12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Светлана Николаевна161
Педагогический стаж - 12 лет Образование - высшее (Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности "Учитель русского языка и литературы")
Россия, Иркутская обл., Тайшетский район рп. Новобирюсинский
2

Повышение орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа





Выступление на РМО учителей русского языка и литературы


«Организация работы школьников над орфографическими ошибками в диктантах» (из опыта работы)





Васильева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новобирюсинская СОШ









 (Слайд 2) Никто не станет спорить, что работа над ошибками необходима, так как это важный этап формирования орфографических умений учащихся. Но традиционная работа над ошибками приносит мало пользы. Как обычно она проводится? Работу над ошибками делают все: и те, кто получил «2» и «3», и те, кто получил «4» и «5».                                                                           Успевающие ученики хорошо справляются с этой работой, а тот, кто получил «2», едва успевает механически списать записанное на доске. Когда после такой работы спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь те, над которыми работал весь класс и которые были записаны на доске. А если спросить об ошибках, допущенных в предыдущих работах, даже и не вспомнят, на какое правило они были. Чтобы исправить положение и получить результат, надо было искать выход из создавшегося положения. Работа над темой началась с анализа практических и контрольных работ учащихся, который показал, что многие дети не видят орфограмму или не могут подобрать проверочное слово. Некоторые учащиеся правило знают, орфограмму найти могут, но при письме под диктовку свои знания и умения не применяют.        

(Слайд 3) Был сделан вывод, что эффективность работы над ошибками зависит от нескольких факторов:

  •  систематичности её проведения;
  •  разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;
  •  наличия индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику.

(Слайд 4) Практика показывает, что невозможно работать над всеми видами ошибок, допущенными в работе. Существует множество приёмов и методов работы над ошибками. В моей практике имеет место такой метод работы: проверяя диктант, составляю на отдельном листке список слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта (например, найти слова с непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить с ними связный текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило и обозначают графически.                                                                                                     После того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте слова с аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.                                                                      

(Слайд 5) Работа над отобранными видами орфограмм проводится при помощи:

1) Объяснительного диктанта.

Объяснительный диктант – объяснение орфограммы проводится после записи предложения и текста.

2) Предупредительного диктанта.

Предупредительный диктант – перед записью отдельного предложения или текста устно проводится объяснение определённых орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, я предлагаю перед написанием слов письменно объяснить соответствующие орфограммы.

3) Выборочно-распределительного диктанта.

Выборочно-распределительный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. В отличие от других видов диктанта предполагает запись не всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.

4) Безошибочного диктанта.

Используется в практике школы как форма предупредительного диктанта с целью повышения активности учащихся. Прослушав текст, ученики ставят вопросы в отношении написания тех или иных словоформ. На эти вопросы отвечают желающие. При такой организации работы активность учеников предельно высока.

5) Творческого диктанта.

Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Работа по орфографии происходит в первую очередь над орфограммами во вставляемых словах. Тем самым у школьников вырабатывается навык применять орфографические правила в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

(Слайд 6) Самостоятельная работа учащихся по закреплению данных орфограмм.

Важное место в обучении правописанию отводится самостоятельной работе учащихся над своими ошибками. Приёмы самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. Поэтому задания подбираю такие, чтобы ученик не механически выполнял его, а сознательно применял нужное орфографическое правило, подбирал собственные примеры.                            Например, если ученик ошибся в правописании чередующихся гласных в корне, полезно дать задание подобрать предложения со словами, в которых бы встречались обе чередующиеся гласные.                                              

(Слайд 7) Задание может быть сформулировано таким образом:

  1. придумать предложение со словами: прилагать и сложить

ИЛИ

  1. подобрать 5 – 6 слов с корнями -лаг-//-лож-.                                  


Возможен другой вариант работы с индивидуальными карточками над текстом диктанта. В соответствии с этой карточкой ученик сам ищет допущенные в диктанте ошибки, объясняя, исправляет их и подбирает собственные аналогичные примеры.

                                                                 

(Слайд 8) Например:

     1. Найдите и объясните ошибки в словах с безударными гласными.

  1. Правописание предлогов. Найдите ошибку в тексте, найдите ещё 2-3 примера из текста.
  2. Как пишется не с глаголами? Найдите ошибку в тексте.                     

Эти вопросы указывают, на какие правила он допустил ошибки.

         Я убедилась, что индивидуальная работа – это нелегко, но важное и нужное дело в повышении грамотности. Трудно разграничить, где заканчивается работа над орфографическими ошибками и начинается работа по их предупреждению. Вот один из приёмов повышения грамотности – «эстафета» по орфографии.                                                                                   (Слайд 9) Раздаю листики ученикам, сидящим на последних партах каждого ряда. Называю тему. Например, в 5 классе «Безударные гласные, проверяемые ударением». Все учащиеся получают одно задание: написать слово с проверяемой безударной гласной. 1-й ученик записывает слово, передаёт лист следующему. Обязательное условие эстафеты: слова повторять нельзя. Прежде чем написать своё слово, ученик должен посмотреть, нет ли его уже в дошедшем до него листочке. Такие эстафеты наглядно демонстрируют степень усвоения учениками изученной темы. Можно давать разные задания каждому ряду.

(Слайд 10) Итоговый контроль

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Мои наблюдения показывают, что работа в парах и группах ребятам очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения.                               Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при со­ставлении поурочных планов слова из учетных листов обще­классных ошибок. Слова из индивидуальных учетных листов учащихся (списки слов в рабочих тетрадях и в тетради «Мои ошибки») использую при опросе детей (выясняю, как они усвоили правописание тех или иных слов).                                                                          (Слайд 11) Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

Работа над ошибками – это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика, знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно и продуктивно строить с ним работу.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.