12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колосков Максим Сергеевич38
Россия, Московская обл.
0

Урок «Порядковые числительные»



Колосков Максим Сергеевич

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы «Порядковые числительные»

Тема

Порядковые числительные

Цели

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных; развить умение формулировать определение понятий; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, критического мышления; произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностного отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той и иной части речи;

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

выделяют и формулируют проблему

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

строят логические цепи рассуждений

выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Планируемый результат

Предметные:

Знать определение порядкового числительного;

Уметь находить порядковые числительные в представленных текстах;

Уметь определять грамматические признаки (род, число, падеж) у порядковых числительных;

Уметь правильно употреблять порядковые числительные в устной речи.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Порядковое числительное, составное порядковое числительное

Межпредметные связи

Русский язык, литература. история

Ресурсы:

- основные


 

- дополнительные

- (ФГОС)  Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014

-ПК;

-мультимедийный проектор;

-мультимедийная презентация к уроку;

- работа у доски


 


 


 


 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

- уточнить тематические рамки.

-слушают притчу

Учитель знакомит учащихся с притчей, призванной настроить детей к продуктивной деятельности


 


 


 

Организует уточнение типа урока.


 

Уточняет тематические рамки.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать урок с рассказа одной притчи.

Притча:

...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха , отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка. Сегодня на уроке  мы с вами продолжим изучение раздела «Имя числительное»

 

1) формирование

умения выявлять сущность, особенности объектов;

2) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; (Познавательные УУД)

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

-повторение и закрепление ранее полученных знаний

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися.

-отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем в рамках разминки «Построй радугу»


 


 

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Проводит разминку на тему «Построй радугу». За каждый правильный ответ к доске учитель прикрепляет фрагмент радуги.


 


 


 


 

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Друзья мои, давайте вспомним всё то, что к сегодняшнему дню мы успели узнать о числительном. Наша разминка будет называться «Построй радугу», потому что за каждый правильный ответ я буду к доске прикреплять фрагмент радуги.

1. Дайте определение числительному как части речи? ( Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. )

2. На какие вопросы отвечает числительное ?(Сколько? Какой?)

3. Какие разряды числительных по строению вам известны?(простые, составные)

4.Какие разряды количественных числительных вы знаете?(целые, дробные,собират.)

5. На какие две группы по значению делятся все числительные? (колич., порядк.)

Вот именно о второй группе числительных - о порядковых- и пойдёт речь сегодня на уроке. Сегодня на уроке мы будем говорить об особенностях склонения и о правильном употреблении порядковых числительных в речи

Слайд 3

Смотрите, у нас получилась радуга! Желаю вам, чтобы эта радуга освещала сегодня вам путь к знаниям на уроке! Удачи! Откройте тетради, запишите число и тему урока: Порядковые числительные.Слайд 2

Знать и уметь сформулировать необходимые определения по теме «Имя числительное»


 

Уметь формулировать понятия, необходимые по теме урока (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


 

Способность к самоорганизации для достижения поставленной цели (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

(15 мин)

Цели:

-создать проблемную ситуацию, -спрогнозировать предстоящую деятельность

Внимательно слушают преподавателя

Читают текст

Формулируют и проверяют верность гипотезы;

Проводят лингвистическое исследование

Записывают выводы в тетрадь

 

Сегодня на уроке каждый из вас сможет почувствовать себя учёными, исследователями. Как? Всё просто: мы как настоящие первооткрыватели будем выдвигать предположение (или по-научному гипотезу) и доказывать её на практике. Кроме того, незримыми нитями наш урок сегодня будет связан Великой победой, которую одержал русский народ –победой в Великой Отечественной войне – не вспомнить об этой дате в преддверии 23 февраля было бы преступлением.

Гипотеза 1. Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос который.

Слайд 4.

Задание (устно) Найдите в тексте словосочетания с порядковыми числительными и поставьте к ним вопросы.

Каждый третий житель блокадного Ленинграда отдал свою жизнь за освобождение Родины от немецких захватчиков.

В этом году мы отметили семьдесят третий юбилей Великой Победы. Город был освобожден двадцать седьмого  января тысяча девятьсот сорок четвёртого года.

Упражнение 1.

Выпишите одно словосочетание с порядковым числительным в тетрадь: третий житель, семьдесят третий юбилей, двадцать седьмого  января тысяча девятьсот сорок четвёртого года.


 


 

Итак, запишем в тетради: гипотеза верная.

Слайд 5

Гипотеза 2.

Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

Упр. 2.

Запишем предложение в тетрадь:

Первый год войны был самым тяжелым для русского народа.

-Найдите в предложении порядковое числительное и прилагательное. Выпишите их. Определите, что объединяет эти части речи?

