«Популяризация семейных ценностей через привлечение людей старшего возраста к занятиям танцами»
САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОЯБРЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»
«Популяризация семейных ценностей через привлечение людей старшего возраста к занятиям танцами»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для родителей детей, а также для взрослых учеников, посещающих творческие занятия. Можно включить в родительское собрание. Актуально в год семьи.
подготовила:
Захарова Анастасия Евгеньевна
педагог дополнительного образования
2024г.
«Каждому нужен дом, чтобы жить, но поддерживающая семья
— это то, что строит этот дом».
Энтони Личчоне, поэт.
Настоящие реалии нашего мира таковы, что полноценная, крепкая семья, где все поддерживают друг друга и помогают, воспринимается как нечто необычное и редкое. А ведь еще относительно недавно, каких-то пол века назад, это было обыденной нормой и не вызывало никаких эмоций. Создать семью являлось самым простым и понятным делом, осуждались те, кто, по каким-то причинам, не сделал этого вовремя. Молодежь готовили к тому, что в определенный момент они должны стать людьми семейными, эта традиция поддерживалась обществом со всех сторон, являясь основным смыслом существования.
Большинство обрядов, принятых у наших предков, подчинялись обычному укладу: рождению, взрослению, женитьбе и завершению жизни. Молодые девушки от рождения готовились ко взрослой жизни: шили приданое, учились домашнему хозяйству, присматривали за младшими сёстрами и братьями, перенимали уклад жизни старших. Также было и с юношами, с молодых лет они привлекались к домашнему хозяйству, смотрели на старших, учились вести хозяйство и нести ответственность за всю семью. И нормой являлось, при достижении ими брачного возраста, заключение брака.
Можно искать виновных в том, что все меньше семей соответствуют о наших понятиях благополучности, многие распадаются, не успев окрепнуть, другие просто не создаются, еще на этапе планирования. Но можно пойти другим путем – задать вопрос, что можем сделать мы сами, чтобы показать пример подрастающему поколению, как мы можем их замотивировать или вдохновить, когда со всех сторон им внушают, что лучше быть одному или лучше иметь отношения без брака? К сожалению, подобное уже наша реальность и мы можем только своим примером возродить интерес, подать пример, привлечь детей к пониманию семейных ценностей.
С такими мыслями был создан семейный хореографический ансамбль, на занятия в который приглашались исключительно семейные пары, состоящие в официальном браке. Это, в первую очередь, было обусловлено тем, что программой было предусмотрено изучение парных танцев, и наличие партнера являлось обязательным. Вторым составляющим было то, что хореография разучивалась поэтапно, смена партнеров не рекомендована, это тормозило бы учебный процесс и не дало бы быстрых ожидаемых результатов. Также, с психологической точки зрения, партнеры более открыто и доверительно общаются с тем, кого давно знают и кому доверяют, незнакомцу, люди старшего возраста не могут быстро открыться и чувствовать себя, во время исполнения танцевальной композиции, комфортно.
За первый месяц занятий, была выстроена работа с учениками таким образом, чтобы максимально вовлечь их в процесс танцевания, начиная с самых простых и понятных форм танца – бальной хореографии, вальсирования, умения чувствовать своего партнера, мужчины учились вести, а дамы подчиняться своему партнеру. По мере усложнения программы, в репертуара вводились историко-бытовые танцы, где довольно четко обозначаются гендерные роли исполнителей, каждый несет в себе определённый характер и настроение.
Кроме танцев, уроки включают в себя описания создания постановки, манеры исполнения, моды, бального и светского этикета, разбор музыкального сопровождения, обязательно устраивались дискуссии, на которые приглашались детские группы и их семьи.
