Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное».
Цели:
Познавательные:
- систематизировать и обобщить знания об имени числительном;
- формировать навыки правильного произношения и написания числительных;
- формировать умения правильно употреблять числительные в речи.
Развивающие:
- развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;
- развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;
- воспитывать интерес к истории и любовь к родному поселку.
Форма урока – заочная экскурсия по родному городу
Оборудование: тексты; маршрутные листы (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point
Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; прививать любовь к своей малой родине; развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технология:
Формы работы: индивидуальная, коллективная, в парах.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию, разгадав кроссворд, вы узнаете куда мы отправимся! Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Итак, начнем урок. Приступим к разгадыванию кроссворда!
(Слайд)
Числительные какого разряда склоняются как прилагательные? (порядковое)
Отрезок времени, составляющий 365 дней. (год)
На какой вопрос отвечают количественные числительные? (сколько)
Назовите собирательное числительное, сочетающееся с существительными женского рода. (обе)
К какому разряду относятся числительные полтора, полтораста? (количественные)
Какое числительное изменяется по родам, числам, падежам? (один)
На какой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой)
|
1 |
|||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
В чем особенность нашего кроссворда? (В нем присутствует информация об имени числительном и ключевое слово поселок)
Все верно ребята вы подметили! Попробуйте сформулировать тему урока!
(Повторение и обобщение изученного об имени числительном.)
Запишите число и тему урока в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.
(Слайд)
Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о числительном и вспомним историю нашего поселка. Для того чтобы получить билет, надо вспомнить и рассказать, что же такое числительное! Какие вы молодцы! Все получилось! У нас есть билет и мы можем отправиться на экскурсию!
Ребята, в ходе экскурсии мы будем заполнять маршрутный лист. Вы внимательно слушайте меня и ещё раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Первый пункт нашего путешествия «Музей», там мы узнаем историю нашего поселка.
Слово первому экскурсоводу.
(Слайд ) Чтение текста . Текст № 1. Изменить
Володарское сельское поселение основано в 1451 году, расположено в юго-восточной части Ленинского района. Площадь поселения составляет 1640 гектаров, более 70% территории занимают смешанные широколиственные леса. В посёлке постоянно проживает более 4000 человек. В поселке свой уклад жизни, свои традиции, которые стараются сохранить и передать будущему поколению.
Какие числительные встретились нам в тексте?
Для того чтобы отправиться дальше, надо выполнить задание. В маршрутных листах даны слова, какое задание можно выполнить, используя эти слова?
– Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)
Ребята, а вы сможете отличить числительные от слов других частей речи с числовым значением? Проверим? Работа в парах
сущ |
глаг |
прил |
числ |
Шестерка Двойник Шестиклассник |
Удваивать утроить |
Двухэтажный Семиглавый Трехлетний трехместный |
Шестой Пятеро Одна пятая Оба Четверо Миллион Сто пятьдесят Одиннадцатый |
Проверка
– Какие бывают числительные по значению и составу? Чем отличаются количественные числительные от порядковых? – На какие группы делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные.)
Продолжим оформление наших путевых листов. Следующее задание
Буквенный диктант
Пятнадцать человек-ц, три пятых метра-д, восемь градусов-ц, четверо друзей-с, шесть седьмых урожая-д, две целых пять десятых всех денег-д, сорок мешков-ц, двое саней-с, три четвертых яблока-д, обе подруги-с
Взаимопроверка (обмен маршрутными листами)
(слайд)
Игра- Известно ли вам, что числительные могут прятаться внутри слов? Итак, предлагаю вам расшифровать слова!
100л, 100н, 7я, госп1, по2л, о5, 100рож, и100к, пи100лет, 40а, 3ада, Р1а, мор2, 100лица, 3умф, и100рия, ви3на, ма3архат, 3буна, 100рона, 100лб, 3тон, с3ж, 3котаж, ко100чка, рас100яние, ла100чка, про100р, по100вой, 1очество, кре100носец, 100матолог, элек3к, смор1а, 3логия, 100имость, 100лбняк, ли100к, 100йка, хре100матия, 100ловая, 3о, ме100, 100лкновение.
