Лабораторная работа по экологии «Рост, структура, взаимодействие популяций в биоценозах и экологические сукцессии»
Полная версия 46 лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы (растения, животные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление физиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные антропогенные загрязнения: физические, химические и биологические.
Популяция — совокупность особей одного вида, населяющих определенную территорию, скрещивающихся между собой с получением жизнеспособного потомства и изолированных от других популяций этого вида. Состояние популяций на данный момент времени характеризуется статическими показателями: численность, плотность популяции, рождаемость, смертность.
Цель работы: изучить особенности роста, структуру взаимодействия популяций в биоценозах.
Основные закономерности роста популяций
Рассмотрим основные, наиболее часто используемые для описания роста популяций закономерности, каковыми являются гиперболическая, экспоненциальная, 1-образная и логистическая (8-образная).
Любая популяция теоретически способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды. В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала, свойственного виду.
Общие изменения численности популяции складываются за счет четырех явлений: рождаемости, смертности, вселения и выселения особей (иммиграция и эмиграция).
Рождаемость - число новых особей, появляющихся в популяции за единицу времени в расчете на определенное число ее членов.
Различают абсолютную и удельную рождаемость. Первая характеризуется общим числом родившихся особей. Удельную рождаемость вычисляют как среднее изменение численности особей за определенный период времени, деленное на их первоначальное число.
Кривые роста популяции: А — экспоненциальная; 5 — экспоненциальная с прекращением роста; В — логистическая; Г — логистическая с изъятием особей без превышения квоты; Д — с превышением квоты. N — численность популяции (Nmах — максимальная); (Uиз- реальная скорость изъятия, Umax — критическая для популяции скорость изъятия продукции; t — время
Задания
1.По данным о численности мирового народонаселения, приведенным в таблице 1, определите характеристики гиперболической кривой, описывающей этот рост.
Численность мирового народонаселения
(по Д.Штемпель)
Год |
До н.э. |
1000 |
1200 |
1400 |
1500 |
1600 |
1700 |
1800 |
1850 |
1900 |
Млн. чел. |
200 |
300 |
350 |
380 |
450 |
480 |
550 |
880 |
1200 |
1600 |
Год |
1910 |
1920 |
1930 |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
1980 |
||
Млн. чел. |
1700 |
1840 |
2000 |
2260 |
2500 |
3000 |
3630 |
4380 |
2.Определите массу зерна, которую необходимо положить на последнюю клетку шахматной доски, если, начиная с одного зернышка на первой клетке, на каждую следующую кладется в два раза большее число зерен. Вес одного зерна примите равным 0,1 г.
3.Экспоненциально растущая популяция эксплуатируется в стационарном режиме, необходимо увеличить снимаемый с нее урожай в к раз за время Т. Определите, при каких Т возможно увеличение урожая в 2 раза.
4.Популяция эксплуатируется в режиме на уничтожение. Определите время, за которое численность популяции сократится до 10% от первоначальной (табл. 2).
Варианты |
п |
г |
к |
1 |
1000 |
1,0 |
1,3 |
2 |
860 |
0,8 |
1,0 |
3 |
10000 |
1,2 |
5,6 |
4 |
360 |
0,3 |
1,2 |
5 |
870 |
0,6 |
1,5 |
6 |
10840 |
1,3 |
2,6 |
7 |
640 |
0,3 |
0,3 |
8 |
8760 |
0,7 |
1,6 |
9 |
105 |
0,08 |
0.1 |
10 |
3850 |
0,7 |
1,4 |
5.Площадь лесов планеты составляет приблизительно 3,85 млрд. га. С учетом процессов искусственного и естественного возобновления скорость сведения лесов составляет 20 га/мин. Определите время, за которое площадь лесов сократится до 10% от первоначальной, предполагая, что их сведение происходит по экспоненте.
6.По данным таблицы хода роста древостоев основных лесообразующих пород, начиная с возраста количественной спелости, определите их популяционные параметры, приняв в качестве закона роста ^-образную кривую (табл. 3).
7. По данным таблицы хода роста основных лесообразующих пород определите их популяционные параметры, приняв в качестве закона роста модифицированный логистический. Используйте данные о ходе роста по запасу, высоте и диаметру. Сравните полученные популяционные характеристики для древостоев различных бонитетов
Ход роста основных лесообразующих пород, м3/ га
Возраст, лет |
Сосна |
Ель |
Береза |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
20 |
83 |
60 |
46 |
36 |
24 |
73 |
52 |
38 |
26 |
13 |
86 |
72 |
56 |
45 |
29 |
||
30 |
134 |
98 |
78 |
61 |
42 |
127 |
93 |
72 |
53 |
32 |
130 |
108 |
86 |
68 |
44 |
||
40 |
190 |
141 |
111 |
90 |
62 |
185 |
138 |
110 |
82 |
55 |
174 |
146 |
116 |
92 |
60 |
||
50 |
247 |
187 |
150 |
120 |
83 |
246 |
187 |
148 |
115 |
79 |
222 |
186 |
150 |
117 |
76 |
||
60 |
502 |
234 |
188 |
149 |
101 |
307 |
237 |
188 |
144 |
100 |
269 |
227 |
181 |
140 |
86 |
||
70 |
352 |
277 |
224 |
174 |
117 |
362 |
283 |
226 |
167 |
117 |
312 |
265 |
210 |
159 |
89 |
||
80 |
396 |
318 |
257 |
194 |
129 |
411 |
326 |
260 |
189 |
132 |
349 |
297 |
232 |
171 |
91 |
||
90 |
435 |
354 |
287 |
211 |
139 |
457 |
367 |
289 |
207 |
144 |
370 |
317 |
244 |
176 |
— |
||
100 |
471 |
385 |
311 |
222 |
146 |
501 |
405 |
314 |
222 |
152 |
380 |
331 |
248 |
— |
— |
||
110 |
502 |
411 |
330 |
233 |
— |
542 |
441 |
335 |
233 |
155 |
|||||||
120 |
528 |
431 |
347 |
238 |
— |
577 |
472 |
354 |
239 |
156 |
|||||||
130 |
543 |
445 |
360 |
240 |
— |
605 |
495 |
367 |
242 |
||||||||
140 |
552 |
455 |
367 |
— |
— |
614 |
514 |
376 |
Контрольные вопросы
1.Дайте определение популяции.
2.Какие существуют кривые роста популяций?
3.Каковы основные закономерности роста популяций?
4.Каковы популяционные параметры основных лесообразующих пород различных бонитетов?
5.Дайте определение понятию «эко системный рост».
Рост популяций
Популяция - элементарная единица эволюции
Популяция как форма существования видов в природе
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html