Уже в первый год работы семейного творческого объединения, они проявили себя на фестивалях и конкурсах, завоевав себе любовь зрителей и обретя верных поклонников и последователей. Благодаря таким выступлениям, семейный ансамбль был приглашен к сотрудничеству при организации регионального мероприятия, организуемого в рамках съезда Православной молодежи округа. Подросткам было приятно и удивительно изучать историко-бытовой танец под руководством старшего поколения, своим примером показывающего, что танцу возраст не помеха. Со стороны наблюдать на отношения семейных пар, перенимая манеру обращения, изучая, кроме всего прочего, уважение к партнеру, проявление любви к близкому. В конце съезда была организована встреча-беседа, где старшие участники, при помощи театрализованных постановок, показывали младшим нюансы манеры поведения на балах прошлого, отвечали на вопросы и просто делились впечатлениями.
Подобные творческие встречи благоприятно влияют на всех его участников, младшим дают пищу для размышления, показывают, что мир может быть таким, каким мы его делаем. Старшим же важна самореализация, понимание цели, что они делают что-то полезное, необходимое, что своим, маленьким примером, они могут внести изменения в дальнейшую жизнь следующего поколения.
Начиная с маленького творческого объединения по интересам, семейный кружок постепенно увеличился от двух семейных пар до шести, став полноценным хореографическим ансамблем. Программа расширилась на изучение русского сценического танца и фольклорного танца.
Фольклорный танец прекрасно подходит для того, чтобы использовать его при проведении творческих вечеров и посиделок, в таких мероприятиях с большим удовольствием принимают участие и дети исполнителей, и их родители, и все остальные участники. Стоит отметить, что вечорки, организованные однажды в честь празднования Рождества внутри коллектива, стали довольно востребованы и среди жителей города и воспитанников других творческих организаций. Объединяя в подготовке множество творческих людей они превратились в своеобразный обмен опытом между участниками, одни учат песням и правильному исполнению, вторые разбирают игры, в которые играли когда-то в деревнях на подобных встречах, третьи обучают танцам, четвертые показывают и рассказывают о традиционной одежде принятой в народе. Для многих стало открытием богатое разнообразие национального костюма и головного убора наших предков, отличающегося в каждой области и губернии. Такие вечера также помогают ориентировать молодежь в правильном направлении.
Конечно, фольклорный танец прекрасен своей душевностью, но показать себя помогает танец народно-сценический, он и яркий, и помогает показать сложность проделанной работы. Поэтому для фестивалей и конкурсов, ансамбль выбрал его, как свое основное направление.
Естественно, работая с людьми старшего возраста, не имеющими до этого, профессионального опыта в сфере хореографии, есть ряд своих нюансов. Во-первых, не все трюковые элементы можно использовать, во-вторых часто отсутствует запас времени на длительное изучение сложной части – люди семейные, работающие, они хотят всего и сразу, не согласны учить «на потом».
Но, при правильной мотивации, все становится возможным. Изучение через танец и его характер – так становится понятно, откуда у того, или иного движения «ноги растут» и почему надо делать именно так. Подача хореографического произведения через характер и харизму исполнителя – используя отличительные черты исполнителя легче добиться нужного результата. Сотворчество – выслушав пожелания ученика, преподаватель может принять их к сведению и ввести в номер по своему усмотрению, свежий взгляд или просто «мечта» важна при создании постановки.
Каждый педагог или постановщик сам может варьировать степень загруженности и результативность группы. В данном случае, ансамбль является любительским, содержит себя полностью самостоятельно: ребята разрабатывают и шьют костюмы, придумывают темы встреч и постановок, привлекают творческих людей к помощи, организуют свой совместный досуг и мероприятия, приобщают свои семьи к жизни ансамбля, вместе путешествуют и посещают выставки, делятся своими впечатлениями со всеми окружающими.
Чаще видя подобные проекты все больше молодых людей будут знать, что создание семьи – это серьезный шаг, требующий и сил и отдачи, что любовь – это работа над собой, но и то, что человек получает взамен – велико и ценно. Что отношения детей и родителей может быть таким, каким мы его создаем сами, что время проведенное вместе может быть наполнено прекрасными моментами, интересными встречами, общением с другими людьми. Что семья – это не точка на себе и своих интересах, это, наоборот, начало и развитие, это люди, которые поддержат и поймут.