Урок русского языка в 7 классе «Культура речи. Стили литературного языка»
Тема «Культура речи. Стили литературного языка».7 класс
Цели:
1) повысить уровень культурного владения языком;
2) способствовать формированию языкового чутья;
3) повторить изученные стили речи;
4) развивать навыки работы в коллективе.
Задачи:
1.Формирование умения работать с новой информацией по теме (определять принадлежность текста к стилям по их характерным признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод);
2.Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
3.Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
Оборудование:
1.учебник "Русский язык, 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А и др., Москва, изд. "Просвещение", 2013;
2.мультимедиа.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев) (спроецировано на доске)
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Сообщение темы, целей и задач урока.
II. Слово учителя. Беседа с классом.
- Итак, вы уже поняли, сегодня на уроке мы поговорим о культуре речи, зеркалом которой является наш прекрасный русский язык.
- Прочтите эпиграф, подумайте, какова основная мысль высказывания?
- Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?
- Как бы вы могли определить понятие «культура речи»? Сверим свои предположения с мнением ученых.
На мультимедийной доске спроецировано определение: «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка» (БСЭ).
- Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
III. Новая тема
Чтение высказывания о литературном языке на стр. 27 учебника.
-Что называется литературным языком?
Литературный язык является высшей формой русского языка. Это образцовый язык, нормы которого обязательны для всех. Литературный язык имеет две формы- письменную и устную. В зависимости от того , где и для чего применяется литературный язык, в нем выделяются несколько разновидностей стилей: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный.
Задание 1. Закончите предложения (чтение учебника).
-Какие стили литературного языка вы вспомнили?
-Чем они отличаются друг от друга?
Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся ___________.
Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к ____________.
Если составляем различные документы, то пользуемся __________.
Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к ________.
Задание 2. Выполнение упр.61.
Прочитайте название жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно стиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.
Задание 3.Систематизация знаний о стилях речи. Составление таблицы стилей речи.
Основные черты стилей (спроецировано на доске)
1) Разговорный - неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный - официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
3) Официально-деловой - официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4) Художественный - эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
Задание 4.
Творческое задание (работа проводится по рядам). За 10 минут ребята должны составить тексты по одной теме, но в разных стилях.
Например, слово берёза.
Первый ряд пишет о берёзе в научном стиле, второй — в художественном, а третий составляет текст в разговорном стиле.
Защита творческих работ. В ходе чтения учащиеся определяют принадлежность слов к тому или иному стилю.
V. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение «Почему надо говорить правильно».
VI. Обобщение, подведение итогов урока.
Таким образом, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Будьте интеллигентны во всем, ведь вы являетесь носителями «прекрасного русского языка, этого достояния, переданного нам нашими предшественниками»: А.С Пушкиным, И.С. Тургеневым, А.П. Чеховым…