Лабораторная работа по экологии «Изучение динамики численности популяций»
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы (растения, животные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление физиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные антропогенные загрязнения: физические, химические и биологические.
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться
Популяция — группа организмов одного вида, существующая относительно обособленно от других групп организмов того же вида. Важнейшими характеристиками популяции считаются ее численность и плотность.
Численность популяции определяется как общее количество особей на данной территории или в данном объеме. Численность зависит от ряда факторов: рождаемости (или плодовитости), смертности, миграции (перемещения особей), соотношения по полу и возрасту, характера распределения в пространстве, от условий существования в биогеоценозе, в том числе от действия абиотических факторов, количества пищевых ресурсов и др.
Увеличение численности особей в популяции имеет предел: по мере изменения условий среды численность достигает определенной величины и поддерживается затем длительное время относительно постоянной.
Наиболее удобным объектом изучения закономерностей наследования и численности популяций является дрозофила, которая очень неприхотлива, имеет короткий жизненный цикл (при температуре +25 °С он составляет 10 суток) и очень плодовита.
Изучение численности популяций дочернего поколения дрозофил в среде с ограниченным количеством ресурсов
Цель работы: изучение изменения численности дочерних популяций плодовых мух в зависимости от исходной численности родительских популяций.
Материалы и оборудование: пробирки с дрозофилами; серный эфир для наркотизации мух; кисточки; пинцеты разные; аналитические весы; вата; листы белой бумаги; кожура бананов; специально приготовленная питательная среда.
Ход работы. Подготовьте необходимое число особей дрозофил (около 100). Культуру дрозофил можно получить из генетических лабораторий или размножить самим, если имеются бананы, виноград или иные фрукты из южных районов, на поверхности которых часто бывают отложены яйца дрозофил.
Визуально определите половые различия особей. Самцы отличаются меньшими размерами и округлым темноокрашенным концом брюшка. Самки крупнее, конец их брюшка заострен.
Подготовьте эксперимент. Для этого в пробирки с одинаковым объемом пищевых ресурсов поместите разное количество родительских пар (1; 5; 10; 20 пар мух).
Поставьте подготовленные пробирки в теплое место (температура около 25 °С) на две недели.
Проведите подсчет численности мух
Для подсчета мух их наркотизируют (усыпляют) серным эфиром, перетряхивая в пустую пробирку, и закрывают ее ваткой, смоченной эфиром. Капли эфира не должны попасть в среду или пустую пробирку. Через 3—5 мин дрозофилы засыпают, и их можно считать и разбирать кисточкой или пинцетом на листе белой бумаги.
Для приготовления 1 л питательной среды необходимо: агар-агара 10 г; дрожжей пекарских 100 г (10 г сухих); сахарного песка 30 г, манной крупы 30 г, воды 1 л.
Смесь агар-агара и дрожжей кипятите 40 мин, затем добавьте сахар и манную крупу и кипятите еще 20 мин. Питательную среду тщательно перемешайте и разлейте в пробирки по 5 мл в каждую (метки лучше нанести заранее), храните в холодильнике (не допуская замораживания).
Перед постановкой опыта поверхность питательной среды в пробирках смажьте густой массой живых дрожжей, которыми питаются взрослые особи. Личинки дрозофил питаются подготовленной питательной средой с богатым содержанием белков.
Взвесьте на аналитических весах по 10 мух — по 5 самцов и 5 самок (т) из пробирок с разной плотностью и рассчитайте среднюю массу одной особи
На основании полученных данных постройте кривые зависимости: а) численности дочерней популяции; б) средней массы особи; в) среднего числа потомков на 1 самку от исходного числа родительских пар. Сделайте выводы.
1.Чем объясняются различия в числе мух дочернего поколения в разных вариантах опыта?
2.Какую плотность популяции следует считать оптимальной для дальнейшего размножения?
3.Существует ли связь между плотностью родительской популяции и жизнеспособностью следующего поколения?
4.Какая общебиологическая закономерность проявилась в данном эксперименте?
Чудо Муха Дрозофила Под Микроскопом: Яйца и Личинки Дрозофил
Великие мухи науки.
Дрозофила
2.Дрозофилы.
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html