Урок и практическая работа по экологии «Выявление полиморфизма особей в популяции растений» (9 класс)
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Полиморфизм — существование в пределах одного и того же вида растений или животных особей, резко отличающихся друг от друга. Различают половой, возрастной, сезонный полиморфизм, а также различные жизненные формы организмов. Существуют несколько подходов к выделению жизненных форм организмов. И.Г.Серебряков определил жизненную форму растений как своеобразный общий облик определенной группы растений, сложившийся в процессе их индивидуального развития в данных условиях среды.
Среди травянистых растений различают растения с разными формами куста (лежачий, развалистый, рыхлый прямостоячий, плотный прямостоячий). Разные жизненные формы, обитающие в разных биотопах и имеющие комплекс признаков приспособительного характера к определенному набору экологических условий в разных местах обитания, называют экобиоформами.
Рождаемость популяции — число особей популяции, родившихся за определенный промежуток времени
Смертность популяции — число особей, погибших за определенный промежуток времени.
Прирост популяции — разница между рождаемостью и смертностью
Динамика популяций — процессы изменения ее основны Смертность популяции — число особей, погибших за определенный промежуток времени.
х показателей во времени. Существуют стабильные, растущие и сокращающиеся популяции. Рост популяции в основном идет по гиперболической, экспоненциальной и логистической кривой.
Выявление различий жизненных форм (экобиоформ) растений в пределах одной популяции и их связей с условиями мест обитания
Цель работы: изучение полиморфизма особей растительных популяций.
Материалы: гербарные или живые экземпляры кустов злаков (овсяницы луговой, тимофеевки луговой) и др.
Ход работы. Сравните строение кустов у различных форм растений, собранных в разных биотопах одного ареала, и определите их экобиоформу. Определите характеристики листа — длину и ширину. Подсчитайте количество листьев на кусте.
Различия жизненных форм вида в пределах одного ареала
(Название растения) ………………………………………………….
Форма куста |
N |
п |
а |
Ь |
с |
а |
г |
т |
Лежачая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Развалистая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прямостоячая рыхлая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец заполнения |
100 |
30 |
12 |
2 |
0,1 |
7 |
1 |
240к+660к |
Примечание: N — количество листьев на кусте; п — количество метелок на кусте; а — средняя длина листа, см; Ь — средняя ширина листа, см; с — средняя толщина листа, см; ё — средняя длина метелки, см; г — средний радиус метелки, см; т — биомасса куста, г (рассчитывается по формуле 1).
Биомасса каждого куста рассчитывается по формуле:
т = к-а-N-с п + к-г2 ё п,
где к — коэффициент, соответствующий плотности тканей растения. Его конкретное значение определяется экспериментальным путем по живым растениям.
Длина листьев определяется от влагалища листа до его вершины; ширина — как размер в средней части листа; толщина — как среднее между толщиной края и главной жилкой листа. Радиус метелки — половина размера ее ширины. Для расчетов рекомендуется использовать калькулятор.
На основании полученных результатов сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1.Какие, по вашему мнению, факторы определяют различия в форме кустов изученного вида?
2.Имеются ли существенные отличия в биомассе изучаемых форм растений? С чем это, по вашему мнению, связано?
3.Какое значение имеет существование разных экобиоформ внутри одного вида и внутри одной популяции?
Овсяница овечья отлично растет в контейнерах/цветы в контейнерах
Овсяница зеленая.
Овсянница голубая
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций