Технологическая карта урока русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении»
МБОУ СОШ № 13, г. Новокузнецк
Технологическая карта урока
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий, а также системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению – требования Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Представленная технологическая карта урока русского языка, на мой взгляд, соответствует данным требованиям ФГОС ООО.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
В структуре данной технологической карты урока предусмотрены возможности:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Класс 8
Название предмета: русский язык
Тема урока: Понятие об обособлении
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цель урока 1) на основе имеющихся знаний о знаках препинания в простом предложении сформировать понятие об обособлении как синтаксическом явлении.
2) создать условия для формирования проектных компетенций: целеполагание, осмысление текста (работа с разного рода информацией: теорией учебного комплекса, лингвистической сказкой), а также создание продукта деятельности (таблицы)
3) воспитывать патриотизм и любовь к родному краю
Планируемый результат обучения
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Учебно-методический комплекс под ред. В. В. Бабайцевой
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание учебного материала |
Формирование УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
Мотивация, актуализация знаний |
3 мин. 5 мин. 3 мин. 3 мин. 15 мин. |
Постановка проблемы, определение темы и цели урока. Повторение известных пунктограмм Изучение нового материала Сведение воедино полученных знаний, умений |
«Собери» слово: приставку возьмите у слова обставить, корень – у слова особый, суффикс – у землетрясение, окончание – у море. «Лишнее» предложение. 1. Заполонив собой полгоризонта кипящей сталью вылился восход. (З. Соснина) 2. Мокрый голубь вспорхнул из-под ног на асфальте оставил следы. (С. Донбай) 3. Пусть сердце жизнью утомлённое забьётся… (Т. Тудегешева) Работа с теоретическим материалом по теме урока. Индивидуально – с лингвистической сказкой «Из жизни обособленных членов предложения».
|
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные УУД: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока Познавательные УУД: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение формировать умение осознавать и формулировать проблему Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания |
- Добрый день, ребята! Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Чтобы определить тематическое поле сегодняшнего урока, предлагаю «собрать» слово. -Знаком ли вам этот термин? Попробуйте сформулировать тему урока. Какой цели, по-вашему, мы должны достичь в ходе нашего урока? -Расставьте знаки препинания в предложениях. Какое из них «лишнее»? -Термин обособление связан с выполненным вами заданием. Попробуйте дать ему определение. - Выясните, так ли это, обратившись к теоретическому материалу параграфа 190. А пара учеников выполнят индивидуальное задание: переведут лингвистическую сказку «Из жизни обособленных членов предложения» (см. Приложения) на научный язык. -Используя материал параграфа 190 («Теории»), рассказ одноклассников (по лингвистической сказке), материалы выполненного задания «Третье предложение – «лишнее» и упр. 312 на с. 136 («Практики») заполните таблицу «Обособленные члены предложения». |
Записывают дату, вид работы. Собирают слово об-особл-ени-е. -Нет. - Понятие об обособлении. -Выяснить, что такое обособление и научиться распознавать это синтаксическое явление. 1. Заполонив собой полгоризонта, кипящей сталью вылился восход. 2. Мокрый голубь вспорхнул из-под ног, на асфальте оставил следы. 3. Пусть сердце, жизнью утомлённое, забьётся… «Лишнее» второе предложение, потому что в нём запятая разделяет однородные сказуемые, в двух других запятые выделяют деепричастный и причастный обороты. - Обособление – это выделение причастных и деепричастных оборотов. Ученики читают параграф 190 и, познакомившись с определением обособления, делают вывод о правоте их предположения. Пара учеников рассказывают об обособленных членах, переведя лингвистическую сказку на язык науки, обращая внимание на обособленные члены, в состав которых входят предлоги и союзы (этого материала нет в параграфе!). Учащиеся заполняют таблицу. |
||||
Диагностика результатов урока |
2 мин. 5 мин. 3 мин. |
Применение полученных знаний в изменившейся учебной ситуации |
Формулировка вывода по выполненному заданию Цифровой диктант (см. Приложение) Самопроверка, анализ допущенных ошибок Рефлексия |
Личностные УУД: формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные УУД: развитие умения контролировать и оценивать свою деятельность на уроке Познавательные УУД: развивать умение проводить сравнение и обобщение |
-Итак, что такое обособление? Приведите примеры обособления. -Проверьте себя, выполнив цифровой диктант (распечатки текста о Кемеровской области). -Достигнута ли цель урока? Если нет, то почему, на ваш взгляд? |
Используя составленную таблицу, учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Выполняют задание. Самопроверка по ключу, предоставленному учителем. Ответы учеников. |
||||
Домашнее задание |
2 мин. |
Параграф 190, упр. , с. или из повести И.С.Тургенева «Ася» (изучаемой в данный момент на уроках литературы) подобрать 5 предложений, иллюстрирующих разные случаи обособления. |
||||||||
Подведение итогов урока |
3 мин. |
Оценивание деятельности обучающихся: самооценка, оценка одноклассников, учителя. |
Регулятивные, личностные УУД |
Приложения
«Собери» слово
Приставку возьмите у слова обставить,
корень – у слова особый,
суффикс – у землетрясение,
окончание – у море.
