Лабораторная работа по экологии «Конкурентное взаимодействие популяций в биоценозе» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы (растения, животные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление физиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные антропогенные загрязнения: физические, химические и биологические.
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или различных видов (межвидовая конкуренция), соревнующихся за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних.
Цель работы: изучить конкурентные отношения в фитоценозах.
Рассмотрим одно из основных взаимодействий популяций в фитоценозах — конкуренцию. Анализ будет проведен на основе классических в теоретической экологии моделей Вольтерра. Методы анализа конкурентных взаимоотношений легко переносятся на другие типы взаимосвязей популяций в биоценозах.
В дальнейшем будут использоваться следующие обозначения:
Уравнение Лотка – Вольтерра как математическая модель динамики системы «хищник-жертва»
Попробуем при помощи электронной таблицы Excel смоделировать динамику численности двух популяций, выбрав такие значения констант:
|
|
|
|
1.Постройте систему уравнений динамики популяций, взаимодействующих по типу хищник-жертва, и произведите ее анализ методом фазового портрета.
2.По данным о параметрах взаимодействующих популяций, приведенных в таблице 16, постройте и проанализируйте фазовые портреты полученных систем дифференциальных уравнений.
1.Что такое конкуренция?
2.Какие типы конкуренции вам известны?
3.Что обозначает понятие «внутривидовая конкуренция»?
Взаимоотношения организмов
Формы борьбы за существование
Межвидовые отношения.
Борьба растений за место под солнцем
Конкуренция
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html