Да, очень сложно представить нашу сегодняшнюю жизнь без числительных.
ФИЗМИНУТКА.
Раз – подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть!
Мы продолжаем нашу экскурсию. Слово второму экскурсоводу.
(Слайд)
Текст № 2
В центре поселка, на возвышенном месте, находится памятник павшим солдатам. В 1965 году состоялась закладка памятника. 9 мая 1966 года состоялось торжественное открытие памятника. В 1981 году были проведены субботники, средства с которых пошли на изготовление мраморных плит с фамилиями погибших односельчан. Установлено 4 плиты, на которых высечено 265 фамилий. В Великой Отечественной войне участвовало 620 жителей поселка (75 человек веровали в народном ополчении), 286 из которых погибли.
Какова особенность склонения числительных от 50 до 80 и от 200 до 900?
(При склонении изменяются обе части) У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово, а у составных количественных числительных склоняются все слова.
Задание: просклоняйте числительное 265 фамилий - (самостоятельная работа с последующей проверкой)
Задание. Сформулируйте правило написания Ь знака в середине и на конце числительных.
Остановка у школы. Слово третьему экскурсоводу.
Теплей человеку в дорогах тяжелых. В суровом краю оттого, что где-то на свете есть милая школа, есть добрая школа его… Недалеко от площади, на небольшой возвышенности, располагается школа. В сегодняшнем здании она функционирует с 1 апреля 1981 года. Первый выпуск школы был в 1941 году. Директором школы в то время была Рябушкина Александра Дмитриевна. В этом году школе исполняется 35 лет.
Задание: вставить пропущенные числительные Наш класс.
Наш класс появился на свет___сентября_____года. Тогда нас называли_____, а сейчас мы____. В нашем классе____человека:_____мальчиков,___девочек. За каждой партой сидит__ученика. Каждый день мы получаем по ___ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Поэтому учимся на ___и ___.
VIII. Итоги урока. Оценивание. Вот и закончилась экскурсия по поселку. Что вспомнили и чем занимались на уроке? Путевые листы вы сдадите, выполнив в них домашнее задание, и окончательный результат вашей работы узнаете на следующем уроке.
Синквейн
Имя числительное
Количественное, порядковое
Помогает, считает, определяет
Изменяется по падежам.
Часть речи.
IX. Домашнее задание. Историю составляют судьбы людей, когда-либо живших и живущих в нём, а вы – будущее нашего поселка. Дома составьте небольшой рассказ о себе, своей семье, используя числительные.
Маршрутный лист
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________________
Тема _____________________________________________________________________
Задание 1.
Одиннадцатый, шестерка, двуглавый, сто пятьдесят, одна пятая, шестиклассник, удваивать, девятиэтажный, миллион, пятилетний, утроить, четверо, трехместный, оба, двойник, пятеро, пятилетний, шестой.
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
Буквенный диктант
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
10 -
Задание 3.
Просклоняйте числительное
И. п._______________________________________________________________________
Р. п._______________________________________________________________________
Д. п._______________________________________________________________________
В. п._______________________________________________________________________
Т. п._______________________________________________________________________
П. п. ______________________________________________________________________
Задание 4.
Наш класс появился на свет__________сентября_______________________года. Тогда нас называли__________________, а сейчас мы_____________________. В нашем классе________________человека:__________________мальчиков,_________________девочек. За каждой партой сидит____________ученика. Каждый день мы получаем по __________ оценок. Мы очень стараемся, потому что хотим быть лучшим классом. Поэтому учимся на ___________и ____________.
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя чис
PPTX / 575.79 Кб
Устинова Валентина Ивановна
Виктория Владимировна
Филонова Надежда Владимировна