Упр.3

Просклонять по падежам слова первый и тяжёлый

Склонение прилагательного

И. п. тяжелый год

Р. П. тяжелого года

В.п. тяжелый год

Д. п. тяжелому году

Т.п. тяжелым годом

П.п. о тяжелом годе

Просклонять числительное

И. п. первый год

Р. п. первого года

В.п. первый год

Д. п. первому году

Т.п. первым годом

П.п. о первом годе

Вывод: Порядковое числительное изменяется по падежам так же, как и прилагательное.

Гипотеза 3. Порядковые числительные изменяются по родам и числам?

Упр.4

Задание

Определите род и число у порядковых числительных в следующих словосочетаниях:

Первая битва (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение (ед.ч.,с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)

Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.

Гипотеза подтвердилась.

Гипотеза 4. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.


 

Упр.5

Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году.

Просклонять числительное тысяча девятьсот сорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 1 ученик у доски. Выделить окончания.

Тысяча девятьсот сорок первый

Тысяча девятьсот сорок первого

Тысяча девятьсот сорок первому

Тысяча девятьсот сорок первый

Тысяча девятьсот сорок первым

О тысяча девятьсот сорок первом

Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать?

Вывод: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.

Орфоэпическая пятиминутка. Слайд 10

Как правильно?

Перед первым сентября

или

Перед первым сентябрём?

Ответ находится в учебнике на стр.50


 

Физкультминутка. Слайд 7

Знать определение порядкового числительного

Уметь находить порядковые числительные в тексте

Уметь определять грамматические признаки порядкового числительного

Уметь правильно писать порядковые числительные

1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; (Коммуникативные УУД).

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

(Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).


 

IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель:

- организовать работу над совершенствованием навыков по изучаемой теме

Коллективная работа по тексту.

Участвуют в блиц-опросе.

Ответы записывают в тетрадь (1 ученик работает у доски)


 

Организует работу над текстом.

Проводит блиц-опрос


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Итак, исследователями мы с вами побыли, а теперь давайте побудем спортсменами. Предлагаю разделиться на 3 команды (по количеству рядов в классе), выбрать капитана и выполнить устно следующее задание.

Слайд 6

Упражнение 6 (устно)

Работа над текстом.

- Прочтите текст

-Какой теме он посвящён?

-Найдите все порядковые числительные

Могила Неизвестного Солдата 3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких Войск под Москвой, прах неизвестного Солдата был перенесён из братской Могилы на 41-м километре Ленинград- ского шоссе и захоронен в Александров- ском саду у стен Кремля. 8 мая 1967 года открыт мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного Солдата». Зажжён Вечный огонь. 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

Упражнение 7.

Блиц-опрос

Задание: Ответьте на вопросы, составьте предложения, запишите их в тетрадь и подчеркните порядковые числительные

-В каком году родился Александр Сергеевич Пушкин?

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году.

-В каком году произошло восстание декабристов на Сенатской плошади?

Ответ: В тысяча восемьсот двадцать пятом году произошло восстание декабристов.

-В каком году Киевская Русь принимает православное христианство?(988 г.)

Киевская Русь принимает православное христианство в девятьсот восемьдесят восьмом году


 


 


 

Физкультминутка

Уметь находить в тексте порядковые числительные, приводя при этом аргументы, доказывающие правильность ответа.

Уметь правильно употреблять в устной речи порядковые числительные


 


 


 

Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

-осознание личной ответственности за результат (Личностные УУД)

V. Контролирующее задание (5мин)

Цель:

- проверить умение работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, работы над ошибками.

Индивидуальная работа

Выполняют самопроверку

Организует проверку умения работать полученной новой с информацией.

Организует самопроверку.

Организует работу над ошибками.

Слайд 8

Самостоятельная работа

Выпишите порядковые числительные. Определите род, число и падеж порядковых числительных в следующих предложениях:

 Санкт-Петербург был основан  Петром  Первым (м.р., ед., Т.п.)  шестнадцатого мая (м.р., ед., Р.п.) тысяча семьсот третьего года (м.р., ед., Р.п.). Город  расположен на сорока двух островах. На Сенатской площади у Невы находится первый (м.р., ед.ч., И.п)  памятник Петру Первому (м.р., ед.ч.,Д.п.). Его создал французский скульптор Этьен Морис Фальконе по поручению императрицы Екатерины Второй (ж.р., ед., Р.п.)

Слайд 9


 


 


 

.

Уметь самостоятельно определять грамматические признаки у порядковых числительных.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование содержания.


 

Организует рефлексию.


 


 


 


 


 

Организует самооценку учебной деятельности.

Слайд 11

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Презентация к открытому урокуPPTX / 1.97 Мб

Презентация к открытому уроку
PPTX / 1.97 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.