Урок русского языка в 4–5 классе на тему «Повторение. Части речи»
Тема урока: «Повторение. Части речи»
Цель: систематизация знаний учащихся о частях речи
Задачи: - коррекционно-образовательная – совершенствовать умение распознавать слова, относящиеся к различным частям речи
- коррекционно-развивающие – развивать устную и письменную речь учащихся, мышление
- коррекционно-воспитывающие – воспитывать интерес к изучению родного языка
- специальные – следить за ношением очков, за сменой видов деятельности, за дозированием зрительной нагрузки, за достаточной освещенностью рабочего места, проводить физкультминутку и гимнастику для глаз
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Минутка чистописания
Сс
сад
- Назовите записанную букву. Сколько звуков она обозначает? Произнесите эти звуки. Гласные они или согласные? Звонкие или глухие? Парные или непарные по звонкости-глухости? По твердости-мягкости? Запишите букву (- Как пишется буква С по системе Брайль?)
-Прочитайте написанное слово, объясните его лексическое значение.
(Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками)
- Какая орфограмма встречается в слове сад?
- Какой звук слышим на конце слова? Какой буквой обозначаем его на письме?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с парным согласным в корне?
- Подберите проверочное слово и запишите его
3. Словарная работа
- Запишите слова в 3 столбика
вагон хороший работать
герой черный дежурить
понедельник желтый
солдат
пальто
аптека
рисунок
- Кто может сказать, какие слова мы записали?
- Откройте словари и проверьте те слова, в написании которых вы сомневаетесь (Спросить детей, в каких словах они сомневались)
Зарядка для глаз
3. Постановка цели и задач урока
- Кто догадался, по какому принципу слова разделены на группы? (по частям речи)
- Назовите, какой частью речи являются слова 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика?
- А слово сад в какой столбик можно записать?
- Кто может назвать тему нашего урока?
- Сегодня на уроке мы будем повторять то, что нам известно о частях речи
4. Работа по теме урока
- Назовите известные вам части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие)
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные отвечают на вопрос кто? (одушевленные) на вопрос что? (неодушевленные). Приведите примеры
- Что такое имя прилагательное?
- Какие имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое?
- Какие имена прилагательные отвечают на вопрос какие?
- Приведите примеры имен прилагательных, стоящих в единственном числе, во множественном числе
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
В процессе работы на доске появляется запись: (Дети при необходимости могут подойти к доске для лучшего рассмотрения этой записи)
Имя имя глагол
существительное прилагательное
предмет признак предмета действие предмета
кто? что? какой? какая? что делать?
какое? какие? что сделать? и т.п.
- Для чего служат предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
Физкультминутка
- Я буду называть слова. Если я назову имя существительное, вы встаете; имя прилагательное – делаете волну руками; глагол – приседаете
Стоит чудесный летний день. Яркое солнце освещает лесную поляну. Поют звонкие песни веселые птицы.
- Кто запомнил, сколько глаголов я назвала?
- А чтобы справиться со следующим заданием, надо быть очень внимательными. Я прочитаю несколько предложений, вы должны их послушать и записать в тетрадь 2 существительных, встретившихся в этих предложениях
Хорошо весной в горах. На зеленых склонах пестреют ранние цветы. Они тянут свои головки к солнцу и жадно пьют его лучи.
- Объясните выражение «пьют лучи» (впитывают, поглощают)
- Из второй группы предложений надо записать в тетрадь 2 имени прилагательных.
Выпрямились пучки сухих трав. Вот из серых скал выползла туча. Посыпался колючий снег и град.
- Из третий группы предложений записать в тетрадь 2 глагола.
Прошла туча. Запылало солнце. Снег и град растаяли. Запели птицы.
(Поэтапно задание проверяется. Дети называют записанные ими слова)
Пальминг
Работа с учебником (№658) (Дополнительная помощь оказывается детям, обучающимся по системе Брайля)
- Прочитайте текст. О чем говорится в этом тексте?
- Спишите 2 первых предложения, сверху над словами укажите известные вам части речи Итог урока
Чем занимались сегодня на уроке?
-Назовите еще раз известные вам части речи
- Придумайте предложение из трех слов, чтобы каждое из слов являлось разными частями речи
Домашнее задание
- Придумать предложение из четырех слов, чтобы каждое из слов являлось разными частями речи