12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72117
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Полная версия 46 лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы


 

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные ан­тропогенные загрязнения: физические, химические и биологиче­ские.

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться

Полиморфизм — существование в пределах одного и того же вида растений или животных особей, резко отличающихся друг от друга. Различают половой, возрастной, сезонный полиморфизм, а также различные жизненные формы организмов. Существуют несколько подходов к выделению жизненных форм организмов. И.Г.Серебряков определил жизненную форму растений как свое­образный общий облик определенной группы растений, сложив­шийся в процессе их индивидуального развития в данных усло­виях среды.

Среди травянистых растений различают растения с разными формами куста (лежачий, развалистый, рыхлый прямостоячий, плотный прямостоячий). Разные жизненные формы, обитающие в разных биотопах и имеющие комплекс признаков приспособи­тельного характера к определенному набору экологических усло­вий в разных местах обитания, называют экобиоформами.

Рождаемость популяции — число особей популяции, родив­шихся за определенный промежуток времени

Смертность популяции — число особей, погибших за опреде­ленный промежуток времени.

Прирост популяции — разница между рождаемостью и смерт­ностью

Динамика популяций — процессы изменения ее основны Смертность популяции — число особей, погибших за опреде­ленный промежуток времени.

х по­казателей во времени. Существуют стабильные, растущие и со­кращающиеся популяции. Рост популяции в основном идет по гиперболической, экспоненциальной и логистической кривой.

Выявление различий жизненных форм (экобиоформ) растений в пределах одной популяции и их связей с условиями мест обитания

Цель работы: изучение полиморфизма особей растительных популяций.

Материалы: гербарные или живые экземпляры кустов злаков (овсяницы луговой, тимофеевки луговой) и др.

Ход работы. Сравните строение кустов у различных форм растений, собранных в разных биотопах одного ареала, и опреде­лите их экобиоформу. Определите характеристики листа — длину и ширину. Подсчитайте количество листьев на кусте.

овсяница луговая

тимофеевка луговая

Заполните таблицу

Различия жизненных форм вида в пределах одного ареала

 

(Название растения) ………………………………………………….


 

Форма куста

N

п

а

Ь

с

а

г

т

Лежачая

               

Развалистая

               

Прямостоячая

рыхлая

               

Образец

заполнения

100

30

12

2

0,1

7

1

240к+660к

Примечание: N — количество листьев на кусте; п — количество ме­телок на кусте; а — средняя длина листа, см; Ь — средняя ширина лис­та, см; с — средняя толщина листа, см; ё — средняя длина метелки, см; г — средний радиус метелки, см; т — биомасса куста, г (рассчитывает­ся по формуле 1).

Биомасса каждого куста рассчитывается по формуле:

т = к-а-N-с п + к-г2 ё п,

где к — коэффициент, соответствующий плотности тканей расте­ния. Его конкретное значение определяется экспериментальным путем по живым растениям.

Длина листьев определяется от влагалища листа до его верши­ны; ширина — как размер в средней части листа; толщина — как среднее между толщиной края и главной жилкой листа. Радиус метелки — половина размера ее ширины. Для расчетов рекомен­дуется использовать калькулятор.

На основании полученных результатов сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1.Какие, по вашему мнению, факторы определяют различия в форме кустов изученного вида?

2.Имеются ли существенные отличия в биомассе изучаемых форм растений? С чем это, по вашему мнению, связано?

3.Какое значение имеет существование разных экобиоформ внутри одного вида и внутри одной популяции?

Овсяница овечья отлично растет в контейнерах/цветы в контейнерах

 

 

 

Овсяница зеленая.

 

 

 

Овсянница голубая

 

 

 

Овсяница Готье - видео-обзор

 

 

Ресурсы:

 ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.