Технологическая карта урока русского языка «Научный стиль речи» (8 класс)
Тема урока: «Научный стиль речи» |
|||
Тип урока: Открытие новых знаний Цель урока: Познакомить с новым признаками научного стиля |
Формы, приемы, методы: Формы: индивидуальная, групповая Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, беседа, дифференцированные задания, игра «Ассоциации». Задачи урока: Предметные: 1. Способствовать развитию навыка определения стиля речи 2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале. Метапредметные: 1. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию в таблицу
2. Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные : 1. Формировать адекватную самооценку 2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни 3. Прививать интерес к познавательной деятельности
|
||
Предполагаемый результат |
|||
Знать |
Уметь |
||
Признаки научного стиля |
Определять стиль текста Составлять таблицу и пользоваться ею Применять изученный материал для решения практических задач |
||
Компетенции/УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
|
Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход |
Доска, компьютер, индивидуальные контрольные листы (ИКЛ). учебник |
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
Результат |
|||
I этап: Организационный |
||||||||
Мотивация к учебной деятельности 1-2 мин. |
- Здравствуйте, ребята! Рада Вас видеть. Всё ли готово к уроку? |
Настраиваются на урок |
Личностная. |
Включение в учебный процесс |
||||
II этап: Актуализация знаний |
||||||||
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности 3-5 мин |
-Какой язык вы изучаете на уроках русского языка? - Назовите главный признак литературного языка. - Почему нужно учиться читать и говорить в соответствии с нормами литературного языка? - Назовите разновидности литературного языка. -Перечислите книжные стили речи |
Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Примерные ответы: - литературный - нормированность -разговорный язык, книжные стили речи, язык художественной литературы -научный официально-деловой публицистический |
Учебно-познавательная, (Планирование деятельности) коммуникативная |
Беседа |
Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность |
|||
Игра «Ассоциация» 3-5 мин Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют правило урока |
Учитель предлагает построить ассоциативный ряд к словосочетанию « научный стиль» . |
Учащиеся называют ассоциации, записывают их, выделяют изученные орфограммы. Точность объективность логичность термин доклад лекция |
Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная |
Фронтальная беседа |
Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока |
|||
III этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания) |
||||||||
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию 5 мин |
Организует коллективную работу по открытию нового знания: классу предлагается систематизировать материал в виде интеллект-карты.
Читаем «Ключик» в учебнике, проверяем себя. Работа с параграфом № 4. |
Учащиеся рассматривают кластер «Буквы Ы-И после Ц и формулируют правило. Исследуют теоретический материал, работая, обсуждают, находят пути решения задания |
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Исследование, работа в группах |
Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать. |
|||
V этап: Первичное закрепление |
||||||||
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения 3-5 мин |
Организует работу по первичному закреплению нового знания -1.Работа с текстом. Научный стиль. ( Учитель демонстрирует текст на экране или распечатывает его и раздаёт учащимся ). - Назовите признаки научного стиля Кинетическая энергия Энергию движущегося тела называют… энергией . Она является … величиной. … энергия зависит от … движения тела . Эта зависимость … . Скорость тела является … величиной . поэтому … энергия является величиной … . … энергия зависит и от … тела . Эта зависимость … . Можно сказать , что энергия тела … его массе . С л о в а д л я с п р а в к и : кинетический , физический , нелинейный , относительный , линейный , пропорциональный , скорость , масса . -Спишите текст , вставляя пропущенные слова . |
Выполняют задание . Затем самопроверка. |
Учебно-познавательная, коммуникативная |
Индивидуальная работа |
Умение действовать по алгоритму |
|||
VI этап: Творческая работа в группе (в парах)с самопроверкой и взаимопроверкой в классе |
||||||||
Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку |
Организует выполнение задания по опорным словам. Используя опорные слова составьте текст научного стиля. 1 группа: лабораторная, штатив, кислота, соль, реакция, катализатор, вещество, осадок, металл
2 группа : симфония , оратория каватина , акустика , струнные инструменты , клавир , созвучие , высокий регистр , низкий регистр ,группа духовых 3 группа : курсор , меню, формат , многоуорневый , клавиша , элемент , низкий ( высокий) уровень нумерации 4 группа : палитра , акварель , гуашь , пастель , колорит, светотень , пленэр пейзаж , эскиз , живописец |
Самостоятельно выполняют задания нового типа. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Комментирут, когда записывают текст. Взаимопроверка |
Учебно-познавательная |
Выполнение самооценка |
Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность |
|||
IV этап: Формирование основкультуры речи |
||||||||
Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого; 3-5 мин |
Выполнение упражнения №48 (из учебника Е. Быстровой) Анализ значения синонимов. Учитель предлагает составить два предложения со словом «работать» и два – со словом «трудиться» |
Учащиеся записывают предложения. |
Учебно-познавательная |
Умение логически мыслить, продумать и сформулировать предложения |
||||
VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
||||||||
Организовать действия по обобщению изученного, нацелить на на работу творческого характера |
Предлагает Дифференцированное задания: 1.Повторить теоретический материал (стр.35)-всем 2. Сжатое изложение от 3-го лица (упр. №40) 3.Упр. 43. |
Ориентируются в информации. Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя. |
Учебно-познавательная, информационная |
Дифференциация заданий |
Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения. |
|||
IX этап:Рефлексия. Подведение итогов |
||||||||
Помочь учащимся осознать результаты деятельности |
Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей |
Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка, ИКЛ), товарищем (взаимооценка), всем классом. |
Учебно-познавательная, коммуникативная |
«Украшаем торт» - прием рефлексии |
Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |
Легоцкая Вера Сергеевна
Валентина
Селиванова Галина Геннадьевна