«Третье предложение – «лишнее» (распечатки для обучающихся)
Расставьте знаки препинания. Какое предложение «лишнее»? Свой ответ аргументируйте.
1. Заполонив собой полгоризонта кипящей сталью вылился восход. (З. Соснина)
2. Мокрый голубь вспорхнул из-под ног на асфальте оставил следы. (С. Донбай)
3. Пусть сердце жизнью утомлённое забьётся… (Т. Тудегешева)
Лингвистическая сказка «Из жизни обособленных членов предложения»
Подготовьте выразительное чтение выделенного отрывка лингвистической сказки. С товарищем попытайтесь перевести сказку на язык науки. Выделите в сказке фрагмент, в котором речь идёт об обособленных синтаксических конструкциях.
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы Предложения – Обособленные. Они не похожи ни на главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает из отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений, Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружают себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связываются между собой с помощью Союзов. А уж как им интонация служит! Попробуй произнеси их без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешь. В Пунктуационном своде им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
Таблица «Обособленные члены» (создают ученики!)
Вид обособления |
Примеры |
Деепричастный оборот |
Заполонив собой полгоризонта, кипящей сталью вылился восход. |
Причастный оборот |
Пусть сердце, жизнью утомлённое, забьётся… |
Определение, выраженное прилагательным с относящимися к нему словами |
Облака, подобные дыму, быстро неслись со стороны моря. |
Уточняющие члены предложения |
У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки. |
Конструкции с предлогами |
В новом городе нет названий улиц, кроме двух главных, одни кварталы. |
одиночными прилагательными, связанные союзами |
А лес, молчаливый и тёмный, тянулся на много вёрст вокруг. |
Цифровой диктант (распечатки для учеников)
Внимательно прочтите текст. Выберите предложения, в которых есть обособленные члены предложения, и запишите их номера в строку ответов.
1. Кемеровская область входит в состав Российской Федерации, в современных границах образована 26 января 1943 г. 2. Кузбасс, занимая географически срединное положение между Москвой и Владивостоком, расположен на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. 3. Протяженность области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток - 300 км. 4. Большая часть, занятая Кузнецкой котловиной, содержит огромные угольные запасы.
5. Часто Кузбасс называют Кузнецкой землёй. 6. Истоки названия уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы. 7. Коренных жителей, благодаря умению получать железо из руды, сибирские летописцы называли "кузнецами".
8. Кемеровская область представляет собой богатейший комплекс минеральных ресурсов, позволяющих эффективно развиваться горнодобывающей отрасли.
9. Разнообразие рельефа и климата создает пестроту почвенного, растительного покрова. 10. В Кузнецкой котловине преобладают черноземы, обладающие высоким плодородием.
______________________________ (строка ответов)
Ключ: 2, 4, 6, 7, 8,10.
Литература
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / М.И.Логвинова, Г.Л.Копотева. - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf
Петерсон, Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода [Текст] / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г. Кудряшова. – Москва, 2006 г. – 203 с.
Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь: II полугодие [Текст] / Т.Ю. Угроватова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - http://standart.edu.ru/
Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru//