Урок русского языка в презентацией «Повествование в научном и деловом стиле» (6 класс)
Тема: Повествование в научном и деловом стиле. (Урок , посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Презентация к уроку
PPT / 453.5 Кб
Цель урока: обобщить полученные знания о повествовании научного и делового стилей ; закрепить полученные знания о повествовании делового и научного стиля.
Задачи:
-научиться самостоятельно составлять тексты-повествования делового стиля (памятки, полезные советы, инструкции) .
-использовать необходимые глагольные формы в текстах-повествованиях.
Личностные УУД: личностное самоопределение.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль,
слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в научно-учебном стиле.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; производить отбор и систематизацию материала.
Тип урока: урок – развития речи
Межпредметные связи: история
Технология: Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.
Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный
Ход урока
1.Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.
-Ребята, здравствуйте. Меня зовут Анжелика Александровна. Я рада вас видеть. Желаю вам хорошо поработать и сохранить хорошее настроение на весь урок.
-На столах у вас есть листы с заданиями разных цветов и брать вы их будете по моей команде.
-Работать мы будем на рабочих листах белого цвета. Записываем дату и классная работа.
2. Постановка проблемы. Когда они будут дописывать, включить видео. ЗВУК ЗАЛПЫ САЛЮТА Слайд1 За 5 сек до окончания видео
- Что мы видим? САЛЮТ (Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события).
(могут сказать, что фейерверк, огненная забава, потешные огни;
- Какие возникают ассоциации со словом салют (торжество, праздник)
-Знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в мае этого года. (день победы) 75 – летие со дня окончания Великой Отечественной .
-В русском языке есть немало слов, связанных с этим событием. Мы их часто слышим. Я уверена, что вы их нередко используете.
-А все ли знают, как правильно они пишутся?
3.Словарная работа
-Возьмите из файла лист желтого цвета, на нем записаны слова, в которые вы должны вставить пропущенные буквы. Даю вам 1 минуту Включить слайд с заданием.
По окончании.
-Время.
-Обменяйтесь листами с соседями по парте.
- А теперь, давайте прочитаем правильные ответы и исправим ошибки, если они есть.
Мария прочитает словарные слова с экрана.
(В,в)еликая (О,о) течественная (Вв)ойна, п…беда,с..лдат ,г..рои, в..тераны, с..лют.
Верните работы друг другу.
- А теперь поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Вы справились с заданием.
4.Актуализация знаний по теме «Стили речи». Сопоставительная работа в парах.
-Какое последнее слово в диктанте? Салют. Возьмите зеленый лист. Читаем тексты.
ТЕКСТ №1
САЛЮТ- (от нем. salut «приветствие (залпами)» и итал. salute — «здоровье», а также приветствие, пожелание здоровья при встрече):
Оружейный салют, или артиллерийский салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.
Праздничный салют — торжественная стрельба из специализированных («салютных») артиллерийских орудий.
Троекратный салют — церемониальный акт. (из энциклопедии для школьников
ТЕКСТ №2
При проведении артиллерийских салютов салютным подразделением уведомляется Правительство Москвы, ГУВД по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка в местах проведения праздничных артиллерийских салютов.
-Определите тему текстов. И в 1 и 2 тексте говорится о салюте. Одну и ту же информацию несут эти тексты? (нет)
-Какие стили речи знаете? (дети называют, появляется слайд)
-Чем отличается научный от официально делового?
(Предполагаемый ответ: Деловой и научный стили отличаются задачей. Задача научного стиля - сообщение + объяснение, задача делового – сообщение + инструкция.) Слайд
- Давайте вспомним , какие типы речи вы знаете. К какому типу речи относятся наши тексты? повествование
-Докажите, выберите признаки этого типа речи и прикрепите на доску.
Повествование
Признаки предмета,2. Аргумент.3. Тезис. 4. Доказательства. 5. Что происходит с предметом?.6. Ведущая часть речи- глагол.7.Ведущая часть речи- прилагательное.8.Указание на завершение действия.9. Сообщение о месте и времени действия.
2.Признаки предмета,2. Аргумент.3. Тезис. 4. Доказательства. 5. Что происходит с предметом?.6. Ведущая часть речи- глагол.7.Ведущая часть речи- прилагательное.8.Указание на завершение действия.9. Сообщение о месте и времени действия.
-Ребята, вспомните, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сформулировать тему урока.
- Повествование в научном и деловом стиле. Молодцы! Давайте ее запишем.
- Какие задачи поставим перед собой?
- Да , Молодцы! В связи с этим сегодня на уроке мы научится различать повествование деловое и научное, и самое важное, закрепим навык анализа текста.
5. Сопоставительная работа в парах.
- О Вов снято огромное количество фильмов, написано много книг, опубликовано множество статей. Сегодня мы познакомимся с такими текстами –повествованиями о величайшем событии 20 века- победе над фашисткой Германией..
-Возьмите лист оранжевого цвета, на котором вы найдете такой текст. Прочитайте и выполните задание. 10 минут.
ТЕКСТ №1ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего
В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначить 24 июня 1945 года в Москве на Красной Парад Победы.
На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
В соответствии с приказом организацию парада возложить на командующего войсками Московского Военного Округа .
ТЕКСТ№2
Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне заключается:
1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;
2) была устранена угроза установления мирового господства со страны
государства гитлеровского блока;
3) народы Европы обрели свободу, восстановили свою государственность;
4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.
Задания.
К какому стилю относится каждый текст?
В каком тексте содержится сообщение о конкретных сведениях, с какой целью оно дано?
Какой текст дает нам достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки?
При подготовке используйте опорную схему.
Первый текст относится к ___________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля - сообщить __________________________. В этом тексте сообщается о том, что ________________ Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения_____________________________________-. Этот текст может быть использован в _____________________________.
Второй текст относится к ____________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить ___________________. В этом тексте говорится о _________________, поясняется значение этого явления: ________________________, _______________________, ____________________. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что _________________________________, потому что __________________. Этот текст может быть использован в ____________и __новостях__________
-Проверка
- 75 лет назад самой желанной новостью была победа над фашистской Германией.
Давайте встанем и поддержим радость советского народа аплодисментами. СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Почувствовали тепло рук? И с новым зарядом позитива продолжаем работу.
- Какой вывод можно сделать по нашим текстам – повествования? Опираясь на карточку –информатор , сделайте вывод: в чем сходство , а в чем различие повествования в научном и деловом стилях, используя слова для справок. 3 минуты.
Карточка- информатор «Я делаю вывод».
В повествовании научного стиля раскрываются……………………………………………………, излагаются ……………………………………………………… Цель повествования научного стиля– ……..……………………………………………………(сообщение + объяснение). Сведения имеют……………………………. ценность.
Повествование делового стиля содержит сведения …………………………… характера, помогающие человеку в ……………………………………….. ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (……………………..), воспользоваться бытовыми приборами (………………) (сообщение + ………….).
раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.
Цель – расширить знания людей о мире,
помочь им понять окружающую действительность (сообщение+объяснение)
Сведения имеют познавательную ценность.
Повествование делового стиля содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: провести парад( приказ), как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция).
В научном сообщении раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.
Цель – расширить знания людей о мире, помочь им понять окружающую действительность (сообщение+объяснение)
Сведения имеют познавательную ценность.
Повествование делового Содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: провести парад( приказ), как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция).
( В научном Первый текст относится к официально-деловому стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить конкретные сведения из практической жизни. В этом тексте сообщается о том, почему нужно провести парад. Во-вторых, здесь содержится информация, которая помогает всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения. Этот текст может быть использован в газетах, в новостях.
Второй текст относится к научному стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки (исторической, социологической и т.п.). В этом тексте говорится значении победы СССР в вов для всего мира. Этот текст может быть использован в энциклопедии, учебнике, монографии, диссертации.
- Молодцы!
- Действительно, эти тексты повествования в научном и деловом стилях очень похожи, но есть различия в назначении. Где используется повествование в научном стиле? ( Повествование в научном стиле – в научной статье, учебнике, научно-исследовательской работе). Повествование делового стиля? (используется, приказах, справках, законах, в инструкциях)
- Как вы понимаете, что такое инструкция?
- Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять СЛАЙД
6. Творческое задание.
- Я вам предлагаю взять синий лист на котором написан рецепт счастья Шалвы Амонашвили, прочитайте
Шалва Амонашвили
-Возьмите чашу терпения.
- Налейте туда полное сердце любви.
-Бросьте две пригоршни щедрости.
- Плесните туда же юмора.
- Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте.
-Потом намажьте кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.
-Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:
важную роль играют глаголы повелительного наклонения.
стоят в начале предложения (1,2 место)
употребляются в одной форме
-Наши деды и прадеды боролись за мирное небо для своих детей, внуков и правнуков. Наши деды хотели, чтобы мы были счастливы. Давайте попробуем составить рецепт сохранения мирного неба.
- Напишите ихна полосках бумаги и прикрепите на доску.
- Итак, дети, чтобы сохранить мирное небо , мы должны ( зачитываю листочки)
- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.
Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Вы научились различать тексты –повествования в научном и деловом стиле.
Голубой голубь - Старался, но были ошибки.
И поднимите руки вверх.
- Посмотрите сколько белых голубей!!! Это значит , что сегодня все хорошо потрудились
11. Домашнее задание
Составьте и запишите для Энциклопедического словаря определение слову «подвиг». Определите стиль речи.
ПРиложение
1..(В, в ) еликая (О ,о) течественная (В,в) ойна, п…беда, п ..двиг, ,с. лдат,
г.. рои, в..тераны, с..лют
2.
ТЕКСТ №1
САЛЮТ- (от нем. salut «приветствие (залпами)» и итал. salute — «здоровье», а также приветствие, пожелание здоровья при встрече):
Оружейный салют, или артиллерийский салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.
Праздничный салют — торжественная стрельба из специализированных («салютных») артиллерийских орудий.
Троекратный салют — церемониальный акт. (из энцклопедии для школьников
ТЕКСТ №2
При проведении артиллерийских салютов салютным подразделением уведомляется Правительство Москвы, ГУВД по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка в местах проведения праздничных артиллерийских салютов.
3.ТЕКСТ №1ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего
В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначить 24 июня 1945 года в Москве на Красной Парад Победы.
На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
В соответствии с приказом организацию парада возложить на командующего войсками Московского Военного Округа .
ТЕКСТ№2
Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне заключается:
1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;
2) была устранена угроза установления мирового господства со страны
государства гитлеровского блока;
3) народы Европы обрели свободу, восстановили свою государственность;
4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.
Задания.
К какому стилю относится каждый текст?
В каком тексте содержится сообщение о конкретных сведениях, с какой целью оно дано?
Какой текст дает нам достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки?
При подготовке используйте опорную схему.
Первый текст относится к ___________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля - сообщить __________________________. В этом тексте сообщается о том, что ________________ Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения_____________________________________-. Этот текст может быть использован в _____________________________.
Второй текст относится к ____________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить ___________________. В этом тексте говорится о _________________, поясняется значение этого явления: ________________________, _______________________, ____________________. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что _________________________________, потому что __________________. Этот текст может быть использован в ____________и __новостях__________
Карточка- информатор «Я делаю вывод».
В повествовании научного стиля раскрываются……………………………………………………, излагаются ……………………………………………………… Цель повествования научного стиля– ……..……………………………………………………(сообщение + объяснение). Сведения имеют……………………………. ценность.
Повествование делового стиля содержит сведения …………………………… характера, помогающие человеку в ……………………………………….. ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (……………………..), воспользоваться бытовыми приборами (………………) (сообщение + ………….).
раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.
Цель – расширить знания людей о мире,
помочь им понять окружающую действительность (сообщение+объяснение)
Сведения имеют познавательную ценность.
Повествование делового стиля содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: провести парад( приказ), как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться бытовыми приборами (инструкция по их применению) (сообщение+ инструкция).
1.(В, в ) еликая (О ,о) течественная (В,в) ойна, п…беда, п ..двиг, ,с. лдат,
г.. рои, в..тераны, с..лют.
1. Салю́т (от нем. salut «приветствие (залпами)» и итал. salute — «здоровье», а также приветствие, пожелание здоровья при встрече):
Оружейный салют, или артиллерийский салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.
Праздничный салют — торжественная стрельба из специализированных («салютных») артиллерийских орудий.
Троекратный салют — церемониальный акт.
2. При проведении артиллерийских салютов салютным подразделением Московского военного округа об этом уведомляется Правительство Москвы, ГУВД по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка в местах проведения праздничных артиллерийских салютов.
Научный стиль | Официально-деловой |
Книжные стили РС=1-много, О/О, цель - сообщение | |
Сообщить обобщенные сведения о мире | Сообщить конкретные сведения из практической жизни |
Сообщение+объяснение | Сообщение+инструкция |
Повествование
ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего
В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначить 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы.
На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Наркомата Обороны, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
В соответствии с приказом организацию парада возложить на командующего войсками Московского Военного Округа .
Первый текст относится к ___________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля - сообщить __________________________. В этом тексте сообщается о том, что ________________ и _________________. Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: _____________________________________-. Этот текст может быть использован в _____________________________.
Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в великой Отечественной войне заключается:
1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;
2) была устранена угроза установления мирового господства со страны
государства гитлеровского блока;
3) народы Европы обрели свободу, восстановили свою государственность ;
4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.
Второй текст относится к ____________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить ___________________. В этом тексте говорится о _________________, поясняется значение этого явления: ________________________, _______________________, ____________________. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что _________________________________, потому что __________________. Этот текст может быть использован в ________________________
Военнослужащие должны:
- постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности,
- свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.
Помните, что по вашему поведению судят не только о вас, но и о Вооруженных Силах в целом.