю часть пословицы, нужно поработать каждому из вас самостоятельно в тетрадях.

*Волна – волны, звонок, кружка, труд.

Самоконтроль. Листы-самооценки. 3 пункт плана. Подвести к пословице. «Грамотному везде дорога».

Индивидуальная работа обучающихся.

Действие оценки

- Что надо сделать в конце урока? Воспользуемся Кубиком Блума. Этот кубик помогает развивать критическое мышление человека.

Подводят итог урока с помощью Кубика Блума.

Действие самооценки

Листы-самооценки. Аплодисменты.

Поблагодарить за сотрудничество.

Проводят самооценку.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.