«Семейные ценности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Радуга»
Лев - Толстовского муниципального района
Конспект образовательной деятельности
По духовно- нравственному воспитанию дошкольников
«Семейные ценности»
(старшая группа)
Возраст детей: от 5-до 6 лет
Автор: воспитатель высшей
квалификационной категории
Ястребова Ирина Александровна
п. Лев Толстой
2023 г.
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Задачи:
Развивающие:
-развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление;
-развивать представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье;
-развивать у детей желание делать добрые дела для семьи, родного дома.
Обучающие:
-учить детей мыслить самостоятельно;
-обучать умению работать в коллективе;
-учить детей, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному дому, семье;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
-воспитывать у детей умение проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение на экране ребус «солнышко», «лучики» слова-комплименты, «тучи» помеха счастью семьи, сердце – макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
-рассматривание семейных альбомов;
-чтение художественной литературы;
-разучивание пословиц о семье;
- загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад»;
-составление рассказов о своей семье;
-рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».
Ход занятия
Воспитатель:
– Здравствуйте ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я хочу вас пригласить вас в круг радости.
-Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
Воспитатель:
-Ребята обратите внимание на экран. Что вы видите?
- Это ребус (цифра 7 и буква Я). Как вы думаете, какое слово здесь спряталось? (семья)
Воспитатель:
-Значит, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Правильно, о семье.
Семья- это самое дорогое, что есть у человека. Как вы думаете всем ли необходима семья? Чем она важна?
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, на полу лежат обручи. Представьте, что это ваш семейный круг. Пусть каждый из вас подойдет к тому обручу, который вам нравится.
Воспитатель:
- Встаньте на середину круга. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в кругу семьи. Представьте рядом своих близких. Представили? А теперь откройте глаза.
Воспитатель:
- Ребята, к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это буду я.
Я буду вам задавать вопросы о семье. Ответы должны быть полными предложениями, чтобы окружающие поняли, о чём вы хотите сказать.
Корреспондент задаёт детям вопросы:
- Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
- Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)
- Кто самые старшие в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Кто о тебе заботится?
- Хотелось бы узнать у тебя, Матвей, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь для них?
- Ксюша, ты любишь своих близких, а почему? (Они добрые, ласковые, заботливые).
- Вам нравится ваша семья?
- Какой должна быть семья?
Воспитатель:
- А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Солнечные лучики»
(Названные комплименты располагаются в виде лучиков, где нарисован ребус).
Дети:
Дружная
большая
крепкая
заботливая
вежливая
жизнерадостная
гостеприимная
доброжелательная
здоровая
счастливая
Воспитатель:
-Это счастливая семья.
-Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
Дети:
Обиды
ссоры
непослушание
материальные трудности
невнимание
болезни.
(Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко.)
Воспитатель:
-Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы? (Да\нет)
Воспитатель:
-Ребята, что появилось на экране?
Воспитатель:
-Это большое сердце – макет сердца семьи.
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сейчас попытаемся выяснить.
Воспитатель:
-Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.
-А что такое радость в семье?
Ребёнок. Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Воспитатель:
-Вот что такое радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся. Да? Воспитатель:
- А хотите своим семьям подарить кусочек радости?
Дидактическая игра «Подари семье радость».
Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
-Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!
(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).
Например:
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».
«Я - птица счастья, подарю семье счастье».
Воспитатель:
- Молодцы, ваши семьи получили много радости.
(Модель «Радость» устанавливается на сердце).
Воспитатель:
- Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.
Воспитатель:
-Чья доброта в семье нам помогает?
Воспитатель:
- Ребята скажите, чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть какие?
Ребёнок. В доме слёзы, в доме драма.
Заболела гриппом мама.
Я в аптеку побегу,
Маме бедной помогу.
Я куплю таблеток кучу,
Двадцать носовых платков,
Десять штук больших шприцов,
Просто так, на всякий случай.
Если маме станет хуже,
Ей укол от гриппа нужен.
Я теперь за всё в ответе –
Грипп лечить умеют дети.
Воспитатель:
- А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)
Воспитатель:
-Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким?
Воспитатель:
-Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
Воспитатель:
-Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
(Модели «Доброта» и «Заботливость» устанавливаются на сердце).
Воспитатель:
-Забота в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Нежность идёт.
Воспитатель:
Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах.
Воспитатель:
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково»
1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;
2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь – доченька, дочурка;
5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;
6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;
7. Брат – братик, братишка;
8. Сестра – сестренка, сестричка.
(Модель «Нежность» устанавливается на сердце).
Воспитатель:
- Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать!
А Уважение в семье – это тоже очень важно!
Воспитатель:
-Ребята, есть такая пословица:
«И старость не страшна, коль молодые уважают».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель:
-Как надо уважать?
(Модель «Уважение» устанавливается на сердце).
Воспитатель:
-Вот посмотрите ребята, сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями.
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
(Модель «Любовь» устанавливается на сердце).
Воспитатель:
- Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.
Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.
Воспитатель. - Ребята, давайте ещё раз скажем, какими семейными ценностями наполнили сердце?
Воспитатель:
- Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!