Урок-лабораторная работа по биологии «Популяции. Генетический состав популяций» (9 класс)
Цели: сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции; показать роль наследственной изменчивости как одного из факторов эволюции, причины изменяемости видов.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Тестирование.
1) Наличие сходных черт строения организмов определяет
критерий :
а) генетический;
б) морфологический;
в) физиологический;
г) экологический.
2)Общность предков доказывает критерий:
а)исторический;
б)морфологическнй;
в)генетический г) географический.
3) Кариотип организмов изучает критерий:
а)генетический:
б) физиологический;
в) морфологический; г)исторический.
4) Влияние биотических факторов среды на организмы рассматривает критерий:
а) географический; б)экологический;
в) физиологический;
г) исторический.
5) Распространение видов в природе рассматривает критерий:
а)экологический;
б) географический; в) исторический;
г)физиологический.
6) Различение видов по набору ферментов осуществляется в соответствии:
а) с морфологическим критерием;
б) физиологическим критерием;
в) биохимическим критерием;
г) генетическим критерием.
7) способность организмов давать плодовитое потомство
служит основой:
а) для морфологического критерия; б)физиологического критерия;
в) генетического критерия;
г) экологического критерия.
8) Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:
а) экологический;
б) физиологический;
в) биохимический;
г) генетический.
9) Совокупность факторов внешней среды - основа:
а) генетического критерия;
б) географического критерия;
в) экологического критерия;
г) исторического критерия.
2. Письменный ответ по карточке.
Задание.
В приведенных фразах заполните пробелы:
1) Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид, - это ... критерий вида
2) Основной причиной для выделения группы особей в популяцию является ...
3) Особи двух популяций одного вида ...
4) Реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе, называется ...
5) Сходство реакций организма на внешние воздействия, ритмов развития и размножения изучает ... критерий
II. Изучение нового материала.
1 Популяции.
Живые организмы в природе, как правило, не живут поодиночке а образуют более или менее постоянные группы. Причин для образования таких групп много, но главные из них заключаются в том, что организмы, принадлежащие к одному виду, скапливаются в местах, наиболее благоприятных для их существования и размножения.
Совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство, размножающихся путем свободного скрещивания и в той или иной степени изолированных друг от друга, называют популяцией.
Существование видов в форме популяций - следствие неоднородности внешних условий. Популяции сохраняют устойчивость во времени и пространстве, хотя их численность может изменяться год от года вследствие возникающих различий в условиях размножения и развития организмов. Внутри популяций имеются еще более мелкие труппы, в которые могут объединяться особи со сходным поведением или на основе родственных связей. Однако они не способны устойчиво поддерживать сами себя.
Составляющие популяцию организмы связаны друг с другом различными взаимоотношениями. Они конкурируют друг с другом за те или иные виды ресурсов. Внутренние взаимоотношения в популяциях сложны и противоречивы. В пределах каждой популяции организмов, размножающихся половым путем, идет постоянный обмен генетическим материалом.
Скрещивание особей из разных популяций происходит реже, поэтому генетический обмен между разными популяциями ограничен. В результате каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов с присущим только данной популяции соотношением частот встречаемости разных аллелей. Существование видов в форме популяций повышает их устойчивость к местным изменениям условий жизни.
2. Популяционная генетика.
Во времена Дарвина генетики не существовало. Она как наука начала развиваться в ХХ в. стало известно, что носителями наследственной изменчивости являются гены. Представления генетики внесли глубинные объяснения в теории естественного отбора Ч.Дарвина. Синтез генетики и классического дарвинизма привел к рождению популяционной генетики, которая позволила с новых позиций объяснить процессы изменения генетического состава популяций, возникновения новых свойств организмов и их закрепление под воздействием естественного отбора.
Популяция представляет собой совокупность организмов одного вида, каждый из которых обладает определенным генотипом. Совокупность генотипов всех особей популяции называют генофондом популяции. Богатство генофонда зависит от аллельного разнообразия. Это означает, что в популяции, где аллельное разнообразие по конкретному гену отсутствует, все особи имеют идентичный генотип по данному гену АА. Гены, у которых в популяции обнаруживаются два и более аллельных варианта, называются полиморфными. При двух аллелях существует три генотипа (АА, Аа, аа), при трех аллелях - шесть генотипов, и далее их количество быстро возрастает.
Богатство генофонда вида определяется не только аллельным разнообразием, то есть полиморфностью л оку сов, но и разнообразием комбинаций аллелей. Резкое уменьшение численности вида ведет к сокращению аллельного разнообразия и количества комбинаций. Поэтому важно сохранять генофонды диких видов, не допускать резкого обеднения. От уровня генетического разнообразия в значительной степени зависит интенсивность процессов, протекающих в популяциях.
Мутационный процесс - источник наследственной изменчивости. В популяции, состоящей из нескольких миллионов особей, в каждом поколении может возникать несколько мутаций каждого имеющегося в этой популяции гена. Благодаря комбинативной изменчивости мутации распространяются в популяции.
Постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание приводят к тому, что в пределах популяции накапливается большое количество внешне не проявляющихся, качественных изменений (подавляющее большинство возникающих мутаций рецессивно). Эти факты были установлены русским ученым С. С. Четвериковым.
Генетические исследования природных популяций растений и животных показали, что при относительной фенотипической однородности они насыщены разнообразными рецессивными мутациями. Хромосомы, в которых возникали мутации, в результате удвоения при делении клетки постепенно распространяются среди популяций. Мутации не проявляются фенотипически до тех пор, пока остаются гетерозиготными.
По достижении достаточно высокой концентрации мутаций становится вероятным скрещивание особей, несущих аллельные рецессивные гены.
В этих случаях мутации проявляются фенотипически и подпадут под прямой контроль естественного отбора именно в этом и кроется способность популяции адаптироваться то есть приспосабливаться к новым факторам - изменениям климата, появлению нового хищника или конкурента и даже к загрязнению среды человеком.
III. Закрепление.
Лабораторная работа
Тема: ВЫЯВЛЕНИЕ изменчивости У ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА
Цели: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.)
Ход работы
1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.). Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида? 3. Раскройте значения этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследствен ной изменчивое, какие - не наследственной изменчивостью? Объясните, как могли но возникнуть различия между особями одного вида.
Домашнее задание: § 54, 55.