Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»
Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий.
(Вы можете прочесть в удобном PDF)
СтатьяPDF / 563.84 Кб
Уважаемые коллеги!
В этой статье я не буду мучать вас долгим перечислением существующих дидактических игр, заумной методологией, равно как и любой другой подобной академической информацией, доступ к которой есть у каждого, в наш век новых технологий. Да и к слову сказать, основа изложенного ниже материала, на которой и строятся большинство тезисов и выводов, хотя в чем-то и субъективна, тем не менее выходит за рамки обычных табличных классификаций. Я говорю, о педагогическом опыте, которым и надеюсь с Вами поделиться.
В этой статье я расскажу Вам, как именно я применяю игровые технологии на своих уроках, приведу конкретные примеры и постараюсь объяснить почему именно эти игры я выбираю для своих занятий. И конечно, я расскажу Вам о моей любимой игре.
Тем не менее, без вводных слов все-таки не обойтись, но их будет немного. И перед тем, как перейти непосредственно к играм, необходимо сформулировать основные тезисы того, какие преимущества предоставляет интеграция игры в учебный процесс.
Применение игровых методик на уроках дает возможность разнообразить занятия, сделать их более интересными и динамичными. Помогает очаровать своим предметом и создать мотивацию для дальнейшего его изучения. Улучшает атмосферу в классе. В то время, когда дети заняты общим делом, в классе нет места для ксенофобии и буллинга.
Игровые методики отлично подходят для развития когнитивных и коммуникативных навыков, дают возможность учащимся проявить себя, а учителю по-иному взглянуть на своих учеников. И это далеко не полный список того, что способна привнести в ваши занятия игра.
Дидактические игры применяются, в зависимости от целей и задач, исходя из максимально возможной эффективности, доступной посредством игровой интеграции. В начале урока, в виде разминки, в конце - для закрепления пройденного материала, или, вы можете посвятить для игры весь урок целиком.
В качестве одного из вариантов разминки предлагаю Вам использовать игру-эстафету, которую можно проводить как в устной, так и в письменной форме.
Вот пара примеров, начнем с устной:
Первый человек называет физическое явление (физическое тело), следующий - физическую величину, связанную с явлением (с телом), третий – букву ее обозначения, четвертый-единицу измерения, наконец пятый- называет прибор для измерения этой физической величины. Следующий ученик называет другое физическое явление и т.д.
Пример: кипение воды - физическое явление; можно измерить температуру - это физическая величина; обозначается буквой t; измеряется в градусах Цельсия; термометр - прибор для измерения данной физической величины.
Теперь пример письменной эстафеты:
На карточке даны формулы где пропущено одна из букв обозначающая физическую величину (см. рис 1). Задача учащихся, которые сидят в одном ряду поочерёдно заполнить карточку, так чтобы в итоге получились правильные формулы.
Побеждает та команда, которая не только быстрее всех принесёт свой лист, но и в том числе, которая наберет наибольшее количество правильных ответов.
Как показывает практика, детям нравиться подобные разминки, и вместе с тем, время не тратится в пустую. Во время игры ученики весело и непринужденно повторяют основные понятия, формулы, а кроме того формируют чувство личной ответственности за результат.
Аналогичные игры можно предложить учащимся и в качестве закрепления материала в конце урока.
Далее мы рассмотрим несколько игр, рассчитанных на весь урок. К каждой из них будет прикреплена ссылка с одним или несколькими примерами игр, разработанных мною.
Игра лото (https://urok.1sept.ru/articles/662754,
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_igra_na_temu_pryamolinejnoe_ravnouskorennoe_175457.html ).
Можно играть в паре или одному, устраивать соревнование, кто быстрее закроет свои карточки или отрабатывать материал, в этом случае победителей не будет.
Подобные игры развивают не только умение быстро находить информацию, ориентироваться в ней, анализу, умению находить общее и различие, но и способность применять её в конкретной ситуации. Игры лото развивают концентрацию внимания, коммуникативные навыки при работе в паре, учат принимать поражение с достоинством и правильно реагировать на победу.
Викторины (ссылка на шаблон презентации к викторине https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/shablon_prezentatcii_154350.html )
Игры викторины развивают эрудицию, умение быстро найти информацию, коммуникативные навыки, внимание, память, тренируют логику и сообразительность, расширяют кругозор.
Обычно я предлагаю их в конце четверти (триместра) для закрепления тем. Их можно давать по тематическим блокам.
Квест
(https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok__kvest_na_temu_reshenie_zadach_sili_104212.html ).
Игра квест помогает развивать логику, внимание, коммуникативные способности, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Игры эстафеты
Я уже упоминала этот тип игр в рамках разминочной десятиминутки. Однако их вполне можно расширить и на весь урок. В этом случае задания становятся более вариативными, включающими в себя большее количество различных видов деятельности учащегося, как-то практических, так и теоретических.
Игры на развитие критического мышления (https://urok.1sept.ru/articles/659367 )
Наконец мы дошли до самой любимой мною игры. В ней я предлагаю ученикам утверждения, которые они должны подвергнуть критическому анализу. Утверждение может быть правильным, не правильным или возможным. И если возможным, то в каком случае, при каких обстоятельствах.
Необычность этого подхода состоит в том, что чаще всего ученики имеют дело только с вопросами, а если им все-таки попадается утверждение скорее всего оно будет однозначно верным или нет. Метод «критического мышления» знакомит учащихся с частично верными утверждениями, что сбивает их с толку, заставляет думать, рассуждать. В чем собственно и состоит основная суть метода игры на критическое мышление.
Игра отлично развивает умение анализировать информацию, учит синтезу, дедукции/индукции, умению выражать свои мысли, выстраивать конструктивный диалог, анализу ситуации на научном или бытовом уровне и т.д.
Ее можно провести и когда учащиеся только начинают изучать тему, и на заключительном, обобщающем уроке. Отмечу из личной практики, что дети после подобных уроков, часто просят, что бы следующий урок был таким же. Им нравится искать информацию, рассуждать, а главное коммуницировать, что на обычных уроках для них как правило не дозволено.
В заключении хотела бы отметить, что подготовка к уроку в виде дидактической игры требует от учителя многих ментальных усилий, креатива, временных затрат. Впрочем, все издержки с лихвой покрывает интерес, вовлеченность и рвение, которые демонстрируют ученики. Поверьте, это стоит любых усилий, когда своим гаджетам они предпочтут работу на уроке.