Урок русского языка в 6 классе «Определение научного понятия»
Урок по теме: «Определение научного понятия».
Цели:
- закрепить знания о научном стиле речи;
- дать понятие о научном определении, научить строить его по модели;
- уметь отличать родовое понятие и видовой признак, способы их выражения; - развивать умение формулировать любое определение;
- воспитывать чувство уважения к родному языку.
Ход урока.
Оргмомент (приветствие, смена тетрадей, запись числа, темы урока).
Проверка домашнего задания:
- дайте характеристику научного стиля;
- напишите на доске схему речевой ситуации научного стиля;
- прочитайте примеры текстов научного стиля.
3. Работа с новым материалом. Актуализация знаний.
А) Опираясь на имеющиеся у вас знания, давайте разберём тему сегодняшнего урока (рассматривается каждое слово в теме). Как вы понимаете слово «определение»? Ребята высказывают различные точки зрения. (Слайд №3) Какие ассоциации возникают у вас со словом «научный»? Что значит «понятие»?
Б) Исходя из разбора темы урока, не смогли бы вы сформулировать цель нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся) (Слайд №2) Как вы думаете, в жизни пригодится вам эта тема? (Скорее всего дети ответят: «Нет»). Предлагаю ситуации. Вы на уроке географии. Нужно рассказать о Волге. С чего вы начнёте ответ? (Ответы учащихся. Ребята придут к мысли, что нужно рассказать прежде всего, что такое Волга. Я подвожу к мысли, что это и есть определение научного понятия). Чтобы получить хорошую оценку, нужно уметь правильно давать определение любому понятию. Следовательно, наша сегодняшняя тема нужна на каждом уроке. Следующая ситуация. Вы поступили на работу продавцом-консультантом. К вам пришли покупатели, которые не знают, что такое MMS. Чтобы точно объяснить, вы должны правильно построить свою речь. А это возможно лишь в том случае, если вы дадите определение, что такое MMS. Возвращаю учащихся к целям урока, которые они сформулировали. Наша задача – научиться…(ещё раз проговариваю цели урока).
4. Содержание урока.
Дома вы работали с научным стилем, и вам необходимо было найти небольшие тексты научного стиля, где раскрывалось бы значение какого-либо термина. Пожалуйста, какие тексты вы нашли. ( Зачитывается д/з). Хорошо. Вы хотели бы также точно давать определения? Хотели бы, чтобы ваша речь была правильной? Тогда давайте учиться. Прочитаем теоретический материал в учебнике и дадим ответы на вопросы. Что шире по значению родовое понятие или видовой признак? Как строится определение научного понятия? (Вопросы на доске). Ответы учащихся. (Слайды №5).
Закрепим эту часть урока. Выполняем упр. 592, 593.
С чем мы сейчас разобрались? (Уяснили, что такое понятие). Теперь выясним, сколько нужно сделать шагов, чтобы построить логическое определение. Работаем по учебнику. Ответы учащихся.
5. Закрепление.
А теперь разобьёмся на команды и решим ряд задач. Задание для 1 группы: создайте схему определения научного понятия. Приведите пример и объясните всё на примере. (Проверка по слайду №4)
Задание для 2 группы: исправьте деформированный текст. (Проверка по слайду №9)
Задание для 3 группы: составьте памятку, как не надо давать определение научного понятия. (Проверка по слайду №7,10)
Задание для 4 группы: составьте 3 определения научного понятия.
Теперь посмотрим, как вы усвоили тему, поиграем. Слайд №6,8.
Практика, упр. 597
6. Д/з – упр. 599 (1 уровень); упр. 596 (2 уровень); упр.601 (3 уровень), стр. 271, 272, читать.
7. Рефлексия. Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Чему научились? Пригодится ли вам это? (Слайд №11)
Определение научного понятия
PPT / 473.5 Кб