Проект урока письма по теме «Количественные и порядковые числительные»
Проект урока письма по теме
«Количественные и порядковые числительные.»
Цель:
формировать умение выделять имя числительное среди других частей речи и определять значение числительных
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания обучающихся о числительном как части речи;
создать условия для знакомства обучающихся с количественными и порядковыми числительными;
формировать умение различать и употреблять их в речи.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать
умение осуществлять постановку новых учебных задач через постановку задач на урок;
зрительную и слуховую память обучающихся, внимание, мыслительные процессы путем выполнения заданий на анализ и синтез;
умение строить устное высказывание по образцу;
умение систематизировать информационные материалы в виде схемы,
умение высказывать собственное мнение;
расширять словарный запас обучающихся через словарную работу,
Воспитательные:
воспитывать
воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительном;
воспитывать любовь к малой родине через работу с краеведческим материалом
Тип урока:
урок изучения нового материала
Средства обучения:
учебник, презентация учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. М.: Просвещение, 2008.
компьютер, презентация «Количественные и порядковые числительные»,
карточки.
Методы :
репродуктивный,
частично – поисковый,
наглядный
Формы работы:
сочетание фронтальной и индивидуальной работы
№ п/п |
Этап урока |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
1. |
Организа-ционный момент. а) приветствие б) целеполага-ние и мотивация |
Подготовить обучающихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
а) Психологический настрой на работу на уроке. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать урок с притчи. А вы знаете, что такое притча? Учитель помещает на доске определение понятия «притча». б) Словарная работа. Прозорливый- в) Учитель рассказывает притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: И у вас , ребята, всё в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас всё получится. Всё в нашей жизни зависит от нас. б) Тема, цели и задачи урока. Учитель предлагает прослушать стихотворение и выполнить задание. Прослушав стихотворение, скажите, о какой части речи мы сегодня поведём наш разговор? Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду. П.Чесноков А сейчас откройте тетради и запишите число. Учитель предлагает провести игру. Уточнить тему нашего урока нам поможет игра «Сложи и вычти». КОЛИЧЕСТВО –О+ ЕНОТ-ОТ+ НЫРОК-РОК +ЕМ-М= ПОД-Д+ РЯД + КОМ-М+ВЫ+ ЕЛЬ –ЛЬ= 3. Итак, записываем тему нашего урока. Как вы считаете, какие задачи стоят сегодня перед каждым из вас? Повторить… ; познакомиться с …и …числительными ; научиться различать …и … числительные. |
Взаимное приветствие обучающихся и учителя. Рапорт дежурного. Обучающиеся дают определение притчи. Обучающиеся работают с толковым словарём и находят значение слова. Обучающиеся слушают притчу. Обучающиеся называют часть речи. Это имя числительное. Обучающиеся записывают дату в тетради. Обучающиеся выполняют задание и называют получившиеся слова. Обучающиеся формулируют и записывают тему урока в тетрадь. Количественные и порядковые числительные. Обучающиеся формулируют задачи, которые они ставят пред собой на урок: повторить, что такое числительное; познакомиться с порядковыми и количественными числительными; научиться их различать. |
Этап должен пройти быстро, организованно. Класс настроится на работу. Обучающиеся активно включатся в работу. Коррекция и развитие слухового восприятия , внимания, умения слушать собеседника. Развитие слухового восприятия , коррекция умения слушать других. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза), развитие умения слушать одноклассников. Обучающиеся должны определить тему, цель и поставить задачи урока самостоятельно. Коррекция и развитие связной устной речи |
2. |
Актуа-лизация знаний обучаю-щихся об имени числитель-ном. |
Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся: установить уровень знаний у обучающихся и типичные недостатки; возможность актуализировать и скорректировать опорные понятия. |
Все вы каждый день сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел: дома, в школе, на улице. Везде нас всех окружают цифры и числа. Давайте на миг представим, что в нашем мире нет ни одной цифры? В какой науке главными являются числа? Как записываются числа в математике ? А на уроках письма и развития речи? Каждой цифре соответствует определенное числительное. Обратите внимание на число, которое мы записали в тетради. Какой частью речи оно является? Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. На предыдущем уроке мы познакомились с именем числительным как частью речи. Чтобы связать в логическую цепочку все ваши знания об имени числительном, мы попробуем составить кластер. - У вас на столах лежат пустые таблички – кластеры, которые нам предстоит заполнить. Имя числительное
- , которая
обозначает
отвечает на вопросы
- Имя числительное-это? - Что обозначает имя числительное? - На какие вопросы отвечает имя числительное? Учитель предлагает каждому обучающемуся дать определение имени числительного. |
Обучающиеся высказывают свои предположения . ( Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже не было.) Обучающиеся включаются в беседу и отвечают на вопросы. В математике. Цифрами. Буквами. Именем числительным. Обучающиеся внимательно слушают учителя, понимают практическую значимость изучаемого материала. Обучающиеся заполняют кластер. Составление кластера не составляет труда. Обучающиеся понимают практическую значимость знаний. Уверенно заполняют алгоритм. Обучающиеся дают определение имени числительного. |
Обучающиеся должны вспомнить материал, изученный на предыдущем уроке. Коррекция и развитие умения выражать собственную мысль, умения слушать одноклассников. Коррекция и развитие связной устной речи. Формирование целостного взгляда на мир через актуализацию межпредметных связей с математикой, жизнью. Коррекция и развитие умения работать со схемами, таблицами. Коррекция и развитие волевых качеств личности. Обучающиеся овладевают умением давать определение имени числительного. Коррекция и развитие связной устной речи. |
3. |
Изучение нового материала. |
Создать условия для углубления знаний обучающихся о числительном, познакомить с количественными и порядковыми числительными. добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного усвоения новых знаний, способов, путей, средств.; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. |
а) Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Учитель предлагает обучающимся посмотреть на экран. На экране компьютера скороговорка. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Имена числительные часто употребляются в поговорках, пословицах, фразеологических оборотах, а мы поработаем сегодня со скороговоркой. Какие слова близки по звучанию? Каким словом можно заменить слово «опять»? Каково значение слова «опята»? Запишите в тетрадь скороговорку и подчеркните имена числительные. Какие это числительные: количественные или порядковые? Мнения разошлись, поэтому мы с вами вместе попробуем решить эту проблему. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами вопросы, на которые вам предстоит сейчас ответить. 1. Сколько лет жил старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина? 2. Сколько человек учится в твоём классе? 3. Сколько цветов у радуги? На какой вопрос отвечают названные вами числительные? Что они обозначают? Как мы назовём эти числительные? Какое сегодня число? Какой по счёту день недели? Какой по счёту идёт сейчас месяц весны? На какой вопрос отвечают названные вами числительные? Что они обозначают? Как мы назовём эти числительные? Проверим себя по учебнику. Стр. Читаем правило. Итак, делаем вывод, к какой группе мы относим числительное, которое встретилось нам в скороговорке? Дополним кластер. |
Обучающиеся переключают своё внимание на экран, с интересом работают со скороговоркой. Обучающиеся внимательно слушают учителя. Обучающиеся отвечают на его вопросы. опять, опята снова Обучающиеся объясняют значение слова. Опята – это название группы грибов. Название происходит от характерного местообитания этих грибов: большинство их растёт на живой и отмершей древесине, на пнях. Обучающиеся записывают скороговорку в тетрадь. Обучающиеся высказывают свои предположения. Обучающиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем. 33 года 6 7 Сколько? Количество предметов при счёте. Это количественные числительные. двадцать пятое третий первый Какой? Порядок предметов Это порядковые числительные. К количественным. Обучающиеся дополняют кластер. |
Коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение словарного запаса). Коррекция и развитие умения анализировать. Обучающиеся самостоятельно находят имя числительное. Воспитание у обучающихся культуры общения и сотрудничества. Коррекция и развитие связной устной речи в соответствии с языковыми нормами , внимания, личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы. Коррекция и развитие рефлексивных умений обучающихся. Обучающиеся научатся различать количественные и порядковые числительные. |
4. |
Закрепле-ние изученного |
Закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимые для самостоятельной работы по этому материалу. |
1. Упр. 240 , стр. 174 |
Обучающиеся выполняют письменно упражнение в тетради, воспроизводят основные идеи нового материала. |
Коррекция и развитие умения вступать в учебный диалог с учителем, готовность к учебному сотрудничеству (принятие дозированной помощи) |
5. |
Физминутка для глаз. |
Здоровьесбережение |
Учитель открывает слайд и выполняет зарядку для глаз вместе с обучающимися |
Обучающиеся выполняют зарядку для глаз. |
Физкультминутка обеспечит высокую работоспособность обучающихся во время всего урока. |
6. |
Продолжение закрепле-ния изученного материала. |
2. Работа по карточкам. а). Словарная работа: Летопись- вид русской повествовательной литературы. Герой- человек, совершивший подвиги. Герой Советского Союза- почётное звание , присваивавшееся за доблесть и героизм. Герой Социалистического Труда - почётное звание , присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры. Земляк – уроженец одной с кем-либо местности. б) Прочитайте текст. Семьдесят километров отделяют Орлов от областного центра. Здесь проживает всего семь тысяч жителей. Первые упоминания об Орлове встречаются в летописи тысяча четыреста пятьдесят девятого года. Первое поселение на территории современного Орлова появилось на рубеже двенадцатого- тринадцатого веков. Орловская земля богата смелыми и талантливыми людьми. Среди них тринадцать Героев Советского Союза, пять Героев Социалистического Труда. Двенадцать тысяч жителей Орловского района ковали победу на фронтах Великой Отечественной война. Среди них были и ветераны нашего училища. 70 лет Победы мы будем праздновать девятого Мая. Мы помним и гордимся нашими земляками! в). Выполните задание. Выпишите из текста имена числительные. Распределите их в 2 столбика: количественные и порядковые. г).Самопроверка. Выставление оценок. 1 ошибка –«5». 2-3 ошибки –«4», 4-5 ошибок –«3», больше 5 ошибок –«2». Улетают люди самолётом, Уезжают, плывут кто куда. Ищут люди всё лучшее что-то, А вот я не спешу никуда. Мне не надо Рио-де – Жанейро, Мне не надо других городов. Я люблю тебя пламенно, нежно, Город мой, тополиный Орлов! Юрий Норкин Каждый из нас также нежно и пламенно любит свой город, как любим нашу вятскую землю мы, вятичи. |
Обучающиеся работают с толковыми словарями. Обучающиеся читают предложений текст. Обучающиеся выполняют задание. Обучающиеся проверяют правильность выполнения задания по ключу. Обучающиеся смотрят слайд-шоу, подготовленное учителем о городе Орлове и слушают стихотворение. |
Обучающиеся научатся поиску и выделению информации. Коррекция и развитие умения осуществлять знаково-символические действия; смысловое чтение; анализ и синтез Обучающиеся научатся отличать количественные и порядковые числительные. Освоят логические действия сравнения, анализа, синтеза через выделение из текста числительных, различение порядковых и количественных числительных. Коррекция и развитие рефлексивных умений обучающихся. |
|
7. |
Контроль усвоения изученного |
Установить, усвоили или нет обучающиеся изученный материал, устранить обнаруженные пробелы. |
1. Блиц-опрос. Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Сергей, тебе предстоит решить следующий пример: 156+ 454= ? Какими числительными ты воспользуешься? Александр любит играть в футбол. С помощью каких числительных ты назовёшь счёт в матче? Егор, какие числительные помогут тебе назвать место в турнирной таблице? Встаньте, пожалуйста. Посмотрим вокруг и посчитаем: количество парт, количество окон, наших гостей, количество шкафов. Какие числительные нам помогли? Теперь найдите в классе то, что обозначается порядковыми числительными. 2. Работа с кластером. Возвращаем к кластеру. Какую часть речи мы называем именем числительным? 3. Выполнение упражнения. «Третий лишний». 1. Сто, пять, первый. 2. Пятый , восемь, сотый. 3. Шестнадцать, двадцать, третий. 4. Семь, сто, пятый. 5. Восьмидесятый, четвёртый, шесть. |
Обучающиеся внимательно слушают учителя и приступают к выполнению задания. Количественными. Количественных. Порядковые. Количественные. Первая парта, первый вариант, первая колонка и т.д. Обучающиеся дают определение имени числительному. Обучающиеся работают самостоятельно. |
Коррекция и развитие рефлексивных умений обучающихся, внимания, памяти.
Обучающиеся научатся использовать кластер для определения имени числительного. Освоят логические действия сравнения, анализа, синтеза через использование приёма «Третий лишний» |
Заключи-тельный этап урока. |
осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
1. Учитель предлагает обучающимся вернуться к началу урока и посмотреть, смогли ли мы реализовать поставленные задачи. 2. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. 3. Определение темы следующего урока. Приём «Инсерт» Прочитайте текст и отметьте «V» - знаю; «+» - узнал новое; «?» - не знаешь. Имя числительное – это самая молодая часть речи. Имя числительное обозначает количество предметов и порядок их при счёте. Количественные имена числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Порядковые имена числительные отвечают на вопросы КАКОЙ? или КОТОРЫЙ? Числительные о 5 до 20 и 30 пишутся с мягким знаком (ь) на конце. Учитель возвращается к притче и дарит каждому ученику бабочку. |
Обучающиеся делают вывод о достижении поставленных задач. Обучающиеся быстро и с интересом оценивают свою работу на уроке. Обучающиеся выполняя задание, определяют тему следующего урока. |
Обучающиеся научатся умению произвольно и выразительно строить речь в соответствии с речевыми нормами и целями коммуникации Освоят логические действия сравнения, анализа, синтеза через использование приёма «Инсерт» |