Урок и практическая работа по экологии «Выявление полиморфизма особей в популяции растений» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 6 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Полиморфизм — существование в пределах одного и того же вида растений или животных особей, резко отличающихся друг от друга. Различают половой, возрастной, сезонный полиморфизм, а также различные жизненные формы организмов. Существуют несколько подходов к выделению жизненных форм организмов. И.Г.Серебряков определил жизненную форму растений как свое­образный общий облик определенной группы растений, сложив­шийся в процессе их индивидуального развития в данных усло­виях среды.

Среди травянистых растений различают растения с разными формами куста (лежачий, развалистый, рыхлый прямостоячий, плотный прямостоячий). Разные жизненные формы, обитающие в разных биотопах и имеющие комплекс признаков приспособи­тельного характера к определенному набору экологических усло­вий в разных местах обитания, называют экобиоформами.

Рождаемость популяции — число особей популяции, родив­шихся за определенный промежуток времени

Смертность популяции — число особей, погибших за опреде­ленный промежуток времени.

Прирост популяции — разница между рождаемостью и смерт­ностью

Динамика популяций — процессы изменения ее основны Смертность популяции — число особей, погибших за опреде­ленный промежуток времени.

х по­казателей во времени. Существуют стабильные, растущие и со­кращающиеся популяции. Рост популяции в основном идет по гиперболической, экспоненциальной и логистической кривой.

Выявление различий жизненных форм (экобиоформ) растений в пределах одной популяции и их связей с условиями мест обитания

Цель работы: изучение полиморфизма особей растительных популяций.

Материалы: гербарные или живые экземпляры кустов злаков (овсяницы луговой, тимофеевки луговой) и др.

Ход работы. Сравните строение кустов у различных форм растений, собранных в разных биотопах одного ареала, и опреде­лите их экобиоформу. Определите характеристики листа — длину и ширину. Подсчитайте количество листьев на кусте.

Различия жизненных форм вида в пределах одного ареала

(Название растения) ………………………………………………….

Форма куста

N

п

а

Ь

с

а

г

т

Лежачая

 

 

 

 

 

 

 

 

Развалистая

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямостоячая

рыхлая

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец

заполнения

100

30

12

2

0,1

7

1

240к+660к

Примечание: N — количество листьев на кусте; п — количество ме­телок на кусте; а — средняя длина листа, см; Ь — средняя ширина лис­та, см; с — средняя толщина листа, см; ё — средняя длина метелки, см; г — средний радиус метелки, см; т — биомасса куста, г (рассчитывает­ся по формуле 1).

Биомасса каждого куста рассчитывается по формуле:

т = к-а-N-с п + к-г2 ё п,

где к — коэффициент, соответствующий плотности тканей расте­ния. Его конкретное значение определяется экспериментальным путем по живым растениям.

Длина листьев определяется от влагалища листа до его верши­ны; ширина — как размер в средней части листа; толщина — как среднее между толщиной края и главной жилкой листа. Радиус метелки — половина размера ее ширины. Для расчетов рекомен­дуется использовать калькулятор.

На основании полученных результатов сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1.Какие, по вашему мнению, факторы определяют различия в форме кустов изученного вида?

2.Имеются ли существенные отличия в биомассе изучаемых форм растений? С чем это, по вашему мнению, связано?

3.Какое значение имеет существование разных экобиоформ внутри одного вида и внутри одной популяции?

Овсяница овечья отлично растет в контейнерах/цветы в контейнерах

 

 

 

 

Овсяница зеленая.

 

 

 

 

 

Овсянница голубая


 

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации