Технологическая карта урока по постановке звука «Р» (1 класс)
Антонова Д. 4Б
Технологическая карта по постановке звука «Р»
Цель: уметь произносить звук «р»
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука «р»
Развитие силы голоса, фонематического слуха, дыхания, мелкой моторики, артикуляционной моторики
Воспитывать желание правильно и красиво говорить
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Методы |
1. Организационный этап |
- Здравствуй, меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня занятие проведу у тебя я. Как ты думаешь, какое у тебя сегодня занятие? - Верно, сегодня к нам в гости пришел Миша и принес с собой коробочку с заданиями. |
- Сегодня у меня индивидуальное занятие |
Словесный метод: вопросы
|
2. Подготовительный этап
2.1. Мимические упражнения
2.2. Упражнения на развитие дыхания
2.3. Упражнения на развитие силы голоса
2.4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук
2.5. Артикуляционная гимнастика
|
- Сейчас мы будем с тобой выполнять мимические упражнения, будем учиться выражать разные эмоции с помощью мимики. В коробочке Миши есть эмоции. Посмотри внимательно, какую эмоцию ты видишь? - Когда ты (радуешься, грустишь, удивляешься, злишься)? Хорошо, покажи как ты (радуешься, грустишь, удивляешься, злишься). Какое упражнение мы сейчас с тобой выполняли? Чему мы учились, выполняя его?
- Сейчас мы с тобой будем с тобой учиться правильно дышать. Посмотри, что нам принёс Миша. Что растет на полянке? - Верно, когда дует ветер, трава колышется. Давай покажем, как дует ветер. Но, смотри, вдыхаем мы через нос, выдыхаем через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем. - Чему учились, выполняя это упражнение?
- Сейчас мы будем учиться говорить громко, тихо. На нашей полянке есть бабочка. Когда она будет взлетать, мы будем громче говорить звук «А», а когда опускаться – тише звук «У». Чему учились, выполняя это упражнение? - Сейчас мы выполним упражнения для наших пальчиков. Посмотри, чего не хватает на полянке? Давай их с тобой прикрепим. На полянке в некоторых местах есть пуговицы. Присоедини на них цветы. - Что мы сейчас выполняли с тобой?
- Теперь выполним артикуляционную гимнастику. Возьми зеркало и выполни упражнение: 1. «Заборчик – трубочка» 2. «Вкусное варенье» 3. «Маляр» 4. «Грибочек» 5. «Лошадка» - Какое упражнение выполняли? |
- радость, грусть, удивление, злость
Выполняет мимические упражнения
- Мы выполняли мимические упражнения и учились выражать разные эмоции с помощью мимики.
- Трава
Выполняют упражнение на развитие дыхания - Учились правильно дышать
Выполняют упражнение на развитие силы голоса.
- Учились говорить громко, тихо
- На полянке не хватает цветов Выполняют упражнение на развитие мелкой моторики рук. - Упражнения для пальчиков.
Выполняют артикуляционную гимнастику. 1. «Заборчик – трубочка» 2. «Вкусное варенье» 3. «Маляр» 4. «Грибочек» 5. «Лошадка» - артикуляционную гимнастику. |
Игровой метод Демонстрация Пояснение Указание Контроль
Демонстрация Указание Пояснение Контроль Вообр. ситуация
Демонстрация Указание Пояснение Контроль Вообр. ситуация Пояснение Указание Контроль
Пояснение Указание Контроль
|
3. Основной этап
3.1. Работа с профилем
3.2. Развитие фонематического слуха
3.3. Постановка звука |
- Посмотри на профиль звука «р». Скажи мне, как располагаются органы артикуляции? Как расположен язык?
- Возьми зеркало и покажи артикуляцию звука «р».
- Давай поиграем ещё в одну игру, которую нам подготовил Миша. Она называется «Поймай звук». Я буду произносить звуки, и как только ты услышишь звук «р», хлопни в ладоши. м, т, р, л, к, д, р, г - Среди чего мы выделяли звук «р»? - Теперь я буду произносить тебе слоги. Когда ты услышишь слог со звуком «Р», хлопни в ладоши. ма, ва, ру, ли, ра, ду, ри - Среди чего мы выделяли звук «р»? - Верно, сейчас мы будем учиться выделять звук «р» в словах. Когда услышишь слово со звуком «р», хлопни в ладоши. мак, река, русь, лук, рама - Среди чего мы выделяли звук «р»?
- Сейчас мы с тобой будем учиться произносить звук «р». - Давай с тобой постучим языком о нёбо, как дятел. Возьми зеркало и покажи, как стучит дятел. (у ребенка получается непроизвольно чередующийся звук «д»). Широко открой рот. Далее, с помощью соски или шпателя создается вибрация языка. (соска или шпатель из стороны в сторону перемещает напряженный язык). |
Работают с профилем - Кончик языка касается нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Зубы сближены, но не сомкнуты. Форма языка напоминает ложечку.
Выполняют задание - Среди звуков.
Выполняют задание - Среди слогов
Выполняют задание - Среди слов
Выполняет упражнение
|
Беседа Указание Демонстрация Пояснение Контроль Практич. метод
Указание Пояснение Контроль Практич. Метод
Указание Пояснение Контроль Практич. Метод
|
4. Рефлексия |
Какое у нас сегодня было занятие? Какие упражнения мы сегодня выполняли?
Покажите свое настроение с помощью солнышка и тучки. Сегодня на занятии мне понравилось, как ты работал. |
- индивидуальное - выполняли упражнения для мимики лица, для дыхания, на развитие силы голоса, мелкой моторики и артикуляционная гимнастика. Оценивают себя |
Словесный метод, рефлексия настроения и эмоционального состояния. |